Подъячев Семён Павлович

Дата публикации или обновления 05.01.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Подъячев Семён Павлович родился 29.I(10.II).1866 г. в деревне Обольяново (ныне Подъячево) Дмитровского уезда, Московской губернии в бедной крестьянской семье — писатель.

    По окончании сельской школы поступил в Череповецкое техническое училище, откуда вскоре ушел, вынужденный работать. С этого момента начинается его «мыканье по местам» в поисках заработка. Семен Павлович пешком уходит в Москву, где поочередно работает наборщиком в типографии, сторожем на железной дороге, дворником. Возвратившись в деревню, батрачит в имении помещика, в монастырях, трудится на торфяных болотах, на выжиге древесного угля.

    Несмотря на то, что литературная деятельность Подъячева С. П началась еще в 80-е гг., тяжелая крестьянская доля кончилась для него только после Октябрьской революции, которую он принял сразу и безоговорочно.

    В 1918 вступил в Коммунистическую партию. С этого момента начинается активная деятельность Подъячева: он организует приют для детей-сирот, создает районную библиотеку, ходатайствует об открытии школы и ветеринарного пункта; его избирают секретарем партийной организации, назначают заведующим отделом народного образования.

    Писать Семен Павлович начал еще подростком, сначала стихи о тяжелой крестьянской доле, подражая Кольцову, Некрасову, Никитину.

    В 1888 в журнале «Россия» были впервые напечатаны его рассказы «Осечка» и «Встреча».

    В 1902 пришла литературная известность, когда Короленко в журнале «Русское богатство» опубликовал повесть «Мытарства» («В работном доме»), сразу обратившую внимание читателей, вызвавшую похвалу М. Горького и Серафимовича. Изображение «темной, грязной, покорной, битой мужичьей жизни», всех ее ужасов, темноты и дикости, ненависти крестьян к своим поработителям становится основной темой творчества писателя дореволюционного периода.

    Повести «По этапу» (1903) и «Среди рабочих» (1904) примыкают к «Мытарствам», рисуя дальнейшую картину полуголодных скитаний выгнанного из деревни злой нуждой крестьянина. Физические и нравственные страдания деревенского труженика, «фантастически страшные» условия его жизни описаны Семёном Павловичем просто и сдержанно; почти протокольно фиксируя факты, писатель создает яркий обвинительный акт против общества, в котором возможна такая несправедливость. Но в первых произведениях Семена Павловича еще не вскрыты социальные причины зла, обвинения его не имеют точного адреса, зло раскрыто в этическом плане. Герои произведений не приходят к революционным выводам, они или оказываются в тупике беспросветного отчаяния, или прибегают к бессмысленному протесту, или останавливаются в «горестном недоумении перед жизнью». Содержание ранних произведений Подъячева часто трагично.

    Революционный подъем 1905 — 1907 внес в творчество Семена Павловича Подъячева новую струю. Изображение жизни деревни становится более глубоким и социально острым; теперь писатель изображает не только непосильный труд, нищету и страдания крестьян, не только изуродованность души нечеловеческими условиями жизни:

    «Зло», 1909,

    «Семейное торжество», 1910,

    но и пробуждение у некоторой части крестьянства сознательного протеста, понимания причин скудности своей жизни, стремления изменить ее

    «У староверов», 1907;

    «Разлад», 1908;

    «Забытые», 1909;

    «В трудное время», 1914).

    Все с большей остротой разоблачает писатель хозяев жизни: помещиков, лавочников, кулаков, трактирщиков

    «Карьера Захара Федоровича Дрыкалина», 1915;

    «Как Иван провел время», 1912).

    Большое место в творчестве писателя занимает разоблачение духовенства

    «В народной гуще»,

    «Православные»,

    «К тихому пристанищу».

    Произведения Подъячева продолжают линию демократической литературы 1860-х гг. (Решетников, Левитов, Н. Успенский). Они близки по духу трезвым очеркам Г. Успенского, им чужда идеализация деревни, свойственная народнической литературе, чуждо восхищение смирением и терпением народа, чуждо неверие в народ, характерное для буржуазных писателей.

    Тема деревни остается главной и в послеоктябрьском творчестве Семена Павловича. Однако теперь, разоблачая пережитки старого в сознании крестьян («Письмо», 1924; «Папаша крестный», 1924), он стремится показать то новое, что внесли революция и социалистические преобразования в жизнь деревни («Новые полсапожки», 1922; «Понял», 1923; «Для хорошего человека», 1928).

    Произведения Подъячева отличают прекрасное знание изображаемой жизни, тонкая наблюдательность, умение передать речь персонажа со всеми ее индивидуальными особенностями, умение передать психологическое состояние героя. Рассказы и повести Подъячева С. П. проникнуты сочувствием к человеческому страданию, но вместе с тем им свойственна некоторая вялость, растянутость, однообразие ситуаций, увлечение натуралистическими подробностями.

    Его творчество высоко оценили такие крупные мастера, как Короленко, назвавший его талантом «ярким, сильным, необычайно правдивым», и Горький, подчеркнувший умение Подъячева «просто и бесстрашно писать жестокую правду жизни», изображать деревню «во всей ее жути». Горький отметил, что, рисуя «слепоту и глухоту русской деревни», Семен Павлович никогда не забывал, что пишет о людях, из среды которых, несмотря на звериные условия ее быта, «все чаще являются Чапыгины, Есенины, Иваны Вольновы», назвал его писателем крупным и полезным своей стране, которого надо читать много и вдумчиво.

    По настоянию Горького Подъячий С. П. на склоне лет написал повесть о себе самом, о невзгодах и лишениях деревенского бедняка, развившего свой талант в нечеловеческих условиях, — «Моя жизнь» (1930—31).

    Умер 17.II.1934 г. в деревне Обольяново Дмитровского уезда Московской губернии.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос