Юрьев-Польской

Петропавловский монастырь

Дата публикации или обновления 14.10.2021
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

    Петропавловский монастырь

    Г. Юрьев-Польской.

    Петропавловский монастырь был основан как мужской митрополитом Суздальским Иларионом (1632-1708 гг.). В 1764 г. - упразднен. Деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла поступила в ведение Архангельского монастыря.

    На протяжении нескольких веков Петропавловская церковь находилась на грани упразднения, но каждый раз, когда ситуация становилась критической, у церкви появлялся заступник.

    В 1772 г. дозволено было при Петропавловской церкви хоронить умерших монахов Архангельского и монахинь Введенского монастырей. Еще в начале XX в. сохранялись на кладбище «памятник-плита под которым похоронен епископ Иоанн, по преданию, из бывших на покое в упоминаемом монастыре до 1764 года», и «старинный памятник, крестообразный камень» - «Абрамиев гроб». «В 1794 году дозволено было Преосвященным Виктором юрьевскому купцу Дмитрию Михайлову Курбатову с прочими гражданами возобновить Петропавловскую церковь без нарушения престола».

    К 1795 г. Д.М. Курбатову не было и 30 лет. был он холост, грамоту «худо», имел «кроткий наружный вид. длинное простое одеяние и ценные налицо волосы». «Упражнялся», по свидетельству юрьевс-городничего, «в живописном и резном художестве» да имел небольшую торговую лавку, в которой продавал получаемые из Москвы «печатные картины, отчего и с помощью родственников имел себе пропитание...» Был он «образа тих, безответен противу насмешек, ругательств и эз, трезв и воздержен во всем, много молился, подавал милостыню и выпускал из-под стражи по долгам находящихся». Это привлекало к нему людей, особенно «пожилых деревенских барынь», которые начали почитать его за пророка, а он «при больших сборищах» читал и пояснял молитвы, говорил «нечто глупое и невразумительное, из чего приверженце к нему сами уже выводили гадательные заключения». В 1794 г. Курбатов испросил у Преосвященного благословения возобновить в Юрьеве старую деревянную церковь святых Апостолов Петра и Павла. Нашел щедрых вкладчиков из купцов московских и то советам неизвестных людей и по собранным рисункам» выстроил церковь «в особом вкусе и покрыл железом».

    В мае 1796 г. сам Преосвященный Виктор освятил возобновленную церковь. На предостережение писавшего ему еще в ноябре 1795 г губернатора, сделавшего из колодца прогнал», но вскоре обнаружил, что духи «высыпаны были под алтарь той строящейся церкви, откуда и происходил запах, и некоторые из простых людей, почитая сие чудом, брали из-под алтаря землю в свои домы». В дальнейшем Шевелкин выдал следствию «Петропавловских богаделен многие бумаги» и среди них письма к «содержателю богаделен» поклонниц, «открывающие подлинное его поведение». Так, в письме помещицы Марьи Ярышкиной Курбатов «поставляем был в виде святого и единым ходатаем к Богу». Власти объявили успевшего скрыться Курбатова в розыск. В декабре 1800 г. блудный купеческий сын был взят под стражу, а Петропавловская церковь вновь осиротела.

    Спустя пять лет с просьбой об «оставлении состоящей на старом кладбище Петропавловской церкви» обратилась титулярная советница Анна Михайловна Комендантова, урожденная княжна Голицына, и в январе 1806 г. богослужение в Петропавловской церкви было открыто.

    Так продолжалось до 1825 г., когда церковь пришла в совершенную ветхость и Юрьевское городское общество возбудило перед Губернским правлением ходатайство о постройке новой каменной церкви, но епархиальное начальство решило: «Петропавловскую церковь - за ветхостью и ненужную для города - упразднить и отдать в заведование Архангельскому монастырю вместе с капиталом, внесенным г-жею Комендантовой, с наличной суммой и имуществом». Согласно указу Святейшего Синода от 23 января 1830 г. церковь была разрушена.

    Восстановителем храма стал купец Петр Бородулин, который пожертвовал собственной землей и выменял у крестьян с. Федосьино отошедшую к ним «пустошь Петропавловскую». 16 мая 1843 г Святейшим Синодом был издан указ, разрешавший строительство каменной церкви. С 1843 по 1853 гг. был выстроен холодный пятиглавый трехпрестольный храм Апостолов Петра и Павла. В середине XIX в. построена и теплая Успенская церковь монастыря. Упрочить положение не имевшей прихода Петропавловской церкви помог, как ни прискорбно, пожар 1871 г. Пройдет около трех лет, и настойчивые граждане Юрьева вдохнут новую жизнь и в погибший в пламени Введенский монастырь, и в сиротливо стоявшую Петропавловскую церковь.

    В судьбе Петропавловской церкви принял участие еще один юрьевский купец по фамилии Курбатов, на этот раз Алексей Михайлович. В 1872 г. он выкупил «пустошь» и пожертвовал ее женскому монастырю. В июле 1874 г. Введенский женский монастырь был официально переведен к Петропавловской церкви и переименован в Петропавловский.

    Игуменье Введенского монастыря Пульхерии, еще в 1869 г. просившей епархиальное начальство о переведении монастыря «к загородной Петропавловской церкви на состоящую при ней землю», было отказано на том основании, что не нашлось «документов на принадлежность церкви Петропавловской 6-ти десятин показанной земли». Игуменье было поручено отыскать необходимые документы, но вскоре огонь уничтожил Введенский монастырь. И если бы не A.M. Курбатов, монастырь, возможно, вообще никогда не был бы возобновлен. Алексей Михайлович устранил главное препятствие - просто передал землю в собственность Петропавловской церкви. Последовавшее очередное прошение игуменьи, жертвовавшей, кстати, на устройство на новом месте вверенной ей обители 5000 рублей серебром из собственных средств, не могло не встретить поддержки и в епархии, и в Святейшем Синоде. 20 июля 1874 г. «устроявшаяся обитель торжественно освящена была Высокопреосвященнейшим Антонием». Игуменья Пульхерия управляла Введенским монастырем с 1847 г. и умерла 14 октября 1881 г. Еще одной старейшей насельницей юрьевского женского монастыря оступила в монастырь в 1843 г., пострижена в монашество в 1864 г.) соратницей игуменьи Пульхерии была сестра Клавдия. С 1871 г. она казначея, а в 1891 г. - настоятельница Петропавловского монастыря. Несмотря на возраст (родилась в 1824 г.), игуменья Клавдия была очень энергична. Ее заботами в 1892 -1902 гг. была построена очень красивая колокольня в русском. При игуменье Клавдии на территории монастыря была отрыта женская церковно-приходская школа.

    Еще не будучи игуменьей, Клавдия в 1886 г. при содействии крестьянина с. Петровское Юрьевского уезда Григория Лаврентьевича Карзова устроила внутри монастыря, с восточной стороны, предназначавшийся для общежития деревянный корпус. Но только став настоятельницей, смогла открыть в нем школу, которая отличалась благоустроенными службами и приличным оборудованием: 11 новейшего образца парт, шкаф для библиотеки, присланные Братством святого Александра Невского учебники и принадлежности. Из подаренной Карзовым сарпинки 24 ученикам были сшиты форменные платья, что придало школе «особенно красивый и опрятный вид». Разместив у себя девочек на учебное время, сестры избавили их от необходимости ежедневно ходить в школу издалека.

    По распоряжению Совета Братства святого Александра Невского заведующей школой стала игуменья Клавдия, законоучителем - священник Д.Ф. Сахаров. Давать уроки рукоделия изъявила желание известная мастерица, послушница монастыря Л.И. Кокушкина, по классу пения - послушница А. А. Пенская, дочь дьякона, обладавшая «достаточным умением обучать пению при посредстве скрипки». Скромное торжество открытия школы состоялось 25 сентября 1892 г.

    Заслуги игуменьи Клавдии неоднократно отмечались Святейшим Синодом, с уважением относились к деятельной настоятельнице и юрьевцы. В скорбный день 19 декабря 1904 г. весь город пришел проститься с игуменьей. Погребена она была у алтаря холодной церкви.

    Спустя три года в Петропавловском монастыре на 71-м году жизни скончалась Прасковья Сергеевна Карзова. Известная «ревнительница по благоустройству храмов», Карзова имела серебряную и золотую медали от Святейшего Синода. Как писали «Владимирские епархиальные ведомости», «благотворительность покойной выразилась во многих тысячах рублей».

    С 1905 г. настоятельницей монастыря стала игуменья Евлампия. В её правление в монастыре, в 1913 г., в монастырском корпусе устроена общая трапеза.

    В монастыре были три старинные иконы с частицами святых мощей привлекавшие богомольцев и список с образа Козельщанской иконы Божией Матери.

    В 1898 г. при Петропавловском женском монастыре была основана богадельня в которой получили приют 7 женщин.

    К Пасхе 1919 г. епархиальным начальством был награжден священник Петропавловского монастыря Александр Михарёв.

    В советское время монастырь был закрыт.

    Петропавловский собор и Успенский храм были разорены, разрушены из главы и своды, частично стены.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос