Городищи. Воскресения Словущего церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2017
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

    Церковь Воскресения Словущего

    Село Городищи.

    В с. Городищи сохранились валы, высотой 5-6 метров, шириной у основания 32 метра, окруженные глубокими рвами с водой-это оборонительные сооружения г. Мстиславля, основанного в XI в. и разоренного в XIII в. Возле с. Городище находится поле Липецкой битвы 1216 г. Это была решающая битва шестилетней борьбы за владимирский великокняжеский престол между сыновьями великого князя Всеволода Большое Гнездо. После смерти Всеволода остались 12 сыновей. Всеволод ещё при своей жизни завещал владимирский престол старшему сыну Константину, наместнику в Ростове. Константин хотел перенести великокняжеский престол из Владимира в Ростов, чем вызвал гнев отца.

    Всеволод передал престол сыну Юрию. После смерти Всеволода началось междоусобная борьба. Новгородцы, псковичи и смольняне во главе с Мстиславом Удалым и ростовцы со своим князем Константином Всеволодовичем сошлись на этом поле с владимиро-суздальской ратью князей Юрия и Ярослава Всеволодовичей, братьев Константина. «Летописцы живо представляют ужас сей битвы, говоря что сын шел на отца, брат на брата, слуга на господина - ибо многие новогородцы сражались за Ярослава; многие единородные стояли друг против друга под знаменами Георгия (Юрия) и Константина. Победа не была сомнительною. Новогородцы и смольняне дружным усилием расстроили, смяли врагов и торжествуя, показывали в руках своих хоругви Ярославовы Георгий стоял против Константина; но скоро обратился в бегство за Ярославом.

    «Друзья! — сказал князь новогородский своим храбрым воинам: -не время думать о корысти; надобно довершить победу», - и новогородцы ему послушные, не хотели прикоснуться к добыче с жаром тали суздальцев, топили их в реках, осуждая смолян, которые обдирали мертвых и грабили обозы неприятеля. Урон был велик только со стороны побежденных: их легло на месте 9233 человека. В остервенении своем не давая никому пощады, воины Мстиславовы взяли не более 60 пленников... Ярослав, главный виновник кровопролития ушел в Переяславль и, пылая гневом, задушил там многих новгородских купцов в темнице. В бегстве он бросил свой шлем, который был найден на месте битвы в 1808 г. и передан в Оружейную палату Московского Кремля.

    О том, что это шлем именно Ярослава (в святом крещении Феодора) Всеволодовича, говорит надпись вокруг изображения на шлеме Архангела Михаила: «Великий архистратиже Михаиле помози рабу твоему Феодору». Георгий, утомив трех коней под собою, на четвертом прискакал в Владимир, где оставались большею частию одни старцы и дети, жены и люди духовного сана. Видя вдали скачущего всадника, они думали, что князь их одержал победу и шлет к ним гонца; сей мнимый радостный вестник был сам Георгий: в бегстве своем он сбросил с себя одежду княжескую и явился в рубашке пред вратами столицы; ездил вокруг стены и кричал, что надобно укреплять город. Жители ужаснулись. Ночью пришли в Владимир многие раненые; а на другой день Георгий, созвав граждан, молил их доказать ему свое усердие мужественною защитою столицы. «Государь! Усердием не спасемся; - ответствовали граждане: - братья наши легли на месте битвы; другие пришли, но без оружия: с кем отразить врага?» Князь упросил их не сдаваться хотя несколько дней, чтобы он мог вступить в переговоры.

    Великодушный Мстислав не велел гнаться за Георгием и Ярославом, долго стоял на месте битвы и шел медленно ко Владимиру». Чрез два дня новгородцы, псковичи и смольняне во главе с Мстиславом Удалым и ростовцы со своим князем Константином Всеволодовичем окружили город. Георгий (Юрий) Всеволодович принужден был выехать из Владимира в Городец. Он снова занял престол во Владимире только после смерти брата Константина.

    Село Городище раньше называлось Числовские Городищи. До 1670-х гг. село было государевым дворцовым; а в 1671 г. оно было отказано в вотчину стольнику Сергею Абрамовичу Лопухину (ум. до 1711). Сергей Абрамович в 1686 г. комнатный стольник царя Иоанна Алексеевича, а в 1689 и 1692 гг. комнатный стольник царя Петра Алексеевича, с 1692 г. - боярин, в 1697 г. попал в немилость и назначен воеводой в Вязьму. Его жена-Мария Петровна Поздеева (1680-1711).

    Церковь в селе существовала уже в начале XVII в., как видно из окладных книг патриаршего казенного приказа, в которых под 1628 г. записано: «церковь Николы чюдотворца в государеве в дворцовом селе Городище Мстиславском дани девятнадцать алтын с денгою десятильничья гривна; а в 162 г. (1654) по новому дозору положено дани рубль 21 алттын. 3 денги, заезда гривна». В1671 г. в селе существовала церковь в честь Воскресения Христова, а Николаевский престол в ней был придельным; эта церковь в отказных патриарших книгах 179 года она описана так: «церковь, во имя Воскресения Христова, да в приделе Николая чудотворца древяная шатровая о дву всходах, колокольня рублена, осьмиугольная от церкви с паперти на колокольню переходы, а в церкви Божие милосердие местных образов Воскресения Христова венцы серебреные золоченые чеканные, образ Пресвятой Богородицы Казанской оклад, и венцы серебреные золочены чеканные литые, образ Николая чудотворца венец и гривенка серебреные басебные позолочены, образ Живоначальной Троицы, образ Спаса Нерукотворного образа писаны на золоте, пред месными иконами свечи поставныя большая писаны на красках, да в трапезе местных образов: Николая чудотворца в житии, Михаила архангела, двои царския двери по обеим сторонам Благоразумные Разбойники писаны на золоте, деисусов дванадесятых в тяблах 36 икон, перед Спасовыми образы два паникадила медных, в олтаре за престолом Воскресение Христово, образ Пресвятой Богородицы Казанские перед нею лампада медная, крест писан на золоте, да на престоле крест воздвизальной обложен серебром позолочен, распятие серебряное литое золочен, другой крест писан на золоте, евангелие печатное евангелисты серебряные литые, одежда на престоле отпас белой травчатой, да в приделе Николая чудотворца за престолом образ Пресвятой Богородицы Владимиркой в окладе - оклад серебряной золочен венец и гривенка золоченые серебряные крест воздвизальной медный, евангелие печатное евангелисты медные, сосуды церковные белые серебреные да двои оловянные белые кадило серебряное, другое медное, - ризы камчатые желтые, оплечье шитое серебряное по черному бархату, другие ризы участковые оплечье золотое, третье ризы камчатые белые оплечье бархат ручной поручи отласные червчатые обложена объярью золотною, другие камчатные ж обложены отласом белым, стихарь миткалинной оплечье выбойчатое, третей стихарь полотняной белой оплечье кумашное красное, да книг церковных апостол, два октоя на 8 гласов печатные, минея общая малая, другая минея на господские праздники, псалтирь последованием печатная, дветреоди поеная и цветная печатные, 4 пролога на весь год, служебник новой, потребник старой, книга Ефрема Сирина, псалтырь малая часослов, книга полууставная печатный, книга житие Николы чудотворца, на колокольне 5 колоколов, у церкви на церков. Земле церков. причетников во дв. Поп Никифор у него брат дьякон Яков Леонтьев, во дворе дьячек Никифорка Ильин, дворовой и огородной усадебной земли полторы десятины, церковной пашни 9 десятин в поле, а в дву по тому ж, сена 40 копен, в селе ж Городище Мстиславле крестьянских 94 дворов». Описанная деревянная Воскресенская церковь существовала в селе до начала XIX в.

    В 1804 г. прихожане, вместо деревянной церкви, построили в селе каменную церковь с такою же колокольнею и оградою. Престолов в церкви три: в холодной — в честь Воскресения Христова, в теплых приделах: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Казанской иконы Божией Матери. Из церковно-богослужебных принадлежностей по древности своей замечательны два Евангелия: одно - печати 1668 года, а другое - печати 1704 года, и две иконы: Спасителя и Божией Матери. Церкви принадлежала деревянная крытая железом сторожка. Причта по штату было положено: священник и псаломщик. Дома у причта были собственные, на церковной земле. Приход состоял из одного села, в коем числилось 160 дворов, душ мужеского пола 695, а женского пола 750.

    В 1862 г. в семье настоятеля храма священника Феодора Васильевича Веселовского родился сын Иван, окончивший в 1877 г. Переславское Духовное училище, и в 1883 - Вифанскую семинарию. В селе было земское народное училище. В советское время храм был уничтожен, сохранилась одна колокольня.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос