Юрьев-Польской

Никольская церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2017
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

    Церковь Святителя Николая Мирликийского

    Город Юрьев-Польской.

    В 1666 г. в память о преподобном Никоне, Радонежском чудотворце, жители Юрьев-Польского поставили Никоновский храм. Располагался он на территории Свято-Введенского монастыря, основанного близ торговых рядов - каменный, с придельным престолом Святителя и Чудотворца Николая (отдельная деревянная Никольская церковь к тому времени была упразднена). По преданию, Никоновская церковь построена на том месте, где жил преподобный Никон, когда был Юрьевским гражданином, до поступления своего в обитель преподобного Сергия.

    В 1685 г. деревянная Никольская церковь была построена вновь. Она сгорела во время бывшего в Юрьеве пожара в 1710 г. В том же пожаре сгорела деревянная соборная монастырская церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (вероятно старейшая в монастыре церковь).

    В 1725 г. к Никоновской церкви был пристроен вместо сгоревшей Введенской церкви, каменный придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При отобрании монастырских вотчин и введении штатов в 1764 г. Введенский монастырь был отнесен к третьеклассным. В 1763-1766 гг. усердием игуменьи монастыря Агафий и прихожан вновь была построена соборная каменная пятиглавая церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. С построением соборного храма в Никоновской церкви Введенский престол был переименован в Никольский. В 1785 г. усердием купца Карцева монастырь с восточной, южной и западной сторон был обнесен каменной оградой, а с северной - деревянным забором. В 1811-1826 гг. при соборной Введенской церкви вместо старой обветшавшей колокольни была построена новая каменная, в 4 яруса, под колокольней были устроены Святые врата.

    В 1756 г. в семье диакона Введенского храма родился сын Евфимий, в будущем епископ Калужский и Боровский Евлампий (Евфимий Иванович Введенский). Фамилию он получил в семинарии по месту служения своего отца - в Юрьев-Польском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре. Окончил Владимирскую Духовную семинарию, в 1788 г.- Славяно-греко-латинскую академию. В 1787 г. был пострижен в монашество с именем Евлампия, рукоположен во иеромонаха. С 1788 г. - префект Троице-Сергиевой духовной семинарии, а с 1792 г. - ректор той же семинарии. С 1792 по 1795 г. Евлампий был наместником Троице-Сергиевой лавры. С 23 июля 1795 г. игумен Заиконоспасского московского монастыря, с декабря 1797 г. - архимандрит московского монастыря Донской иконы Божией Матери. 29 июня 1801 г. возведен во епископа Архангельского и Холмогорского. Новопоставленный архипастырь, по словам знавшего его князя И.А. Долгорукого, «проводил жизнь анахорета», чем удивлял ближних. Он освятил несколько церквей в Архангельске, в т. ч. в 1802 г. по восстановлении после пожара приделов преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и пророка Илии в Рождественском храме и в 1805 г. устроил уникальный иконостас кафедрального Троицкого собора, впоследствии поразивший императора Александра I: «Я всю Россию дважды объехал, но таких царских врат нигде не видел».

    В 1806 г. награжден орденом св. Анны 1-й степени. 16 апреля 1809 г. преосвященный Евлампий был переведен на Калужскую и Боровскую кафедру. Будучи весьма требователен к ищущим священного сана, рукополагал во пресвитеров лишь окончивших Духовную семинарию и только по достижении возрастного ценза; подобная практика в то время была исключением. Если воспитанник просил рукоположения до окончания учебы, то владыка предлагал доучиться, а исключения делал только по просьбам вдов и сирот духовного звания. Даже диаконов посвящал на места своих отцов лишь после строгого личного испытания. Редко переводил клириков с места на место; вразумлял тех священников, кто «по болезни» оставляли деревенские приходы и нанимались служить ранние литургии в городских храмах Калуги.

    Живым словом, Евлампий боролся с увлечением нехристианским мистицизмом, охватившим городское общество в начале XIX в. Положил много сил для улучшения духовного образования в Калужской епархии. Когда количество учащихся в Калужской Духовной семинарии достигло 900 человек, Евлампий отделил семинарию от училища, перестроив семинарское здание, устроил общежитие для семинаристов, а для училища купил и перестроил усадьбу Билибиных. По опыту зная бедственное положение семинарских преподавателей, Евлампий часто помогал им из собственных средств. В годы управления им Калужской епархией на окне Ильинской церкви г. Калуги был явлен образ пророка Божия Илии. Горожане почитали образ чудотворным, и по указу архипастыря он был перенесен в кафедральный собор. В калужской Хлюстинской больнице 6 октября 1809 г. владыка освятил церковь во имя св. благоверного князя Александра Невского. Особо благоволил Евлампий к Оптиной пустыни, в 1811 г. освятил церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пустыни, после служения на кафедре собирался удалиться на покой в эту обитель.

    В 1812 г. в Калужскую губернию вступили войска императора Наполеона. 6 июля 1812 г. в Калуге был получен манифест, призывавший все сословия империи к оружию и к пожертвованиям. По личному примеру владыки Евлампия духовенство Калужской епархии собрало пожертвования «на военныя издержки» - 9204 руб. и различные золотые и серебряные предметы. По благословению преосвященного Евлампия в ряды калужского ополчения -15 000 человек, вступили и семинаристы. После молебна архиерей привел ополченцев к присяге, произнес напутственную речь. Окропив ратников святой водой, Евлампий вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву хоругвь с изображением Калужской иконы Божией Матери и Калужского блаженного Лаврентия. После возвращения ополчения из заграничного похода с 1814 г. хоругвь находилась в калужском кафедральном соборе. Молитвенный подвиг святителя отмечен в акафисте Божией Матери, читаемом перед Калужской иконой. В августе 1812 г., перед вступлением французских войск в Смоленск, Смоленский и Дорогобужский епископ Ириней (Фальковский) покинул епархию вместе с частью духовенства, епископ Калужский Евлампий был назначен временно управляющим и Смоленской епархией. Епископ Евлампий был пастырь известный своим благочестием. Несмотря на постоянную болезненность, он очень часто совершал богослужения, в которых находил единственное облегчение своей болезни. Во время служения преосвященный как бы перерождался. Он служил с великим умилением и слезами, особенно в момент призывания на Дары всеосвящающей благодати Святого Духа.

    Слабый телом, но сильный духом и верою, Евлампий принадлежал к числу мужей, посылаемых Промыслом Божиим народу в годы общественных бедствий во знамение милости Божией для подкрепления людей. Он мужественно сострадал своей пастве в страшный 1812 год, был утешителем народа в годину испытаний, бодрым молитвенником за него перед престолом Господним. Благочестивый архипастырь бодрствовал на своей божественной страже со вверенным ему духовенством. Храмы стояли отворенными, богослужение в них не прекращалось, ежедневно совершалось соборное молебствие при крестном ходе из всех церквей. С великим умилением молился преосвященный Евлампий. Слезы градом лились по исхудалым его щекам, звучный голос дрожал и проникал до самого сердца. По благословению владыки Евлампия во время войны 1812 г. во всех церквах Калужской епархии ежедневно совершались богослужения и соборные молебны с крестным ходом, а перед Калужской иконой Божией Матери - ночные молебны. С1812 г в память избавления Калуги от опасности по благословению владыки Евлампия ежегодно 12 октября (в день битвы под Малоярославцем) вокруг города стал совершаться крестный ход с Калужской иконой Божией Матери.

    По изгнании Наполеона преосвященный Евлампий не ограничился делами только своей епархии, а принял усердное попечение о собрании духовенства, о возобновлении и освящении оскверненных церквей оставленной без пастыря Смоленской епархии. После наполеоновского нашествия многие храмы и монастыри Смоленской и Калужской епархий были разрушены и, согласно поданному преосвященным Евлампием рапорту, Святейший Синод обязал соседние с Калугой епархии помогать восстановлению калужских обителей и церквей разоренных Французами. Так, из Тулы в Калугу были присланы 8 напрестольных крестов, 21 Евангелие, 8 комплектов богослужебных сосудов, 108 комплектов покровцов, 91 риза; из Курска -3 ящика с облачением и утварью и еще 3 ящика - от монастырей и церквей Петербургской епархии. При непосредственном участии Евлампия в Калуге была образована комиссия для помощи бедствующему духовенству.

    Здоровье владыки, и без того слабое, еще более расстроилось в годину испытаний: 2 мая 1813 г. он ушел на покой, поселившись в Лаврентиевом калужском в честь Вознесения Господня монастыре. Проводил время в посте и молитве, собрал обширную библиотеку на русском, латинском, и французском языках. Заложил у стен обители фруктовый сад. По воспоминаниям современников, обладая слабым здоровьем, Евлампий вел аскетический образ жизни, регулярно совершал богослужения, черпая силы «у престола». «Я только тогда чувствую себя здоровым, когда служу», - признавался он. Самая кончина его была замечательна. Она последовала в день Вознесения Господня во время литургии, как бы свидетельствуя о том, что в сей день боголюбивая и многозаботливая душа его в награду за свои труды вознеслась с Христом на небо. Кончина архипастыря открыла его нестяжательность. У него не нашлось даже суммы на погребение, так как он все, что имел, раздал нуждавшимся и разоренным во время неприятельского нашествия. Калужские граждане похоронили любимого владыку за свой счет О любви народной к своему архипастырю свидетельствовало постоянное служение панихид на его могиле. Пресвященный Евлампий скончался 22 мая 1813 г. Он завещал похоронить себя в Лаврентиевом монастыре, но по ходатайству почитавших архипастыря калужских горожан погребен в кафедральном Троицком соборе Калуги, около южной стены.

    Владимирский губернатор, писатель и переводчик князь И.М. Долгоруков в 1809 г. писал: «Я издавна был дружен с архиереем калужским Евлампием...Уроженец здешней губернии, он имел в Юрьевском уезде всю свою родню, мать и братьев. Меньшой из них, диакон Измаил, не похож был на старшего поведением ...Он худо жил с женой, любился с наложницей богатейшего купца, которая, обирая старика, передавала, что могла, молодому диакону...»

    В 1856 г. стараниями игумений Пульхерии последний участок деревянного забора был разобран и заменен каменным.

    В 1871 г., во время пожара, истребившего центральную часть города, монастырь сгорел и больше не возобновлялся. Монахини были распределены по другим женским монастырям. Введенский храм обращен в приходской.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос