Первое появление революционеров-народников в Донбассе в середине 70-х гг. XIX в.

Дата публикации или обновления 05.06.2022
  • К оглавлению: Рождение великана. Страницы летописи жизни и борьбы рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • Впервые в Донбассе революционеры-народники появились еще в середине 70-х гг., в период «хождения в народ». Крупнейшими центрами народнической пропаганды на Юге в то время были Харьков и Ростов. Здесь революционно настроенная молодежь проходила необходимую подготовку, изучала в специально организованных мастерских различные ремесла. При Харьковском ветеринарном институте, к примеру, действовали в то время сапожная, столярная и кузнечная мастерские. В имениях своих родственников народники усваивали основы нелегкого крестьянского труда. Затем, начиная с весны 1874 г., революционеры, снабженные деньгами и необходимыми документами, расходились под видом бродячих сапожников, столяров, плотников, кузнецов, косарей по всему степному Югу, уходили на Дон и везде вели народническую пропаганду среди крестьян. Особыми успехами в этом деле похвастаться они не могли, крестьяне не понимали народников и нередко выдавали их властям. После окончания полевых работ многие из этих пропагандистов, по свидетельству Г. Гольденберга, давшего, как известно, обширные и весьма откровенные показания после своего ареста в конце 1879 г., уходили работать на рыбные промыслы Каспия, а также на каменноугольные копи Донбасса и завод Юза, где пытались продолжать свою пропагандистскую деятельность уже среди рабочих. Есть все основания предполагать, что цитировавшаяся выше корреспонденция в газету «Вперед» о стачке юзовских шахтеров весной 1874 г. была прислана кем-либо из таких пропагандистов. Интерес к донецким рабочим у народников, конечно, не был случаен. Зная, что в своем большинстве они, в особенности шахтеры, были связаны в эти годы еще тесными узами с деревней, куда многие из них возвращались в летние месяцы, пропагандисты рассматривали их как потенциальных распространителей своих идей среди крестьянства.

    Важную роль в революционной пропаганде среди рабочих Юга России на рубеже 70-80-х гг. играл Ростов-на-Дону. Здесь активно действовали несколько народнических групп, влившихся после образования в Петербурге в 1876 г. «Земли и воли» в ее состав, а также отделение «Южнороссийского союза рабочих во главе с Н. Б. Наддачиным. Эти кружки и группы вели работу не только среди ростовских рабочих, они устанавливают связи, направляют своих людей и в близлежащие места, в том числе — на Грушевские угольные копи. Об этом, правда, сохранились очень скудные, отрывочные сведения.

    В августе 1876 г. полицмейстер Грушевского рудничного поселка получил сообщение о том, что на шахте углепромышленника Посохова «появились книги возмутительного содержания». Было произведено дознание, в ходе которого выяснилось, что эти книги были доставлены на шахту человеком, поступившим незадолго до этого сюда на работу и называвшим себя Леоном Андреевым (точную его фамилию установить так и не удалось). Устроиться рабочим в артель казака Ивана Прищенко ему помог машинист шахты Федоров, в комнате которого стали после этого собираться и другие шахтеры. Андреев и Федоров вели с ними беседы и читали привезенные Андреевым книги. Собирались и в поле, за поселком. Как показали на следствии рабочие Петр Петров и Григорий Семенов, принимавшие участие в беседах, «этот Леон Андреев в продолжении своего пребывания у них вел беседу с рабочими, говори, что бога пег, что святые угодники также не существуют, что лучшей жизни рабочих мешает капитал, подчинивший их себе, затем чиновники, что необходимо уравнять всех, чтобы не было ни богачей, ни начальствующих», Эта пропагандистская деятельность, однако, продолжалась недолго. Уже через пять дней после появления Андреева на шахте он вынужден был вместо с Федоровым скрыться, предупрежденный кем-то о предстоящем аресте. Оба они так и остались неразысканными.

    Из воспоминаний одного из руководителей ростовской землевольческой группы М. Р. Попова мы также знаем о деятельности студента Харьковского ветеринарного института Н. П. Быковцева, специально направленного им Грушевские копи, где он вел пропагандистскую работу, по-видимому, в 1876—1877 гг. «Сначала, — отмечает Попов в своих «Записках землевольца», — ему приходилось на саночках на четвереньках возить по проходам уголь, но потом он, как пропагатор, был избавлен от этого труда рабочими, и его главным делом стало читать книжки в шахтах». Работа эта, впрочем, как признает и сам Попов, носила весьма ограниченный характер, поскольку состав рабочих постоянно менялся и сколотить сколько-нибудь значительную группу ему не удалось. Лишь немногие рабочие «были посвящены в революционные дела, т. е. им сообщали, что в России существует революционная партия, ставящая своею задачей произвести переворот в России в интересах представителей труда — крестьян, фабричных рабочих и вообще людей, работающих по найму». При аресте Быковцева в ноябре 1877 г. в Саратове, куда он незадолго до этого перебрался с Дона, у него среди другой пропагандистской литературы была обнаружена книга Н. Флеровского (В. В. Берви) «Положение рабочего класса в России». Кроме Быковцева в эти же годы (до весны 1878 г.) на шахте РОПИТа в Грушевке работал другой видный землеволец М. Э. Новицкий, который вместе с Н. Г. Мощенко и Быковцевым в середине 70-х гг. исходил пешком Украину, Кубань и Дон, ведя народническую пропаганду среди местного населения.

    Связи Ростова с Грушевскими угольными разработками сохранились и после разгрома в 1877 г. местной землевольческой группы. В 1882-1884 гг. их поддерживала крупная местная народовольческая организация, в.которой в этот период активно работали Л. Н. Бах, С. К. Пешекеров, С. Л. Иванов, П. Л. Антонов, Г. Н. Добрускина и др. Ростовская организация полностью сконцентрировала свою пропагандистскую работу вереде местных рабочих, поддерживая связи с ближайшими промышленными центрами. И хотя деятельность »той крупнейшей (после Петербургской) рабочей группы, методы и содержание ее пропагандистской работы были по-прежнему проникнуты народнической идеологией, не имели четко выраженного пролетарского характера, она оставила после себя заметный след в сознании рабочих кружковцев, из среды которых выросли такие революционеры, как Андрей Карпенко, Виталий Кудряшов и Василий Горбунов.

    Как велась народническая пропаганда среди рабочих? Из воспоминаний руководителей и участников ростовских рабочих кружков начала 80-х гг. П. К. Пешекерова и В. С. Панкратова мы можем представить типичную для того времени картину рабочей пропаганды. Учитывая сильную тягу передовых рабочих к знаниям, народники обычно начинали занятия с ними с общеобразовательной программы — обучали грамоте, письму, счету, объясняли устройство вселенной и т. п. Затем переходили к истории, рассказывали о крестьянских восстаниях Степана Разина, Емельяна Пугачева, о великой французской революции, Парижской коммуне. Постепенно пропагандисты подводили своих слушателей к обсуждению живо интересовавших рабочих вопросов их жизни и быта, раскрывали причины их тяжелого положения, рассказывали о жизни и борьбе их зарубежных братьев. «Переходя к положению дел в России, вспоминал, в частности, Пешекеров, — и указывая на существование у нас полного политического бесправии как рабочих, так и всех других слоев населения, мы особенно настаивали на том, что только с уничтожением этого всеобщего бесправия, т. е. при борьбе за политическую свободу и за уничтожение самодержавия, возможно у нас изменение и улучшение экономического положения рабочего класса и крестьянства, как наиболее угнетенных в этом отношении слоев населения. Наконец, мы знакомили с программой деятельности партии «Народная воля» как единственной революционной организации, существовавшей тогда в России, с ее ближайшими задачами и конечной целью».

    В своей работе народники использовали специально подготовленные и изданные, в основном за границей, популярные пропагандистские брошюры «Сказка о копейке», «Хитрая механика», «Сказка о четырех братьях», материалы из периодических народнических изданий «Вперед», «Община» и др., рисовавшие тяжелое, бесправное положение русских крестьян, ограбленных реформой 1861 г. Но этой нелегальной литературы было крайне недостаточно, и поэтому широко использовались также изданные легально литературные произведения русских и зарубежных писателей, посвященных жизни народа и его борьбе за свое счастье, такие, как знаменитая книга Р. Джованьоли «Спартак», романы Э. Эркмана и А. Шатриана «История крестьянина» и В. Гюго «93-й год», повествующие о событиях французской революции конца XVIII в., стихи и поэмы Н. А. "Некрасова, произведения Г. И. Успенского, П. В. Засодимского, рассказы из крестьянской жизни Н. И. Наумова, Ф. Д. Нефедова, М. К. Цебриковой. Постепенно программа занятий усложнялась и в кружках переходили к чтению и изучению более серьезных работ по истории и экономике России и других стран, таких как книга И. Д. Беляева «Крестьяне на Руси», социально-экономические сочинения Н, Г. Чернышевского, В. В. Берви-Флеровского, Ф. Лассаля, П. Прудона, Н. И. Зибера, Как уже отмечалось, революционные народники довольно часто использовали в рабочих кружках отдельные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, в особенности I том «Капитала», черпая оттуда по преимуществу обличительные материалы о капиталистической эксплуатации рабочих, критику буржуазного строя, пытаясь таким образом доказать свои тезисы о пагубности, неприемлемости для России капитализма.

    Далее: Возникновение рабочего кружка в Луганске в начале 80-х гг. XIX в.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос