Писания

преподобного Симеона

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Писания преподобного Симеона.

    Подвизаясь от юности подвигом добрым и направляя свою жизнь к полной отстраненности от мира, свойственной исихасту, святой старец Симеон не забывал никогда любовь Христову в сораспинании, которая всегда стремится к исцелению и очищению мира от греховных страстей и об умножении духовных талантов, которые ему Господь даровал. Посему он старался писать душеспасительные творения, которые много раз в течение своей жизни печатал. Формой, в которой он хотел выразить свое слово, стал народный стих, восьмисложный и десятисложный, ибо, как оказалось, такой стих лучше всего подходил к усвоению и запоминанию церковными читателями того времени.

    В Черногории тогда было более всего из всех искусств распространено умение складывать песни народным стихом и заучивать их наизусть. Именно поэтому и «Горский Венец» владыки Ньегоша Петра II, написанный народным стихом, был излюбленным в народе чтением, и некоторые даже знали его наизусть, хотя не умели читать. Так как большинство народа оставалось неграмотным, стихотворная форма народного эпоса была единственной доступной им для восприятия литературной формой. Святой Симеон этим умело пользовался, наполняя душеспасительным содержанием, и здесь он был прямым последователем Петра II. — Пер.

    Старец Симеон устремлял свои мысли и литературные труды по трем основным направлениям: православно-реалистическому и катехизическому объяснению основных понятий веры и жизни христианской; советам по борьбе с основными страстями и искушениями; могучему призыву к искреннему и глубокому покаянию как единственному возможному пути воплощения евангельских заветов на земле.

    Катехизические поучения, то есть определенное введение в тайны веры и жизни христианской, придание душе должного направления и смирение ее правильным рассуждением о многих проблемах — вот основное содержание его во многом самого значительного труда «Отец и сын, или Разговоры о вере». Эта поэма написана в форме диалога. Отец Симеон за очень краткий срок опубликовывает два ее издания — первое в Цетинье в 1906 году, а второе в Великой Кикинде в 1911 году, причем ко второму изданию книга была им значительно дополнена и расширена. Книга встретила очень сердечный прием у тогдашних читателей, и ее отметили даже иностранные ученые. Насколько она была тогда востребована, видно из того, что многие, большей частью отдельными частями, знали ее наизусть и цитировали во время семейных и школьных священных торжеств. <...>

    В качестве примера мы приведем 22-ю главку, названную «О вражде с другими». Сейчас эта проблема имеет особое значение, ибо в наши дни великих и непростых конфликтов и столкновений крайне необходимо умение быстро примиряться и прощать, ибо только таким образом можно честно стоять перед Господом нашим Иисусом Христом в правде:


    О вражде с другими


    Сын:

    Враждую, отче, с людьми другими

    И год, и дольше — живу ведь с ними.


    Отец:

    Твоя молитва тогда пустая,

    Покуда враг в ней так знак свой ставит!

    Ведь тот убийца — кто брату ворог:

    Беда любая — ему за ворот!

    Оставь дар Богу — мирися с братом:

    Раскрыть объятья ему ведь надо!

    Скажи: «Я винен! Прошу прощенья!»

    Что без того все мольбы-пощенья?!


    Сын:

    Я б и хотел бы так примирится,

    Но тяжко к брату мне подступиться!

    Ведь он не хочет со мною знаться, —

    Зачем же буду зря унижаться?!


    Отец:

    Уходит время — все тяжелее

    Тебе придется: ведь зло прочнеет.

    День ведь проходит — ночь наступает,

    И тяжесть злая тебя сломает!

    В Евангелии — как говорится? —

    Спеши, покуда еще день длится!

    Свое — сам сделай — приблизься к брату!

    Жить в битвах с ближним — к чему то надо?!

    Прости — и Бог наш простит тя тоже —

    И возликуют ангелы Божьи!


    Для тех христианских душ, которые не удовлетворялись только основными катехизическими знаниями в книге «Отец и сын, или Разговоры о вере», но искали большего духовного совершенства и посвящения своей жизни Богу, отец Симеон пишет два обширных эссе и публикует их в цетинском журнале «Просвиета» в 1889 году и в 1895-1896 годах. Одно из них носит название «О пастыре Церкви Христовой». В нем святой Симеон прежде всего обращается со своими поучениями к молодым священникам, объясняя им их высокое посвящение и великую ответственность призвания, — ведь Бог их избрал и допустил к великой Тайне. Он также объяснял, что священнослужитель алтаря Божиего должен быть и проповедником Христова Евангелия, и образцом праведной жизни для своей паствы.

    Старец во время своего пребывания в монастыре Острог был преподавателем в монашеской школе, по благословению митрополита Митрофана, и с особым старанием стал писать поучения о подвижниках, опубликовав их в сборнике под названием «Монашеская жизнь». Этот сборник не был завершен из-за его перехода в монастырь Дайбабский и труда по возобновлению этой святыни.

    Опираясь на великую традицию и подвижническую практику Киево-Печерской лавры и вдохновляясь примерами из Киево-Печерского Патерика и остальными великими отцами Руси и мирового Православия (выписками из Добротолюбия, из святых Исаака Сирина и Ефрема Сирина, например), святой отец наш Симеон Дайбабский оставил нам очень полезные и практичные советы, став благодаря им одним из редких преподобных учителей в истории Сербской Православной Церкви, от которых остались письменно изложенные поучения «пути, ведущего в жизнь вечную». Если бы мы искали сходный пример в истории всей Церкви — какой бы святой отец был бы более всего схож с нашим старцем, то таким видится русский подвижник XVI века Нил Сорский, который, как и наш отец Симеон, был знатного происхождения и высокообразованным, но имел силу воли отречься от этого мира и облечься в скитскую простоту и жить внутренней жизнью, оставив после себя дивные поучения о полном нестяжании и послушании духовному отцу в монастыре как о едином несомненном пути спасения.

    Во всех своих поздних трудах, которые он по очереди опубликовывал, будучи уже в сане архимандрита, святой Симеон становится гораздо более сжатым в изложении своих мыслей. В то же время он становится и очень конкретным, направляя людей своими поучениями и примерами, написанными в стихах, к тому, что является наиболее важным в жизни каждого христианина и единым началом спасительного пути для души — к искреннему и глубокому покаянию. Начав со сборника «По Раю и пеклу» через песни «Демонское царство и наши грешники» далее, вплоть до песен в сборнике «Надгробные надписи» и поэмы «Больная душа и здравый разум», отец наш Симеон Дайбабский напоминает нам святого Иоанна Предтечу, который выходил из пустыни и вопиял к людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Святой также изобличал, иногда конкретно, а иногда в образах и метафорах, разные греховные состояния и слабости души человеческой, которые, к сожалению, в то время стали стремительно умножаться и бросать в грязь то, что в нашем народе было раньше в почете, было чисто, близко и мило Богу.

    Особенно значительна в этом отношении написанная в форме диалога драматургическая сцена под названием «Больная душа и здравый разум», где рассказывается о душе, которая стала больной из-за различных пороков, ибо «живот ее пухнет от бьющейся муки, от пакости всякой стиснулась грудь, от славолюбия треснули губы». Душа имеет своего брата Разума, который объясняет ей, что и физические, и душевные болезни являются последствиями греха и развратной жизни, которая губит и душу, и тело и приносит смерть. Разум ей предлагает прийти к Лекарю, чтобы поставил диагноз и дал бутылочки с лекарствами, на которых написано «Покаяние» и «Смирение», «Пост», «Молитва» и «Милосердие», и регулярно и правильно пользоваться ими, чтобы быстро выздороветь. Послушавшись гласа Разума и советов Лекаря, душа полностью выздоровела.

    Содержание последнего стихотворного творения, которое опубликовал архимандрит Симеон (Попович), прежде всего посвящено апокалиптическому времени и ожиданию конца света, когда большая часть человечества будет интересоваться исключительно только своими банковскими счетами и развлечениями, презирая Божий заповеди и забывая о них точно так же, как будут презирать людей, требующих помощи, даже забывая об их существовании. Поэтому книга и называется «Евангельский богач, или Размышление о загробной жизни нынешних грешников», как перефразировка притчи Христовой о богаче и нищем Лазаре (Лк. 16, 19-31).

    Кроме этих опубликованных трудов, от святого Симеона остался и один рукописный сборник его мыслей и поучений, которые впервые собрал и опубликовал в своей книги о преподобном старце прот Василий Ивошевич <...>.

    Далее: Иконы и фрески святого Симеона Дайбабского
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос