Покаяние. Что же делать тем, кому совесть не дает покоя?

Дата публикации или обновления 01.11.2021

  • Аборт
  • 13 тысяч младенцев в день убивается в России по согласию их матерей
  • Когда начинается человеческая жизнь?
  • Аборт - лучше один раз увидеть
  • Дневник нерожденного ребенка
  • Что стоит за словом аборт?
  • Аборт - нужные слова для разубеждения
  • Аборт - казнить нельзя помиловать
  • Аборт - Слово пастыря

  • Отвечает священник Максим Обухов

    Прежде всего осознать тяжесть этого греха и принести покаяние на исповеди. Надо также попросить священника дать епитимью - церковное наказание для исправления человека, которое привлекает милость Божию.

    Епитимья носит не искупительный, а дисциплинарный характер и сообразуется с духовным и телесным состоянием кающегося, она строго индивидуальна. Епитимия, данная одному, не может быть автоматически перенесена на всех. Имеют значение возраст, состояние здоровья, степень воцерковленности кающегося и многое другое, включая внешние обстоятельства. Но что еще возможно, кроме исповеди и епитимий, назначенных священником?

    Здравый смысл подсказывает, что те, кто избавлялись от детей, должны, принеся покаяние, их рожать: «жена (...) спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим., 2, 14-15). К сожалению, этот спасительный и наиболее верный путь для большинства кающихся уже невозможен по возрасту. Но у тех, кто раскаивается в грехе детоубийства, иногда есть взрослые дети, которые должны перестать делать аборты. Хоть поздно, пусть даже во втором поколении, но прервется эта цепочка преемственности греха.

    Обычно жизнь людей, погубивших младенцев в утробе, омрачается различными скорбями - одиночество, бездетность, семейные проблемы, трудности с воспитанием детей, расстройство душевного и телесного здоровья, бедность. Часто человек не может избавиться от гнетуще го чувства зря прожитой жизни. Но есть еще один способ облегчить свою совесть. Ежедневно в России совершаются тысячи абортов, причем не где-то в отдаленном месте, а рядом с нами: на соседней улице, в соседнем доме, в ближнем подъезде. Многие из тех, кто идёт в абортарий, делают это неосознанно. Кто по молодости, по глупости, по незнанию, кто под влиянием стечения сиюминутных обстоятельств, под внешним давлением или даже просто так, потому что посоветовала подружка или родственница.

    Часто в трудной ситуации рядом не оказывается человека, который может сказать правду, объяснить, в чем дело, оказать моральную, а может быть, и материальную поддержку. Таким человеком можете стать вы. Не надо думать, что нужно многое. Часто бывает достаточно проявить любовь, объяснить и рассказать о возможных необратимых последствиях аборта, о том, что это грех. Иногда бывает достаточно подарить человеку пачку пеленок, чтобы остановить от убийства своего ребенка. И дело не только в стоимости самих пеленок, а прежде всего в живом участии. Представьте себе, как мало нужно, чтобы спасти человеческую жизнь, и не только жизнь этого несчастного ребенка, но всех его будущих детей и внуков.

    В послании св. апостола Иакова говорится: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 20). И еще: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч., 24, 11). Очевидно, что тот, кто спасает ребенка от аборта, спасает человеческую жизнь, а значит покрывает и свои грехи. Те, кто в прошлом совершали аборты, вполне могли бы оказывать материальную помощь тем, кто собирается сделать аборт, чтобы остановить их. Причем не формально, а оказать конкретную, ощутимую помощь. Господь, видя покаяние и плод, достойный покаяния, дела милосердия, спасительное терпение скорбей, силен помиловать любого кающегося грешника.


    Отвечает архимандрит Рафаил (Карелин)

    Совершившим этот грех следует опасаться двух крайностей: оправдывать грех, преуменьшать его значение, и другая крайность — впадать в отчаяние, которое есть высшая форма уныния, состояние безысходности. Человеку кажется, что выхода нет. Как оправдание греха, так и отчаяние приводит к одному результату: человек лишается покаяния - единственного пути к духовному возрождению.

    Покаяние приносит определенное облегчение душам убитых детей, ведь между ними и родителями остаются некие невидимые связи.

    Но покаяние должно быть сопряжено с двумя условиями: первое - не повторять греха и стараться помочь другим, чем возможно, чтобы они не совершили этого преступления.

    Второе - молиться за убиенных младенчиков и творить милостыню, которая может принести душе убитого определенную радость. Когда женщина будет посещать храм, исповедоваться и причащаться, когда в каждом живом ребенке она будет видеть отображение убитого ею младенца и проявлять к ним заботу и любовь, то души ее детей в это время будут чувствовать утешение.

    На том свете мать увидит своих детей, и если она не может дать им крещения, то, по крайней мере, сможет сказать им: «Я совершила великий грех перед вами, но потом сделала все, что могла».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос