Долгополье

Троицкая церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2017
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Александров и Александровский район.

    Церковь Святой Троицы

    Село Долгополье (Павловское).

    Село Павловское известно с XV в. Сохранилась и его изуродованная перестройками церковь. Но если современный паломник захочет посетить это древнее село, то ему нужно будет спрашивать, как проехать в Долгополье, потому что старинное с. Павловское на самом деле было погостом и у церкви стояли только дома священно- и церковнослужителей, а весь приход состоял из деревень. В советское время Павловское включено в границы расположенной поблизости д. Долгополье.

    До начала XVII в. с. Павловское принадлежало Александровскому монастырю в г. Переславле-Залесском. В Смутное время оно и прилегающие к нему деревни были уничтожены. Земля перешла во владение патриарха.

    Под 1629 г. отмечена «пустошь, что было с. Павловское, к нему припущены в пашню пустоши - Подсосенье на р. Водохлысте... д. Долгое Поле за р. Воробейкою, в ней 16 дворов крестьянских». По упразднении патриаршества Павловское было причислено к синодальному ведомству и состояло в заведовании настоятелей Переславского Горицкого монастыря, после отобрания монастырских вотчин в казну в 1764 г. деревни, входящие в приход, стали относиться к ведомству государственных имуществ. В приходе издавна состояло 13 деревень, из них 11 относилось к Александровскому уезду и 2 к Переславскому.

    Служивший с 1802 по 1827 г. в с. Павловском причетником, потом диаконом, позднее священником Никита Иванов (ум. 1853) рассказывал, что в 1780 г. две деревянные церкви, стоявшие в с. Павловском, были истреблены пожаром. Тогда прихожане, собрав деньги, купили в с. Вашка Переславского уезда Владимирской губернии деревянную церковь и поставили в с. Павловском.

    Ныне существующая каменная церковь Святой Троицы начата постройкой на месте ветхой деревянной Никольской церкви в 1842 г. по благословению высокопреосвященнейшего Парфения, архиепископа Владимирского и Суздальского. В храмозданной грамоте от 18 марта 1842 г. сказано: «Благословили мы вместо деревянной церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая в селе Павловском строить вновь каменную, настоящую в честь Введения во храм Божией Матери и придельные в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Святителя и Чудотворца Николая с колокольнею, по утверждённому нами плану и фасаду, на церковную кошельковую и жертвуемую прихожанами сумму».

    При начале постройки имелась в наличии церковная сумма 12 000 рублей ассигнациями, хранившаяся в Опекунском совете. Этого было недостаточно даже для уплаты подрядчику каменных и кровельных работ, которому сговорились выплатить 14 500 рублей. По прошению причта и прихожан выдавались из Духовной консистории книги для сбора подаяний, но сбор не был значительным. Вся тяжесть постройки большого каменного храма с колокольней ложилась на плечи прихожан. Но, несмотря на трудности, стройка шла успешно, и в 1845 г. в трапезной был готов придел Покрова Пресвятой Богородицы (освящён в 1845 г.), в котором поставлен вызолоченный иконостас, в 1846 г. усердием помещика Симеона Сергеевича Волчкова в другом приделе (святителя Николая) также поставлен иконостас, позолоченный на средства крестьянина д. Высоковой Петра Прелова. В 1847 г. придел освящён. В том же году в трапезной под полом устроены две печи для отопления. Усердие прихожан к построению храма не остывало, несмотря на большие затраты.

    В 1848 г. прихода коснулась эпидемия холеры, унёсшая 250 человек из общего числа прихожан - 1850 обоего пола. Но эпидемия даже увеличила поток доброхотных даяний на храм. Жертвовали деньгами, зерновым хлебом и хлебом в снопах, холстами, одеждой, которую сносили по ночам на церковную паперть и складывали в кучи. Обилие пожертвований дало возможность в 1850 г. приступить к возведению колокольни, которая по величине и красоте представляла собой лучшее церковное здание в округе. Весь её цоколь, карнизы, капители колонн были сделаны из белого камня, который прихожане бесплатно вывозили из Ковровского уезда за 140 вёрст от места постройки. Колокольня была закончена в 1853 г. Постройка её истощила все имевшиеся средства, так что к внутренней отделке храма приступили не ранее 1856 г., она продолжалась ещё около 2-х лет.

    В 1858 г. причт и прихожане ходатайствовали перед епископом Владимирским Иустином о дозволении освятить главный престол храма во имя Живоначальной Троицы. Разрешение было получено, и в 1858 г. главный престол освящён. В 1861 г. в Москве на заводе Богдановой был вылит для Троицкого храма колокол весом в 251 пуд.

    В 1866 г. по рисунку священника Ключарёва построена каменная ограда.

    В 1802 г. причт Никольского храма с. Павловского был двуштатным и состоял из 7 человек. С сентября 1841 г. причт сокращён, оставлены священник, диакон и два причетника. С июля 1867 г. упразднено диаконское место. В клировой ведомости храма за 1802 г. упоминаются заштатный священник Алексей Стариков, 88 лет, священник Димитрий Васильев (Пушкин) и священник Василий Алексеев. В том же 1802 г. на место Димитрия Васильева поступил его сын Мина Дмитриев. В 1810 г. на место Василия Алексеева - его сын, диакон той церкви Иван Васильев.

    В 1822 г. на его место - диакон Никита Иванов. Священник Мина Дмитриев умер в 1832 г., его место осталось за сыном, Иваном Никольским (впоследствии учителем Переславского и инспектором Шуйского Духовных училищ), который тогда обучался в семинарии, а его должность исправляли наёмные священники. В 1841 г. это штатное священническое место упразднено. У Никиты Иванова были дети: Павел Березин (ум. 1830), в монашестве Платон, архимандрит, инспектор Московской духовной академии, ректор Вифанской семинарии, потом ректор Киевской академии, Иван Березин-пресвитер Архангельского собора в Московском Кремле, потом протоиерей Московской Троицкой единоверческой церкви, благочинный московских единоверческих церквей. В 1827 г. Никита Иванов передал место зятю, ученику семинарии Григорию Богословскому, в 1856 г. он уволен за штат, на его место поступил его зять, студент семинарии Александр Ключарёв.

    Священник с. Павловское Феодор Ефимович Тюрин (р. 1895), уроженец д. Давыдово Волоколамского района Московской области, окончил 3 класса средней школы. Жил в д. Спорново Александровского района. Отец Феодор был арестован 28 декабря 1937 г. Обвинялся «в активной антисоветской агитации и распространении клеветы против советской власти». Приговорён 30 декабря 1937 г. к расстрелу с конфискацией имущества.

    Расстрелян 8 января 1938 г. в г. Иваново.

    В советское время церковь в с. Павловском закрыта и разорена, разрушены верхняя часть храма и колокольня, внутри - запустение.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос