Находка точной даты освящения храма

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Храмы Московской области

Храм Николы Гостиного в Коломне

  • Никольская церковь, г.Коломна в разделе Храмы Московской области.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2009 году.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2011 году.
  • Поиск продолжается. Находка точной даты освящения храма

    Спустя примерно 20 лет в научной печати появились принципиально новые данные об истории строительства храма Николы Гостиного в г.Коломне. Работая с фондом Коломенской духовной консистории в Центральном государственном архиве г. Москвы, архитектор Э.В. Суханова обнаружила краткую опись монастырей и церквей города, составленную в 1786 году по указанию Московского губернского правления. Опись была нужна «для сочинения типографического Московской губернии описания». Чтобы дать рабочие материалы для московских канцеляристов, в Коломенской духовной консистории привлекли материалы, не сохранившиеся до наших дней. Среди них оказалась закладная доска храма Николы Гостиного.

    Патриарх Антиохийский Макарий, служивший в храме Николы Гостиного в 1655 году. Рисунок из Царского Титулярника 1672 года.
    Патриарх Антиохийский Макарий, служивший в храме Николы Гостиного в 1655 году. Рисунок из Царского Титулярника 1672 года.

    Закладными досками называются памятные плиты с вырезанным на них текстом о закладке и/или освящении церкви. Так вот, в описи 1786 года был приведён полностью текст этой закладной доски. Доска впоследствии исчезла, и ни из каких других источников о её существовании мы не знали.

    Вот какой текст был на каменной доске: «Лета 7009-го на память святаго пророка Амоса обложена сия церковь во имя святаго чюдотворца Николы при благоверном государе и великом князе Иоанне Васильевиче и при епископе коломенском Иосифе замышлением коломенского гостя Василия Иванова Юрьева».

    Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века. На ней среди построек Соборной площади Коломенского кремля изображена церковь Николы Гостиного (с треугольным завершением фасада).
    Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века. На ней среди построек Соборной площади Коломенского кремля изображена церковь Николы Гостиного (с треугольным завершением фасада).

    «Обложена», значит, завершена строительством, перестроена из дерева в камне. Э.В. Суханова заключила, что храм построен в 1501 году. Правда, она не разъяснила, как получила эту дату. В XVI — XVII вв. счёт лет на Руси вёлся по сентябрьскому стилю. Год начинался 1 сентября, а точкой отсчёта принималось сотворение мира, которое состоялось, по средневековым представлениям, на 5508 лет ранее рождения Иисуса Христа. В переводе дат есть тонкости. Если событие происходило в период между 1 января и 31 августа, надо отнимать 5508 лет, а если с 1 сентября по 31 декабря, то — 5509 лет. 7009 сентябрьский год начинался 1 сентября 1500 года и завершался 31 августа 1501 года. Значит, надо определить, когда празднуется память пророка Амоса. По Святцам, она падает на 15 июня по старому стилю. Значит, надо отнимать 5508 лет.

    Результат получился у Э.В. Сухановой правильный: 7009 — 5008 = 1501 год. После этого церковь Николы Гостиного стала единственным точно датированным российским памятником рубежа XV — XVI вв. так называемого «посадского типа».

    Однако и тут оказалось не всё так просто, как может показаться. Всё дело в тексте закладной доски. А текст этот очень противоречив.

    Церковь была «обложена» (т. е. перестроена из дерева в кирпиче) попечением гостя Василия Ивановича Юрьева. Кто же это такой? Фамилия крупных купцов-сурожан Юрьевых известна. «Гость великого князя» — Михаил Семёнович Юрьев, и другой вероятный представитель этого же семейного клана — Терентий Юрьев, упомянуты с территориальной привязкой к Москве в 1488 — 1489 гг. Юрьевы жили в Коломне и в XVI — XVII вв. Однако Василий Иванович Юрьев — внук упомянутого в писцовой книге 1577 — 1578 гг. Ивана Юрьевича Петрова. В 1646 году он владел двором в Коломне и вотчиной в Коломенском уезде, а в 1648 году был убит во время «соляного бунта» в Москве. В списках гостей на протяжении всего XVII века Юрьевы упоминаются в источниках с сопутствующим определением «коломнетины», т. е. жители Коломны. Не были ли представители семьи Юрьевых в первой половине XVI века переведены в столицу княжества, «под око великого князя», из Коломны? Василий Иванович Юрьев мог обновить храм только в 1641 году, о чём сообщает клировая ведомость 1840 года. Епископы по имени Иосиф в Коломне имелись в 1565 - 1570 и 1586 - 1615 гг. Под государем и великим князем Иоанном Васильевичем, скорее всего, должен подразумеваться Иван III, т. к. Ивана IV следовало бы титуловать «царём и великим князем», либо же подразумевать период его правления до венчания на царство в 1547 году. Таким образом, в записи на храмозданной доске упомянуты лица, которые никак не могли жить в одно время.

    Все эти противоречия послужили для скептиков основанием не доверять дате — 1501 год. Так, крупный знаток архитектуры XVI столетия А.Л. Баталов посвятил специальную статью опровержению этой даты. Он пришёл к выводу о том, что однозначно датировать текст закладной доски невозможно, «датировка 1501 г. ... оказывается несостоятельной». А.Л. Баталов полагал, что текст её был списан в XVIII веке не полностью, что и породило вышеуказанные противоречия. Вот какие аргументы привёл учёный. Кирпич храма оказался близок кирпичу сводов XVI века храма Иоанна Предтечи в Городищах под Коломной и Благовещенского храма в с. Степановское Коломенского уезда. Точной датировки не имеют и эти храмы. Крещатые своды, как у Николы Гостиного, имелись и у храмов первых десятилетий XVI века, и у более поздних (середины — второй половины XVI столетия). Как считает А.Л. Баталов, план храма Николы Гостиного более характерен для последнего временного интервала. В то же время, гранёная апсида находит аналогии в памятниках первой трети XVI века (там апсид чаще всего три, а не одна), хотя встречается и позднее. Твёрдым А.Л. Баталов считает лишь то, что к 1577 — 1578 гг. кирпичный бесстолпный храм Николы Гостиного уже существовал. Учитывая, что в надписи упомянут епископ коломенский Иосиф (1565 — 1569), исследователь полагает, что храм построен в 60-е гг. XVI века.

    Существенное место в рассуждениях А.Л. Баталова занимает мысль о том, что храм Николы Гостиного представляет собой «периферийное строительство». В таком строительстве действительно возможно появление уникальных интерпретаций композиционных приёмов, известных в столичной архитектуре.

    С предположениями А.Л. Баталова нельзя согласиться. Во-первых, ни о каком периферийном строительстве не может быть и речи. Это сейчас Коломна может быть провинциальной периферией для Москвы. В XVI столетии город входил в десятку крупнейших центров Российского государства. Поэтому приведённые поздние аналогии в действительно периферийных монастырях (храмы Спасо-Преображенского на устье Угры, Троицкого Болдинского и Спасо-Евфимиевского монастырей) не могут приниматься во внимание. Во-вторых, 60-е гг. XVI века для Коломны были временем, мало пригодным для строительства. Население отсюда бежало на южные окраины, город и уезд затронули опричные эксцессы. Другое дело, спокойное и «сытое», не отягчённое внешнеполитическими угрозами начало XVI столетия. В-третьих, источниковедческий анализ А.Л. Баталова надписи на каменной доске вовсе не даёт оснований для сделанных им выводов. Отвергая прямо названную дату, он видит указание на истинную датировку в совпадении имен Ивана Васильевича и епископа Иосифа. И тот, и другой правили в 1560-е годы. Это не так. Иван Васильевич назван «великим князем», а не «царём и великим князем» как следовало бы. Значит, речь идёт о великом князе Иване Васильевиче III, что соответствует датировке храма 1501 года. Сознательный или бессознательный пропуск в титуле именования «царём» допустить совершенно невозможно, это рассматривалось как «государское бесчестье» и подлежало преследованию как преступление. В дипломатической практике умаление (усечение) титула рассматривалось как страшное оскорбление царственной особы.

    Конечно же, с А.Л. Баталовым следует согласиться в том, что сама храмозданная доска нарезана, несомненно, в 40-х гг. XVII века, при жизни Василия Ивановича Юрьева. Значит, в надписи отразились какие-то данные, явившиеся результатом припоминания или зафиксированные в не дошедших до нас источниках (надписи на антиминсе, например). Сообщаемая доской дата создания храма (1501) может быть принята лишь при допущении, что она опирается на какие-то более ранние сведения. Очень важным аргументом в пользу датировки храма началом XVI века является сохранившееся напрестольное Евангелие 1509 года, о котором пойдёт речь ниже. Его написание должно было следовать за постройкой нового храма. Существуют и археологические аргументы в пользу даты — 1501 год.

    При раскопках 2000 года удалось детально изучить фундамент храма Николы Гостиного. Дело в том, что в практике строительства XVI — XVII вв. широко применялось снятие белокаменных надгробных плит с окрестных могил для использования в кладках и, особенно, фундаменте (другой вопрос, насколько это было этично и соответствовало православию). Так вот, в мощном фундаменте храма не выявлено ни одного такого случая! Между тем, в культурном слое встречено много обломков белокаменных надгробий именно XVI — XVII вв. Будь храм построен в 60-е гг. XVI века, мы обязательно бы обнаружили хотя бы части надгробий в кладке. Поэтому дата — 1501 год — остаётся пока наиболее обоснованной и отвечающей современному состоянию источников.

    Далее: Древнейшее напрестольное Евангелие храма.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос