Бунин Иван Алексеевич

Дата публикации или обновления 17.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Бунин Иван Алексеевич, писатель, родился 10(22).X.1870 г. в г. Воронеже в обедневшей дворянской семье.

    Детство провел на хуторе Бутырки, Елецкого уезда, Орловской губернии. Первые впечатления будущего писателя тесно связаны «с нолем, с мужицкими избами». Прежде чем поступить в учебное заведение, Иван Алексеевич занимался дома под руководством нанятого педагога, а в 11 лет был зачислен в Елецкую гимназию. Еще в отроческие годы Бунин начал писать стихи, по его собственному признанию, подражая Лермонтову и Пушкину.

    В 1887 в журнале «Родина» было опубликовано первое стихотворение.

    С 1888 Иван Алексеевич начал регулярно печататься в книжках «Недели».

    В 1889 ввиду ухудшившегося материального положения переехали в Харьков.

    А в 1891 в Полтаву.

    В поисках средств к существованию Иван Алексеевич Бунин работал библиотекарем, статистиком, корректором и одновременно печатался в местной прессе.

    О мотивах ранних стихотворений Ивана Алексеевича можно судить по его признанию в «Автобиографической заметке»: «Я помню, что в ту пору мне все казалось очаровательно: и люди, и природа, и старинный, с цветными окнами дом бабки, и соседние усадьбы, и охота, и книги, один вид которых давал мне почти физическое наслаждение, и каждый цвет, каждый запах...» Радостное упоение бытием определяет лейтмотив стихов Бунина. Вместе с тем поэт отдал дань влиянию надсоновской лирики 80-х гг. Это влияние мы видим в его стихотворении «Деревенский нищий» (1887). Утверждая реалистическую точность в стихах, поэт нередко использует прием иносказания.

    В поэме «Листопад» (1900), посвященной Горькому, осень олицетворяется в образе вдовы, входящей в свой терем. Примененная здесь аллегория никак не нарушает правдивости и точности деталей, которые представляют для поэта самостоятельную ценность. Поэма «Листопад» была удостоена Пушкинской премии Российской академии наук.

    На страницах журнала легального марксизма «Мир божий» стихи Бунина получили положительную оценку и рассматривались как показатель того, что «за поэтами гнева и скорби», за песнями уныния и скорбного разочарования теперь выступают певцы «радости бытия» (Ф. Батюшков, Новые побеги русской поэзии, «Мир божий», 1903, № 10). Если с неонароднической традицией в поэзии Бунин порвал довольно решительно, то вопрос о его отношении к декадентству значительно сложнее. Поэзия Ивана Алексеевича, противореча поэтической платформе декадентов своим жизнеутверждением и устремлением к данному миру, в ряде пунктов сближалась с ней. Это сближение сказалось в культе «чистого искусства», отрешенного от общественных вопросов и «злобы дня». Однако союз Бунина с декадентами был непрочным, кратковременным. Издав в 1901 в декадентском издании «Скорпион» первую книгу своих стихов «Листопад», которая открывалась одноименной поэмой, он в среде декадентов получил репутацию «архаиста». В свою очередь Бунин не разделял декадентских устремлений в «миры иные» и соответствующих им формальных поисков и экспериментов. Ориентация Бунина на строгую, точную художественную систему русской поэтической классики имела прогрессивное значение в эпоху, когда классические традиции подвергались дискредитации со стороны декадентов. Весьма характерно, что Горький высоко ценил достоинства бунинской поэзии, особенно выделяя поэму «Листопад».

    В начале 90-х гг. Иван Алексеевич Бунин наряду со стихами выступает с рассказами, в которых разрабатываются новые для него темы — в поле зрения писателя входит общественная проблематика. Правда, Бунин и в прозе широко культивирует жанр лирико-созерцательной новеллы, являющейся скорее стихотворением в прозе.

    Рассказ «Перевал» (первая редакция его относится к 1892), конструктивно близок к стиху. Описания природы в нем перемешиваются с размышлениями путника (лирического субъекта), бредущего по горам к перевалу, о собственной судьбе.

    В рассказах Бунина, как правило, выходит за пределы субъективно-психологических размышлений, хотя они и составляют важнейший элемент повествования. В них выступают образы «маленьких людей», придавленных жизнью, переживающих невзгоды рассказы:

    «Танька»,

    «Вести с родины».

    Бунин выражает резко отрицательное отношение к капитализму, который в его представлении является разрушителем судеб людей, источником всех зол. Перед лицом этого нового хозяина жизни, несущего распад патриархализма, Иван Алексеевич приходит к мысли о необходимости единения двух различных классов общества — дворянства и крестьянства, одинаково, но его мнению, противостоящих капиталистическому хищнику. Его представление о едином «старом укладе» сказалось в рассказах:

    «Руда» (1901),

    «Новая дорога» (1901), имеющих глубокий философский смысл. При всем стремлении к идеализации прошлого дворянского класса писатель способен к правдивому изображению современной ему деревенской жизни. В заступничестве за людей из социальных низов, в критическом изображении дворянско-аристократической среды сказался демократизм Бунина. Свои тогдашние настроения он пытался облечь в форму толстовства. Еще находясь в Полтаве, Иван Алексеевич, увлеченный толстовской проповедью, стал навещать «братьев», живших под Полтавой и в Сумском уезде, прилаживаться к бондарному ремеслу, торговать изданиями «Посредника». Но сам Л. Толстой, который при встрече произвел на Бунина «потрясающее впечатление», отклонил его желание «опрощаться до конца». В своем творчестве Бунин отдал некоторую дань толстовству, изобразив в сочувственных тонах носителя этого учения в рассказе «На даче» (1895). Более прочной и долговременной оказалась его связь с демократическим объединением писателей «Среды» и горьковским издательством «Знание», которое публиковало его произведения.

    В 1904 —1905 Иван Алексеевич сотрудничает (возглавляя литературный отдел) в журнале «Правда», в котором принимали руководящее участие видные социал-демократы. Сам факт его сотрудничества в левом журнале с ярко выраженной общественной программой свидетельствует об известном интересе его к общественным проблемам. Однако в руководстве отделом сказалась умеренность Бунина, приведшая его к разногласиям с социал-демократической частью редакции и, наконец, к разрыву отношений с журналом.

    В 1905, в разгар революционного движения, Иван Алексеевич предпринимает путешествие за границу, и революционные события в России не находят непосредственного отклика в его творчестве. Однако этими событиями навеяно стихотворение «Джордано Бруно» (сб. «Знание», 1906), в котором воспевается образ мужественного борца с тиранией. Косвенным откликом на революционные события явился рассказ «Чернозем» (1904) и стихотворение «Пустошь» (1907), в котором выражено сочувствие крестьянам, поднявшимся на борьбу, протест против кровавой расправы. Но в заключительных строках утверждается идея о единстве судеб дворянства и крестьянства, которые после 1905 расквитались окончательно: внуки былых «владык» и «повелителей» пострадали от истории не меньше, чем их рабы.

    Плодотворное влияние Горького на Бунина сказалось в годы, последовавшие за поражением первой русской революции. Непосредственным результатом их общения явился замысел Бунина И.А. написать повесть о современной русской деревне. А когда «Деревня» (1910) появилась в свет, Бунин признавался в письме к Горькому: «Вы и представить себе не можете, до чего ценны для меня Ваши слова, какой живой водой брызнули Вы на меня».

    Избранный Иваном Алексеевичем жанр повести-хроники соответствовал задаче исторического анализа русской жизни. Если в ранних рассказах о деревенской жизни писателя волновала прежде всего проблема исторической судьбы дворянства, то в повести речь идет о судьбе мужицкой деревни, в ней отсутствует традиционный образ размышляющего барина, а субъективные позиции автора выражаются в иных приемах. Здесь мы не встретим лирических сентенций «от автора», которые раньше включались в повествование как равноправный композиционный элемент. В повести авторский взгляд выражен в сложной диалектике образов. Жизнь деревни выступает первым планом, а герои, как-то возвышающиеся над мужицкой средой, являются лишь ее наблюдателями и «комментаторами». Сюжет повести определяется не судьбой «главного» героя, да и в ней нет такого персонажа, который бы мог претендовать на эту роль. Развитие событий и композиция повести обусловлены внутренней логикой самой деревенской действительности. Это явно противоречило многим канонам предшествующей литературы и давало основание ряду критиков, подходящих к оценке повести с традиционными критериями, говорить о ее «сухости». В повести сказалось стремление автора создать у читателя представление о полной объективности изображенной картины, дать слово самим фактам, а в роли их истолкователей и наблюдателей представить персонажей из среды, далекой от собственных симпатий автора. Показательно, например, что некоторые мысли автора высказывает Тихон Красов — кулак, владелец бывшего дворянского поместья — прямой антипод той среды, которую всегда идеализировал писатель. Все это находит свое объяснение в том, что в результате опыта 1905 он расстается со своей иллюзией о возвращении «добрых времен». Многое из того мрачного, что показал Бунин И.А. в мужицкой жизни, было исторически верным и явилось результатом политики самодержавия. В представлении Бунина мужик, каким был несколько десятилетий назад, таким и остался — революция прошла мимо него.

    Этот мотив выражен также в цикле «крестьянских» рассказов 1911—13, к которому Иван Алексеевич берет эпиграфом слова Ив. Аксакова: «Не прошла еще древняя Русь». В поисках положительного образа Бунин обращается к натурам, сохранившим патриархальность прошлого, к «смиренным» мужикам, с которыми он связывает уходящую в прошлое мужицкую правду. В рассказе «Захар Воробьев» (1912) Иван Алексеевич любуется сильным, здоровым мужиком, его богатырской мощью. Но этот богатырь с его благородной душой не находит применения своим силам и бессмысленно погибает от перепоя. Автор уже с первых строк подчеркивает исключительность и необычность Захара.

    В рассказе «Иоанн Рыдалец» (1913) также выступает «исключительный» образ мужика — стихийного бунтаря с большой силой воли. Иоанн — юродивый и потому резко выделяется из среды «нормальных» крестьян.

    В поэзии Бунина этого периода мы встречаем фольклорные темы и мотивы. Можно указать на стихи:

    «Невестка»,

    «Песня»,

    «Мачеха»

    «Святогор и Илья»,

    «Князь Всеслав»,

    «Святой Прокопий»,

    «Святитель»

    рассказ «Аглая»,как характерные для фольклорной линии Бунина...

    В годы империалистической войны Иван Алексеевич пишет стихи на темы недавних путешествий по странам Востока. Он пишет рассказы о любви «Сын»,

    «Грамматика любви»,

    «Легкое дыхание» и другие.

    Но особый общественный интерес вызывают его произведения, в которых выступают образы представителей зарубежного капиталистического мира.

    В «Братьях» (1915) Бунин правдиво, без прикрас, показал господство англичан на Цейлоне, бездушную, нечеловеческую эксплуатацию туземцев. Это — страстный памфлет против колониализма.

    «Господин из Сан-Франциско» (1915) — высшее достижение бунинской прозы. Главный герой ни разу не называется по имени. Бунин уже этим как бы хочет подчеркнуть его характерность как представителя той праздной, паразитической среды пассажиров «Атлантиды» и обитателей отелей, которые окружают господина. Автор блестяще показал, как в этой изысканной среде людей из верхов современного капиталистического общества царит пустота жизни, а чисто внешний комфорт сочетается с фальшью и лицемерием. Концовкой рассказа Бунин вскрывает глубокую обреченность капиталистических хозяев. Не случайно эпиграфом к рассказу он берет строки из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город древний». Эту обреченность Бунин вскрывает своей характеристикой персонажа, посвятившего всю жизнь бессмысленному накоплению богатств.

    Обнаружив глубокую прозорливость в изображении западного капитализма, Иван Алексеевич оказался бессильным понять смысл событий, происходивших в родной стране. Октябрьскую революцию он встретил враждебно, а в 1920 эмигрировал за границу, во Францию.

    Многие произведения Бунина эмигрантского периода свидетельствуют о том, что реалистические традиции и в эти годы нашли свое продолжение в творчестве этого замечательного мастера слова. Это рассказы, посвященные прошлому русской жизни, мастерски воссоздающие события, духовную атмосферу и образы людей дореволюционных лет:

    «Ворон»,

    «Солнечный удар»,

    «Темные аллеи»,

    «В саду»,

    «Ида» и другие.

    Высоким мастерством отмечены и крупные произведения Бунина Ивана Алексеевича — повести:

    «Жизнь Арсеньева»,

    «Митина любовь».

    Первая из них имеет большое художественно-познавательное значение. В ней мы находим правдивое описание молодых лет Бунина (образ Арсеньева автобиографичен), его первых шагов на поприще журналистики, его встреч с людьми из народа, изображенных выпукло и выразительно, картины жизни южного города. Однако в этой повести, как и в других произведениях эмигрантской поры, выявилось стремление автора показать в розовом свете те явления жизни старой России, которые ранее вызывали с его стороны резко критическое отношение.

    В ряде рассказов последних лет мы находим яркие жизненные картины, выпуклые зарисовки жизни, психологически проникновенное раскрытие человеческих характеров. Вместе с тем для Бунина И.А. этой поры характерно тяготение к сложным, запутанным криминальным историям и происшествиям, обнаруживающим темные стороны человеческой психики. «Страшный рассказ» заканчивается рассуждением: «Все - таки самое страшное на земле — человек, его душа».

    Так в творчестве Ивана Алексеевича Бунина после Октября переплетаются две тенденции — реалистическая, питающаяся богатыми впечатлениями прошлого, и консервативно-субъективистская, определившаяся пагубным отрывом писателя от родины.

    В творческом наследии Бунина значительное место занимают его поэтические переводы, в которых он обнаружил высокое мастерство. Среди них «Песнь о Гайавате» Лонгфелло (1896),

    поэмы Байрона «Каин» (1905), «Манфред» (1904), «Небо и земля» (1909), поэма Теннисона «Годива» (1906) и другие.

    Бунин Иван Алексеевич умер 8.XI.1953 г. в Париже.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос