Хвощинская Надежда Дмитриевна

Дата публикации или обновления 05.01.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Хвощинская Надежда Дмитриевна (псевдоним В. Крестовский) родилась 20.V(1.VI).1824 г. в Пронском уезде Рязанской губернии в семье мелкого чиновника — писательница.

    До 1884 жила в Рязани.

    С 1884 — в Петербурге.

    Надежда Дмитриевна примыкает к группе писателей-демократов 60—80-х гг., творчество которых сформировалось под непосредственным идейным влиянием Чернышевского, Некрасова, Щедрина. Большинство своих произведений печатала в журнале «Отечественные записки».

    Салтыков-Щедрин высоко ценил ее творчество. «Для журнала нашего особенно дороги Ваши произведения, так как в них публика всегда найдет для себя отличное и здоровое чтение»,— писал он Xвощинской.

    Свой творческий путь Надежда Дмитриевна начала со стихов, в которых звучали мотивы протеста и гражданской скорби, и писала их до конца 50-х гг. (под фамилией Хвощинская).

    В 1853 вышла отдельным изданием ее повесть в стихах «Деревенский случай».

    С начала 50-х гг. Xвощинская переходит к прозе.

    В 1850 в журнале «Отечественные записки» напечатана ее первая повесть — «Анна Михайловна» под псевдонимом В. Крестовский. С этого времени этот псевдоним становится постоянным; только когда появился подлинный В. Крестовский, Надежда Дмитриевна стала подписываться «Крестовский-псевдоним».

    В 50-е гг. X. создает трилогию «Провинция в старые годы», куда вошли романы

    «Кто же остался доволен» (1853),

    «Свободное время» (1856),

    «Последнее действие комедии» (1856).

    Герои этих романов, как и повести «Анна Михайловна»,— страдающие, одинокие в своей семье девушки, не видящие никаких проблесков радости в жизни, и противостоящий им лагерь наглых, самоуверенных, морально растленных дельцов. Особенно яркая картина распада дворянской семьи, вырождения и упадка дворянства нарисована в романе «Последнее действие комедии» (1856). Анализируя этот роман в «Современнике» (1856), Некрасов вскрывает сильные и слабые стороны творчества писательницы в целом. Темы, намеченные в трилогии «Провинция в старые годы», Xвощинская развивает в последующее время во многих романах и повестях:

    «Испытание» (1854),

    «Деревенская история» (1855),

    «Встреча» (1860),

    «Стоячая вода» (1862),

    «В ожидании лучшего» (1860, отд. изд.— 1861),

    «Домашнее дело» (1864),

    «Недавнее» (1865) и др.

    Все они рисовали пошлый мир паразитизма обеспеченных классов, мир грязных интриг и сплетен. Это было все -то же гнилое болото, «стоячая вода» дворянской и чиновнической обывательщины, в которой гибли живые силы России.

    В 60—80-е гг. в творчестве Надежды Дмитриевны появляются образы, связанные с общественной борьбой тех лет. Это образы новых людей, готовых на борьбу и лишения ради счастья угнетенного народа. Таковы молодые герои повестей и романов

    «Пансионерка» (1861),

    «Большая Медведица» (1870, отд. изд.— 1872),

    «Былое» (1878),

    «Учительница» (1880).

    Женские образы произведений писательницы имеют много общего с образами тургеневских героинь. Особенно удался ей образ Кати — героини романа «Большая Медведица», дворянской девушки, ушедшей «в народ» и посвятившей ему всю свою жизнь. Xвощинская. восхищалась мужеством революционного народничества 70-х гг. «Вот они, мои воскресители, этот честный народ, младшие братья 60-х годов»,— писала она.

    В своих произведениях Xвощинская ставит проблему воспитания нового человека, проблему отцов и детей на новом историческом этапе (70—80-е гг.).

    Очень интересна в этом отношении одна из художественно совершенных повестей Xвощинской — «Первая борьба» (1869), раскрывающая процесс формирования душевно опустошенного человека, предателя идеалов отцов-шестидесятников.

    В 70—80-е гг. образы предателей и отступников будут основными в произведениях Надежды Дмитриевны Хвощинской:

    в рассказе «Счастливые люди» (1874),

    в цикле «Альбом. Группы. Портреты»,

    в повестях «Здоровые» (1883),

    «Прощание» (1884),

    «Обязанности» (1885—86) и другие.

    Определение Xвощинской эпохи наступившей реакции: «Были времена хуже — подлей не бывало», которое она дала в рассказе «Счастливые люди», использовал Некрасов в поэме «Современники».

    Трагизм положения демократической интеллигенции в период политической реакции 80-х гг. отражен в рассказах Xвощинской Н.Д. «После потопа» (1881),«Вьюга» (1889), рисующих разгром революционного народничества. Образы демократической молодежи до конца жизни писательницы оставались для нее самыми любимыми. Однако многим образам был свойствен схематизм, односторонность. В 60-80 гг. Xвощинская была также известна как литературный критик. Она помещала статьи в «Отечественных записках», «Русских ведомостях», «Живописном обозрении».

    Ее псевдонимами были В. Поречников, Н. Воздвиженский.

    О творчестве Xвощинской Н.Д. положительно отзывались Д. Писарев, Н. Михайловский, А. Скабичевский и другие.

    Умерла 8(20).VI.1889 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос