Вересаев Викентий Викентьевич

Дата публикации или обновления 18.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Вересаев Викентий Викентьевич (настоящая, фамилия — Смидович), писатель, родился 4(16)I.1867 г. в Туле, в семье врача.

    В 1884 окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.

    В 1888 поступил на медицинский факультет Дерптского университета.

    С 1894 получив диплом врача, Викентий Викентьевич стал заниматься лечебной практикой.

    В 1885 было опубликовано первое, очень несовершенное стихотворение Вересаева «Раздумье» в период пребывания в Петербургском университете в журнале «Модный свет».

    В 1887 увидели свет его первые рассказы — «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Второй из этих рассказов автор считал началом своей серьезной литературной деятельности, неизменно открывая им собрание своих сочинений. В этом рассказе Викентий Викентьевич, разрабатывая тему искусства, утверждает мысль, что искусство призвано будить в человеке высокие стремления, вызывать в нем веру в свои силы, поднимать на борьбу.

    Вересаев пытается найти идейную опору в народничестве, разделяя его взгляды. Однако теории народников все более отрывались от действительности, и критический ум Вересаева не мог долго питаться устаревшими догмами.

    В 90-х гг. Викентий Викентьевич Вересаев идейно примыкает к группе легальных марксистов и печатается в журналах «Жизнь» и «Начало». Это дало ему возможность понять народничество «со стороны» в его подлинном содержании.

    В повести «Без дороги» (1894) писатель нарисовал трагическую фигуру народника, охваченного глубоким отчаянием от крушения своих идеалов. Герой повести, честный и деятельный человек, земский врач Чеканов, убеждается на собственной практике в тщетности народнических проповедей. Избегая громких слов, стершихся подобно мелкой монете, он стремится к полезной и плодотворной деятельности на пользу народу. Правдиво и беспощадно рисуя своего героя, автор утверждает веру в то, что новое поколение революционеров в лице Наташи и ей подобных найдет правильные пути к благородной цели. Повесть «Без дороги» принесла литературную известность Вересаеву, и с этих пор он в глазах широких кругов читателей становится «летописцем» русской интеллигенции.

    Викентий Викентьевич своими произведениями поднимал самые животрепещущие вопросы, вторгаясь в самую гущу жизни.

    В рассказе «Поветрие» (1897) снова появится образ, Наташи, но уже не мятущейся в поисках точки опоры, а нашедшей идейный путь. Убедившись в полной несостоятельности народников, Наташа и ее единомышленник Даев вступают с ними в идейную схватку. Они говорят о том, что «вырос и выступил на сцену новый, глубоко революционный класс», что «в окружающей жизни идет коренная, давно невиданная ломка, в этой ломке надает и гибнет одно, незаметно нарождается другое...».

    Борьба с народниками, видевшими опору в мужике, отнюдь не означала для Вересаева отказа от темы крестьянской жизни. В своих рассказах Викентий Викентьевич показывает тяжесть и беспросветность жизни крестьян, но, в отличие от своих современников — Бунина, Муйжеля и других, сосредоточивает внимание на социальных сдвигах, отразившихся на экономическом положении деревни. Вересаев смотрит на действительность глазами материалиста, глубоко вникающего в самую суть изображаемых явлений.

    В. И. Ленин в своем труде «Развитие капитализма в России» использовал как иллюстрацию к словам о положении русского крестьянина рассказ Вересаева «Лизар», где писатель «рассказывает о мужике Псковской губернии Лизаре, проповедующем употребление капель и прочего для «сокращения человека» (Соч., т. 3, с. 207—208).

    Жизнь крестьян тяжела и безысходна, но она не должна быть такой. Эту идею писатель утверждает во всех рассказах, посвященных деревне

    «К спеху»,

    «В сухом тумане»,

    «В степи» и других.

    В последнем из этих рассказов Вересаев В.В. изображает честную, неподкупную натуру русского человека, его чувство собственного достоинства, гордость труженика.

    В 1901 вышли в свет знаменитые «Записки врача», вызвавшие горячие дискуссии, взволновавшие широкие общественные круги. «Записки» ведутся от лица «среднего» врача, со всеми присущими ему недостатками, явившимися главным образом следствием порочной системы обучения. Автор показывает беспомощность этого «среднего» врача в практической деятельности. Путь, по которому он идет, спотыкаясь подобно слепцу, потерявшему поводыря, ставит целый ряд задач и противоречивых положений, из которых молодой врач не в состоянии выпутаться. Показательно, что переломным моментом в настроении своего героя-интеллигента автор избрал встречу его с передовым рабочим- революционером. Этот тяжело больной, но сильный духом человек толкнул его к новому, более глубокому, ясному миропониманию. «Записки врача», отличаясь исключительной силой критицизма, в то же время явились прямым вызовом буржуазной медицине, отгородившейся каменной стеной от народных масс.

    В 1902 появилась повесть «На повороте», она отразила переживания и настроения интеллигенции накануне первой русской революции.

    В повести Вересаев освещает борьбу революционного марксизма с оппортунизмом, показывая идейную несостоятельность такого ревизионистского течения, как бернштейнианство, имевшего своих сторонников в России. Первая часть повести изображает передовых революционеров-марксистов, активных борцов, во второй — речь идет об интеллигенции, потерявшей веру в революцию, изменившей цели освободительной борьбы. Повесть привлекла внимание В. И. Ленина. Он сочувственно отозвался о первой ее части (где показана страстная революционная молодежь), проникнутой предгрозовым настроением. Вторая часть снижала боевой дух произведения.

    В период русско-японской войны Викентий Викентьевич в качестве военного врача был непосредственным участником событий на Дальнем Востоке. Гневом подлинного русского патриота против ненужной народу войны проникнуты вересаевские «Рассказы о войне» (1906) и публицистические записки «На войне» (1907—1908). Вересаев последовательно, начиная с момента мобилизации и до окончательного разгрома русских войск на полях Маньчжурии, правдиво раскрывает реальный смысл затеянной по произволу царского правительства авантюры. Восхищаясь храбростью и мужеством русского солдата, Викентий Викентьевич направляет свои удары против «внутренних турок» — бездарных генералов, казнокрадов, высокопоставленных мародеров, творивших чудовищный произвол и меньше всего помышлявших об интересах армии и России.

    В 1908 Вересаев написал повесть «К жизни», в которой сказались настроения безысходности и бесперспективности. В это время связь его с революционным движением была ослаблена и он не видел реального пути борьбы. В период между двумя революциями писатель напряженно работал над двумя книгами философско-литературоведческого жанра — весьма оригинального и своеобразного жанра в его творчестве.

    Одна из этих книг — «Живая жизнь» (кн. 1-я, 1910) посвящена творчеству Ф. Достоевского и Л. Толстого, вторая — «Аполлон и Дионис» (1915) — Ницше. Со страниц этих книг звучал гимн жизни, ее радости и величию. Книги его были направлены против антигуманизма и пессимизма. Вересаев отвергает декадентское истолкование античной культуры Фридрихом Ницше, противопоставляя ему оценку бессмертных творений Гомера как прекрасного детства человечества с присущим ему здоровым взглядом на жизнь.

    После Октябрьской революции Викентий Викентьевич Вересаев становится активным участником литературного движения. Его путь к революции был сложным и подчас противоречивым. Как и многие другие представители критического реализма, он вначале не принимал принципа партийности литературы, пытаясь утвердиться на позиции отвлеченной, внеклассовой «свободы» художественного творчества. Лишь практическое участие в культурном строительстве и постепенное познание новой действительности прочно связывают творчество Вересаева с советской литературой.

    В 20-х гг. Вересаев В.В. разрабатывает темы, которые выдвигались жизнью, особенно тему интеллигенции и революции. Этой теме был посвящен его роман «В тупике» (1922), в котором изображены знакомые читателю по его дореволюционному творчеству интеллигенты, пытавшиеся занять позицию над схваткой. Психологически тонко и правдиво писатель показал интеллигентов, не понявших закономерности происходивших событий и затерявшихся в них. Однако люди нового мира остались за пределами внимания автора.

    В 1933 вышел роман — «Сестры», в нём Вересаев показал процесс идейной перестройки интеллигенции, ее попытки активно включиться в процесс социалистического строительства. Роман написан в форме совместного дневника двух сестер — Кати и Нины Сартановых, что открывало автору возможность проникновения в глубины переживаний своих персонажей. Перед читателем проходит история душевных переживаний студенток, психологически далеких от новой действительности, но своеобразными путями идущих к ней. В романе излишне выпячивается сексуально-чувственная сфера переживаний легкомысленной Нины Сартановой, увлеченной своеобразными «экспериментами». Акцент на подобного рода переживаниях был сделан ранее Вересаевым в рассказе «Исанка» (1927), вызвавшем дискуссии и споры среди молодежи.

    В последние годы жизни Викентий Викентьевич создал замечательный цикл воспоминаний, в которых широко и многообразно воссоздана картина литературного движения и культурной жизни конца XIX и начала XX века.

    «В юные годы» — 1927,

    «В студенческие годы» — 1929.

    Эти воспоминания, в которых читатель встретит образы таких выдающихся людей, как Л. Толстой, В. Короленко, А. Чехов, Н. Г. Гарин, Л. Андреев, К. Станиславский, В. Засулич и многих других, имеют большое познавательное значение.

    Широко известны литературоведческие работы Викентия Викентьевича Вересаева, особенно посвященные пушкинским темам — «Пушкин в жизни» (1926—27) и

    «Спутники Пушкина» (1934—36).

    Эти работы построены на документальном материале, в который на равных правах входят источники, правильно отражающие облик Пушкина, и источники, далекие от объективности.

    По этому же принципу построена и книга «Гоголь в жизни» (1933).

    Своеобразным продолжением дореволюционной работы о Л. Толстом «Живая жизнь» была статья Вересаева «Художник жизни» («Красная новь», 1921, № 4). В ней писатель сосредоточил главное внимание на духовных противоречиях великого писателя.

    Большой интерес вызвали «Невыдуманные рассказы» Вересаева, публиковавшиеся им в 40-х гг. Это коротенькие новеллы о людях и событиях, которые писатель наблюдал за многие годы своей жизни. Они созданы умным и наблюдательным художником, глубоко понявшим уроки прошлого и знающим пути будущего.

    За свою долгую творческую жизнь Викентий Викентьевич Вересаев внес значительный вклад в отечественную литературу. В дооктябрьскую эпоху его творчество входило в мощный поток критического реализма, сыгравшего большую положительную роль в литературном процессе.

    Умер 3.VI.1945 г. в Москве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос