Народное образование в Ленинграде.

Дата публикации или обновления 26.01.2017
  • К оглавлению: Ленинград

  • Ленинград — один из крупнейших культурных центров Советского Союза. История города тесным образом связана с развитием русской науки, просвещения и искусства. С основанием Петербурга возникают учебные заведения и культурно-просветительные учреждения. По указу 1714 г. созданы цифирные училища, при архиерейских домах, для обучения грамоте, письму и арифметике. Был организован ряд школ практического направления. Так, для подготовки специалистов рядовых профессии была создана школа словесной науки (1715 г.), в нем обучались дети разночинцев; по окончании школы они направлялись мастеровыми и учениками Адмиралтейства. Существовали школы, которые готовили моряков, артиллеристов, инженеров, медиков, учителей, служащих коллегий и т. д., напр., Морская академия (1715 г.), Инженерная школа (1719 г.), Артиллерийская школа (1721 г.), Сухопутный шляхетский корпус (1731 г.). В 1733 г. были открыты медико-хирургические школы, позже возникают (исключительно для привилегированной знати) Морской шляхетский корпус (1752 г.), Пажеский корпус (1759 г.) и др.

    Об открытии общеобразовательных школ правительство не проявляло заботы. Основная масса трудящихся оставалась неграмотной. Отдельные школы для народа организовывались выдающимися деятелями русского просвещения. Так, Феофан Прокопович создал на свои личные средства в 1721 г. школу для сирот «всякого звания». В 1725 г. была открыта гимназия при Академии наук, в которой наряду с детьми дворян обучались дети разночинцев.

    Во второй половине 18 в. ряд учебных заведении, такие как Шляхетский, Морской, Артиллерийско-инженерный корпуса, превратились в закрытые учебные заведения для дворянской молодежи, которая получала здесь не только военную, но и общеобразовательную подготовку. Появляются первые закрытые дворянские учебные заведения для женщин — институты «благородных девиц» (напр., Смольный институт, основан в 1764 г.).

    Под влиянием прогрессивных слоев общества правительство вынуждено было приступить к созданию государственной школы для основной массы городского населения. Ф. С. Кречетов выдвинул проект организации «национальной благоучительной школы» и доказывал необходимость народных школ.

    В 1777 г. Н. И. Новиков основал в Петербурге две начальные школы для детей обоего пола — Екатерининскую и Александровскую, которые содержались па доход, получаемый от издания журналов «Утренний свет» и др. Общественность проявляла к ним большой интерес.

    В 1781 г. царское правительство учредило Исаакиевское училище. Вслед за ним открылось еще 6 школ, в которых учились дети купцов, мещан, приказчиков, господских служителей, солдат, иногда офицеров. В 1786 г. был опубликован «Устав народных училищ», по которому в городах под руководством приказов общественного призрения предусматривалось открытие малых и главных народных училищ. Этим было положено начало организованной системы общего образования.

    К концу 18 в. в Петербурге насчитывалось 13 народных училищ, ок. 3750 учащихся (в т. ч. 535 девочек). Кроме того, существовало 18 частных русских школ, где обучалось 159 учеников. Однако большинство детей трудового народа Петербурга, население которого к этому времени достигло 200 тыс. человек, оставалось вне школы.

    В соответствии со школьным уставом 1804 г. в Петербурге 3 малых народных училища были реорганизованы в уездные училища, а остальные в приходские. В годы аракчеевской, а затем николаевской реакции правительство подавляло всякое стремление к распространению знаний среди народа и продолжало укреплять и расширять сословные учебные заведения.

    В 1811 г. был открыт Царскосельский лицей, в стенах которого получили образование многие талантливые представители русского общества: писатели А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, А. А. Дельвиг, Л. А. Мей, А. Н. Яхонтов, ученые Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский, К. С. Веселовскин и др. В лицей зачислялись только дети дворян. В 40-х гг. было пять гимназий (до 500 учащихся), они также были фактически дворянскими. Рескриптом Николая I от 19 августа 1827 г. категорически запрещалось принимать крепостных в средние и высшие учебные заведения.

    Созданная в 1786 г. для подготовки учителей Учительская семинария в 1801 г. была закрыта, в 1803 г. возрождена под именем Учительской гимназии, а в 1804 г. реорганизована в Педагогический институт, переименованный в 1816 г. в Главный педагогический институт. В 1819 г. па основе этого института был создан С.-Петербургский университет.

    В связи с развитием капиталистических отношений правительство начало создавать технические учебные заведения. В 1773 г. было открыто Горное училище, переименованное в начале 19 в. в Горный кадетский корпус, а в 1833 г. — в Горный институт, в котором готовились специалисты для горной промышленности. В 19 в. основаны Лесной институт (1811 г.), Институт инженеров путей сообщения (1810 г.), Архитектурное училище (1830 г.), Училище гражданских инженеров (1832 г.). Наиболее значительным фактом в развитии технических учебных заведений в эти годы было открытие в 1828 г. Технологического института, где основную массу учащихся составляли недворяне.

    В первой половине 19 в. в Петербурге были заложены основы подготовки кадров для русской промышленности. Однако образование оставалось малодоступным для трудящихся. Передовые общественные деятели прилагали усилия к организации школ для городской бедноты. Члены Союза Благоденствия Ф. П. Толстой и Ф. Н. Глинка основали в 1818 г. «Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения». В нем насчитывалось более 100 членов. Были собраны деньги, на которые открыли бесплатное училище на 250 человек. За 4 года в этом училище обучено грамоте 815 детей. К 1820 г. открыто 3 таких училища на 550 человек. Общество организовало обучение солдат, сочетая его с пропагандой передовых идей. В 1822 г. правительство закрыло Общество.

    Одним из важнейших вопросов общественно-политического движения 50—60-х гг. был вопрос о народном образовании. Революционные демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов выдвинули программу всеобщего обучения трудящихся на основе глубоких демократических преобразований страны. Вопреки воле правительства, развивается общественная инициатива в области просвещения, в Петербурге возникают воскресные школы для взрослых, расширяется начальное образование за счет средств самого населения. Все это оказало большое влияние на проведение реформ 60-х гг. в области народного образования. Хотя реформы 60-х гг. не принесли существенных сдвигов в образовании, все же они способствовали развитию начальной школы, педагогических учебных заведений. В проведении реформ в области народного образования большую роль сыграл К. Д. Ушинский. Будучи инспектором Смольного института (1859—62 гг.), Ушинский построил учебный процесс на прогрессивных началах. Он привлек для работы лучших педагогов, ввел принцип наглядности в обучение, воспитанниц института стали широко знакомить с произведениями лучших русских писателей.

    Уставом 1864 г. формально провозглашался доступ в гимназии для детей всех сословий, но фактически он был закрыт из-за высокой платы. Вскоре началось новое наступление реакции, в области просвещения, се проводили граф Д. А. Толстой, ставший в 1866 г. министром народного просвещения, а в период контрреформ 80-х гг. — его преемник И. Д. Делянов, издавший позорный циркуляр о запрещении принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. д.».

    Реакция, однако, не могла остановить просветительского движения прогрессивных общественных сил. В 80—90-х гг. растет число воскресных школ, в Петербурге их насчитывалось до 36. Особенно большую популярность приобрела Смоленская школа, где преподавала И. К. Крупская и где не раз встречался с рабочими В. И. Ленин. Воскресные школы являлись не только центрами культурно-просветительной работы среди взрослого населения, но и одним пз важных очагов политического воспитания трудящихся.

    В. И. Ленин ставил вопросы образования рабочих в неразрывной связи с их политическим воспитанием и вовлечением в революционную борьбу. Когда рабочие перед революцией 1905 г. требовали от правительства введения общего образования за счет государства, партия большевиков разъясняла им, что только уничтожение самодержавия и эксплуататорского строя даст возможность решить эту задачу. Первая русская революция (1905—07) оказала огромное влияние на распространение просвещения среди трудящихся масс. Сами рабочие выступали создателями школ, клубов, читален. К 1913 г. в Петербурге насчитывалось 679 начальных школ; большинство их были мелкими школами, часто размещавшимися в лачугах. Многие школы были частными, а те, которыми ведала Городская дума, получали па содержание скудные средства. В 1914 г. 18 тысяч детей жителей Петербурга не могли поступить в начальную школу. Среднее образование оставалось привилегией имущих классов.

    В. И. Ленин в 1913 писал, что массы народов России «ограблены в смысле образования, света и знания». Это относилось также и к Петербургу — крупнейшему промышленному и культурному центру страны.

    Великая Октябрьская социалистическая революция открыла для всех трудящихся путь к знаниям. Дети трудящихся получили неограниченный доступ в средние и высшие учебные заведения. Коммунистическая партия и Советское правительство с первых дней существования Советской власти неустанно заботятся о развитии школы, о коммунистическом воспитании подрастающего поколения. В Ленинграде, наряду с городскими школами, возникают так называемые «летние школы» за городом. Лучшие пригородные места: Петергоф, Стрельни, Павловск, Детское Село, Сестрорецк, где прежде располагались дачи петербургской знати, были предоставлены детям трудящихся. К этому времени относится также создание загородных школ-колоний («Красные зори», «Советская школа-колония» и др.), в которых проверялись новые педагогические формы и методы воспитания.

    В Ленинграде в короткие сроки были решены задачи ликвидации неграмотности и осуществления всеобщего начального обучения. Ленинский декрет СНК РСФСР о ликвидации неграмотности, изданный 26 декабря 1919 г., успешно претворялся в жизнь по всей стране и в первую очередь в крупных промышленных центрах; к 1931 г. Ленинград стал городом сплошной грамотности. В 1931 г. 99,6% детей школьного возраста были охвачены обучением. Шел непрерывный рост числа средних школ и количества учащихся, получавших законченное среднее образование. (Занятия для детей).

    В 1927/28 учебных годах в 133 средних школах обучалось 105,1 тыс. учащихся, а в 1940/41 учебных годах в 419 средних школах обучалось 402,9 тыс. учащихся. Перед Великой Отечественной войной в средних школах Ленинграда было в 8 раз больше учащихся, чем в 1914 г. Советское государство выделило огромные средства на строительство новых школьных зданий. За период с 1935 по 1940 гг. в Ленинграде построено 232 школы. В школах были созданы хорошо оборудованные учебные кабинеты, позволяющие вести все лабораторные и экспериментальные работы, предусмотренные программами.

    В начале Великой Отечественной войны основная масса школьников была эвакуирована из Ленинграда, но часть детей оставалась в осажденном городе. В неимоверно трудных условиях блокады работники отделов народного образования и учителя организовали занятия более чем в 100 школах. Здесь самоотверженно трудились более 1500 учителей. Стойкость и выдержку проявили и школьники, овладевая знаниями и принимая носильное участие в обороне города.

    В годы вражеской блокады было выведено из строя более 300 школьных здании, часть из них разрушена. После ликвидации блокады государство отпустило средства для восстановления школ. Городская партийная организация привлекла на помощь школе общественность. Промышленным предприятиям было поручено изготовить для школьных учебных кабинетов приборы и пособия. Рабочие шефствующих предприятий принимали активное участие в восстановлении школьных зданий. За два года — 1944 г. и 1945 г. — было восстановлено и отремонтировано 205 школ. В последующие два года все школы были восстановлены. К началу 1947/48 уч. г. были подготовлены 388 школ, в них занимались более 350 тысяч школьников. В короткие сроки было изготовлено хозяйственное и учебное оборудование для школ. В одном только 1946 г. школы получили 30 тысяч новых парт, 11 тысяч стульев, 3400 лабораторных столов, 2600 классных досок, 1400 шкафов.

    XIX съезд КПСС (1952 г.) поставил задачу приступить к осуществлению всеобщего среднего образовании. За счет нового строительства и за счет преобразования семилетних школ в средние значительно увеличилось количество средних школ. В 1952/53 уч. г. в городе насчитывалось 242 средние школы, в 1956/57 уч. г. — 334. За послевоенный период построено 52 новых школьных здания на 38840 ученических мест. В 1957 г. вступают в строй еще 14 школьных зданий на 12200 мест. Всего в Ленинграде в 1956/57 уч. г. работает 472 общеобразовательные школы с 376400 учащимися. В городе практически осуществляется всеобщее среднее образование — все школьники после окончания 7-го класса продолжают обучение в старших классах школы или в средних специальных учебных заведениях. Ежегодно растет число юношей и девушек, окончивших 10 классов. В 1954/55 уч. г. число выпускников средних школ Гороио составляло — 24737 человек, в 1955/56 уч. г. — 26731 человек. За два года 3727 выпускников средних школ получили золотые и серебряные медали.

    Решения XIX и XX съездов Коммунистической партии Советского Союза об осуществлении политехнического обучения в школе и преодолении известного отрыва школы от жизни составляют основу всей учебно-воспитательной работы. В процессе преподавания физики, химии, биологии, математики и других общеобразовательных дисциплин большое внимание уделяется изучению основ промышленного и сельскохозяйственного производства. В учебный план введены новые предметы — труд, практические занятия в учебных мастерских и на пришкольных биологических участках, практическое изучение основ производства. В школах города в течение 1955 и 1956 гг. при активной помощи промышленных предприятий создано 352 слесарно-механические, 304 столярные и 12 комбинированных мастерских, 157 кабинетов машиноведения и 108 кабинетов электротехники.

    В 1955/56 учебных годах передовые школы Ленинграда (87 школ) приступили к производственному обучению учащихся старших классов непосредственно на промышленных предприятиях. Летом 1956 г. 79 ленинградских школ организовали в колхозах и совхозах области комсомольско-молодежные лагери, где учащиеся старших классов проходили сельскохозяйственную практику. В соответствии с решением XX съезда КПСС к началу 1956/57 учебных годах в Ленинграде открыто семь школ-интернатов на 1500 учащихся. В 1957 г. сооружается семь спальных корпусов, что даст возможность увеличить контингент воспитанников школ-интернатов до 3600 человек.

    В 1956-57 учебных годах в Ленинграде имелось 177 школ рабочей молодежи с числом учащихся св. 76 тыс. человек. За два года семилетнюю школу окончили 19 300 молодых рабочих и служащих, среднюю школу — 16100.

    В 1956/57 учебных годах в 8—10-х классах средних школ рабочей молодежи обучалось более 44 тыс. человек.

    В 49 детских домах Ленинграда воспитывается 6400 детей сирот и детей многодетных родителей. В 1956 г. Совет Министров СССР разрешил содержание воспитанников в детских домах до окончания ими десятилетней школы.

    Большом размах в послевоенные годы получила внешкольная и внеклассная работа с детьми. Во Дворце пионеров имени А. А. Жданова свыше 11 тыс. детей занимаются в 702 технических, художественных, музыкальных, хоровых, вокальных и спортивных кружках. Массовыми мероприятиями ежегодно обслуживается более миллиона учащихся. В городе — 21 районный дом пионеров, в которых работают 1380 различных кружков (участвует до 30 тыс. школьников). Кроме того, в школах города организовано около 7000 предметных, технических и художественных кружков, в которых занимается ок. 125 тыс. детей.

    В системе внешкольной работы большое место отводится физическому воспитанию школьников. Городская детская спортивная школа имеет 10 отделений, где в 78 группах занимается свыше 900 школьников. В 21 районной спортивной детской школе обучается различным видам спорта 8700 детей.

    Большое внимание уделяется развитию сети дошкольных учреждений. За 1955 и 1956 гг. в Ленинграде построено 50 детских садов на 4050 мест. Сеть дошкольных учреждений города на конец 1956 г. насчитывает 770 детских садов, в которых воспитывается 64,5 тыс. детей.

    Педагогические кадры для начальных классов общеобразовательных школ готовятся в 6 педагогических училищах (1 700 учащихся). Учителей для 5—10 классов готовят педагогические институты. На начало 1956/57 уч. г. в общеобразовательных школах работало 18600 учителей, в школах рабочей молодежи 3948 учителей, в детских домах и детских садах 6260 воспитателей. Имеется институт усовершенствования учителей, при котором работают годичные курсы на 1200 чел. Около 3000 учителей города занимается в различных семинарах и практикумах. Плодотворная работа многих учителей школ города отмечена государством. Орденами и медалями за выслугу лет и безупречную работу награждено 6768 человек, почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» присвоено 226 ленинградским учителям. Всеобщим уважением в городе пользуются заслуженные учителя М. М. Загребина (216-я школа), М.П. Морозов (167-я школа), И. П. Козловский (395-я школа), Л. С. Боголюбова (1-е педучилище), А. А. Палина (135-я школа), С. С. Молоденский (476-я школа), С. И. Куликевич (356-я школа), Н. А. Кирсанова (24-я школа), М. Г. Баранов (321-н школа), Ш. Н. Дегтеревская (48-я школа), С. А. Сергиевская (195-я школа), Н.П. Аникеева (12-я школа рабочей молодежи), К. Ф. Тюрина (1-е педучилище) и многие другие педагоги.

    Высшее, среднее и низшее профессиональное образование.

    В 1910 г. в Петербурге было 20 мужских и 3 женских высших учебных заведения, в которых обучалось около 12 тысяч студентов.

    В 1956/57 уч. г. в Ленинграде было 41 стационарное и 2 заочных высших учебных заведения, в которых обучалось 121,0 тыс. учащихся на стационаре и 34,2 тыс. заочно.

    Крупнейшие высшие учебные заведения: Государственный университет имени А. А. Жданова, Политехнический институт имени М. II. Калинина, Технологический институт имени Ленсовета, Горный институт имени Г. В. Плеханова, институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В. Н. Образцова и др.

    В городе 90 профессиональных средних учебных заведений, в которых обучается св. 79 тыс. учащихся (вместе с заочниками).

    По системе трудовых резервов в Ленинграде имеется 24 ремесленных училища, 28 школ ФЗО и 19 технических училищ, в которых на 1 января 1957 года обучалось 21600 человек.

    Далее: Культурно-просветительные учреждения Ленинграда.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос