Николев Николай Петрович

Дата публикации или обновления 12.02.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Поэт Николев Николай Петрович родился в 1758 г. в дворянской семье, умер в 1815 г.

    С 6-летнего возраста воспитывался в доме своей дальней родственницы княгине Е. Р. Дашковой, известной как своей дружбой с Екатериной II, так и своей легкой оппозицией к императрице и сочувствием конституционным взглядам гр. Н. И. Панина. Был прекрасно образован.

    В течение многих лет Николев был связан с вождем дворянской оппозиции. Это сказалось и на его творчестве.

    В 1776 Николай Петрович поступил на военную службу, но скоро вынужден был оставить ее, так как на двадцатом году жизни ослеп. Остальную часть жизни он прожил в Москве и в своем подмосковном имении, где у него был свой театр — его увлечение и радость.

    Во 2-й пол. 70-х гг. Николай Петрович выступил как драматург. Им были созданы комедии:

    «Розана и Любим» (1776),

    «Прикащик» — «драматическая пустельга с голосами» (1777),

    «Точильщик» комическая опера» (1780),

    «Опекун-профессор, или Любовь хитрее красноречия» шутливая опера» (1782),

    «Сорена и Замир» трагедия (1784).

    Наибольшей популярностью среди современников пользовались две пьесы — «Розана и Любим» и «Сорена и Замир».

    Первая пьеса — комическая опера — посвящена крестьянской теме. Поэт резко пишет о деспотическом праве помещика, пожелавшего овладеть крестьянской девушкой, хотя она любит другого. Насилие и домогательства не сломили волю крестьянки Розаны. Действие пьесы завершается счастливым концом, но основ- нон тон ее мрачен. Автор настойчиво подчеркивал, что крепостной крестьянин стоял вне закона, его судьба полностью зависела от решения, прихоти барина. Всеобщего примирения не происходит. Старый солдат Излет, отец Розаны, не мирится с помещичьим произволом и решает вступить в борьбу с тираном. Несмотря на пестроту крестьянских характеров, выведенных в пьесе, у них есть одно общее — отрицательное отношение к барам.

    Пьеса была поставлена в Москве. Своим содержанием и политической заостренностью она сразу завоевала симпатию публики. По требованию зрителей пьеса «была играна сразу четыре раза».

    В 1784 была написана, а в начале следующего года поставлена на сцене Московского театра трагедия автора «Сорена и Замир». Большой популярности пьесы способствовал, как ни странно, донос московского главнокомандующего Я. А. Брюса. После первых постановок дальнейшее представление трагедии было приостановлено, текст ее направлен Екатерине II. В пьесе были подчеркнуты наиболее «крамольные места», стихи, в которых осуждалась монархическая власть:

    Исчезни навсегда сей пагубный устав,

    Который заключен в одной монаршей воле!

    Льзя ль ждать блаженства там, где гордость на престоле,

    Где властью одного все скованы сердца?

    В монархе не всегда находим мы отца.

    Екатерина II, сочла возможным не узнать себя. В ответном письме она «поправила» ретивого вельможу: «Смысл таких стихов, которые вы заметили, не имеет никакого отношения к вашей государыне: автор восстает против самовластия тиранов, а Екатерину вы называете матерью». Таким образом, полностью снимался запрет с трагедии, а интерес к ней зрителей сразу возрос.

    Тираноборческая трагедия поэта явилась обвинительным актом по адресу русского самодержавия. Почти на каждой странице пьесы встречаются такие выражения, как свобода, вольность, отечество, деспотизм, рабство. В них зрители улавливали призыв к борьбе за свободу, ненависть к тирании, таящей в себе пагубные последствия. Русскому тирану Мстиславу в трагедии противопоставлен половецкий князь Замир. Все симпатии Николая Петровича на стороне «свободных людей». По мнению автора, государство должно быть конституционным, нельзя позволить монарху держать всю власть в своих руках.

    Оппозиционность молодого Николева довольно ярко проявилась в драматической деятельности. Друзья убеждали поэта быть осторожнее в своих суждениях, на что он им отвечал: «Никакая темница не увеличит мрака очей моих».

    Кроме драматического наследия, Николай Петрович оставил множество стихотворений и песен. Такие его песни, как «Вечерком румяну зорю...» или «Взвейся, выше понесися», были широко известны па протяжении всего XIX в., печатались во всех песенниках. В своей лирике поэт развивал главным образом гражданские и вольнолюбивые мотивы.

    В 1792 году благодаря покровительству Дашковой поэт был удостоен звания члена Российской академии.

    В 1811 избирается почетным членом организации «Беседы любителей русского слова», хотя участия в заседаниях почти не принимал.

    В историю русской литературы Николев Николай Петрович вошел как прогрессивный писатель, противник тирании и рабства.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос