Обычный садик
для необычных детей
Глава 2. На пути к исцелению
Детский сад, в котором лечат
Обычный садик для необычных детей
– Наши детки – это детки с нарушениями зрения, – рассказывает заведующая детским садом Светлана Осипова. – Наши «профильные» заболевания – это косоглазие и амблиопия (или так называемый «ленивый глаз»).
То есть нарушения, поддающиеся корректировке и лечению. Наш детский сад относится к образовательным учреждениям четвертого вида. Дети с диагнозом «ретинопатия недоношенных», которая сегодня, к сожалению, очень распространена, не относятся к учреждениям четвертого вида, поэтому дошкольников с таким диагнозом мы можем принять только в том случае, если сохранено остаточное зрение: ребенок, к примеру, может посчитать пальчики на руке, если поднесет ее вплотную к лицу, или видит свою ладошку, если вытянет руку перед собой.
Почти у всех малышей к семи годам зрение восстанавливается настолько, что они могут посещать обычные общеобразовательные школы. У одних зрение к этому возрасту восстанавливается полностью, другие продолжат носить очки – все зависит от диагноза и эффективности лечения – однако, как бы то ни было, они будут способны воспринимать материал без «поправок» на слабое зрение, наравне с одноклассниками, у которых зрение – единица. В специализированную 172-ю школу поступают всего 12 ребят из 190, посещающих этот садик.
Конечно, малыши поступают в этот детский сад особым порядком, как, собственно, и в другие специализированные дошкольные учреждения.
Если выясняется, что у ребенка есть проблемы со зрением, офтальмолог поликлиники по месту жительства направляет его в поликлинику при городской детской больнице №1, в которой работает кабинет охраны зрения.
После детального обследования врачи-офтальмологи делают заключение и направляют детей в специализированное дошкольное учреждение. (Важно знать, детский сад № 221 – не единственный в городе, принимающий детей с нарушениями зрения: в ДОУ № 282 в Московском районе Казани есть две специализированные группы).
– К нам едут малыши со всего города. Наш садик, как видите, не пустует – к сожалению, статистика неутешительна, и нарушений зрения у детей с каждым годом фиксируется все больше. Но и дверей мы ни перед кем не закрываем – принимаем всех, кого направили к нам врачи, – продолжает свой рассказ заведующая. – То есть по 50 детишек каждый год.
Так чем же отличается 221-й детский сад от обычного садика?
Во-первых, своими обучающими программами. А также адаптированными дидактическими материалами, которые используются в них.
– Наряду с повсеместно используемой обучающей программой «Детство», мы используем программу, разработанную видным российским педагогом Л.И. Плаксиной для специализированных детских дошкольных учреждений четвертого вида, – уточняет Светлана Осипова.
Программа включает в себя, например, использование яркого, красочного дидактического материала, не дающего световых бликов. Тот же материал, с которым в обычных детских садах воспитатель работает у доски, здесь входит в раздаточный материал – у каждого малыша свой набор для занятий. Плюс материал для развития глазодвигательной функции и мелкой моторики (не секрет, что нарушение зрения зачастую сопровождается некоторым отставанием в общем развитии, ведь глаза – основной источник информации об окружающем мире для ребенка).
Все предметы для развития мелкой моторики – бусины, пуговицы, шнуровки, мозаики – тоже ярких, жизнерадостных цветов. И очень часто в этом детском саду занятия прерываются на «пятиминутку здоровья», зарядку делают не только руки и ноги, но и глазки малышей.
Далее: Учимся видеть