Росписи Орехово-Зуевского Богородицерождественского собора

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Новые данные о росписях Орехово-Зуевского Богородицерождественского собора.

    В 2010 г. отмечалось 120-летие Орехово-Зуевского Богородицерождественского собора.

    Долгое время считалось, что к созданию росписей собора приложил руку известный художник В.Васнецов; об этом писали и краевед В.Лизунов, и протоиерей Сергий Нечаев. Действительно, изображения евангелистов в парусах под главным куполом, сцена крещения Руси и Богородица на своде апсиды восходят к васнецовским росписям Свято-Владимирского собора в Киеве.

    Сейчас в алтаре под почти абсолютно аляповатой «записью» недавних лет обнаружены типично «васнецовские» архангелы и святители - потрясающий по своей глубине образ св. Василия Великого, Николая Чудотворца, Григория Богослова, великомученика Пантелеймона...

    Пасхальная ночь 2008 года была особенной. Характерной особенностью Пасхального Богослужения этого года стало его совершение в алтаре, заполненном лесами; находившиеся много лет под «записью» древние лики, наконец, снова взирали на Пасхальное священнодейство.

    К лучшим образцам относятся Богородица на троне и св. Поликарп Смирнский.

    Заметны переписанные росписи и внутри основного пространства храма - например, св. Александр Невский, св. Димитрий Солунский, св. Екатерина. Явно не могла быть в ансамбле росписей блаженная Ксения Петербуржская, прославленная лишь в 1980-х гг, и находящийся напротив ее св. Серафим Саровский тоже кого-то заменил.

    Исчезли два ангела из притвора - один, который записывал имена входящих, и другой, предупреждающий о наказании за праздные разговоры в храме.

    Всего их шесть: «Иуда лобзанием предает Господа», «Истязание Иисуса Христа», «Несение креста Иисусом Христом», «Пригвождение ко кресту», «Снятие со креста тела Господа» и «Положение тела Господа Иисуса Христа в саду во гроб» (названия приведены по «Библейскому альбому в гравюрах Гюстава Доре», М., 1991). Их изначальная «природность» ансамблю росписей собора подтверждается тем, что одна из «праздничных» росписей на своде - Крещение Господне - также выполнена в точности по гравюре Доре.

    На своде алтаря главного придела изображена также Святая Троица. За алтарем (так в тексте - Е.С.) фигура Спасителя, на стенах - сцена евхаристии.

    В храме в барабане на своде - Святая Троица, между окон - Апостолы, в нижней части - сцены из жизни Святого семейства.

    На своде трапезной - «Похвала Богородице» и «Вход Господень в Иерусалим».

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос