Троицкий собор

Юрьев-Польской

Дата публикации или обновления 14.10.2017
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

    Троицкий собор

    Город Юрьев-Польской.

    В 1907 г. началось строительство севернее Георгиевского собора, и в декабре 1914 г. был построен Троицкий собор (освящен в январе 1915 г.). Владимирские епирхиальные ведомости писали: «Новый собор величествен и красив... Внутри совершенно открыт и достаточно светел, в нем может поместиться более 2000 человек...Святые иконы в нем дорогого художественного письма. Стенной живописи в соборе нет. В приделе с правой стороны на видном месте поставлено древнее «Святославово» Распятие с предстоящими, высеченное из целого камня и служащее предметом особенного благоговейного поклонения городских и окрестных жителей..» Протоиерей Александр Знаменский был депутатом от духовенства в уездное земское собрание, в 1907 г. избран членом 3-й Государственной думы, членом Юрьевского уездного училищного совета, исполнял должность благочинного. К Пасхе 1919 г. протоиерей Георгиевского собора г. Юрьева-Польского Александр Знаменский был награжден крестом с украшениями.

    После Октябрьской революции 1917 г. о. Александр Знаменский стал одним из лидеров обновленчества во Владимирской епархии. Современник священник писал: «Много в эти годы худого в религиозно-нравственную жизнь народа внесло само духовенство... Мы сами, пастыри народа, многие оказались не на высоте своего призвания. В моей памяти первым, возмутившим меня тогда шагом падения нашего авторитета в глазах народа, в начале революции, при Керенском, было поскидование с себя священнических крестов на нужды войны с Германией. Сошлись тогда выборные от каждого благочиния епархии умные головы, отцы протоиереи и иереи на общеепархиальный съезд. Заправлял, вероятно, тогда им кто-нибудь из двоих известных ныне в обновленческой церкви руководителей, или Юрьевский протоиерей Знаменский, или же, теперь епископ Струнинской фабрики, протоиерей Алексий Рождественский». В 1930 г. на секретном заседании президиума Юрьев-Польского райисполкома по раскулачиванию части населения, было решено: «дополнительно муниципализировать (т.е. отнять у владельца) жилой дом с двумя сараями бывшего протоиерея Георгиевского собора, бывшего члена Государственной думы и Святейшего Синода Знаменского А. В. В советское время были разрушены главы собора.

    Старожил Юрьева о. Василий Крылов вспоминал последнюю Пасхальную службу в Воскресенском соборе, когда служили викарный епископ Хрисогон. 12 января 1931 г. во епископа Юрьевопольского был рукоположен архимандрит Хрисогон (Ивановский, ум. 1938 г.) 14 апреля 1932 г. он был назначен епископом Кишиневским, 8 июня 1932 г. снова служил в Юрьеве-Польском (епископ Юрьевопольский викарий Владимрской епархии), с 17 марта 1937 г. епископ Владимирский. С епископом служил некий архимандрит, - видимо о. Сергий (Озеров, постриженник Валаамского монастыря, настоятель Уссурийского Свято-Троицкого монастыря на Дальнем Востоке), - местные и ссыльные священнослужители. Евангелие читали на пяти языках: древнееврейском, древнегреческом, латинском, славянском и русском. Сын сосланного в Юрьев-Польской священномученика Зосимы, Сергей Трубаёв вспоминал: «В то памятное дето 1932 г. я впервые встретился с о. Сергием (архимандритом Сергием Озеровым) - настоятелем монастыря в Уссурийском крае, а ранее - валаамским иноком. Однажды, когда мы выходили из храма от всенощной, отец подошел к необычайно одетому старому священнику. Он стоял у входа, подобно путнику опираясь на посох. Сапоги и крестьянского покроя одежда подтверждали его странничество. Отец почтительно поклонился ему, меня же старец приветливо благословил. Так впервые увидел я архимандрита Сергия Озерова, человека необыкновенной судьбы и великого духовного опыта, обретшего временное пристанище на Владимирской земле, вдали от собранного им и рассеянного в годину гонений монашеского братства.

    В годы поселения в Юрьеве-Польском о. Зосима нередко посещал его. Встречи с ним особенно участились летними вечерами 1933 года. Я ждал их, привлеченный добротой, радушием и гостеприимством старца, изумленный рассказом о его жизненном пути... Душа впитывала излучаемое им благодатное воздействие, и все, что тогда воспринималось с неослабевающим вниманием, отложилось в глубинах памяти и впоследствии поддерживало в страшные годы новой разлуки с отцом, в смертоносные годы войны, и так неожиданно высветилось ярким светом, когда я, вспоминая старца, стал искать следы его последнего земного пребывания. Прошло более полувека, но образ его не заслонен временем, он живет во мне и ныне, обретая все более конкретные черты в памятовании очевидцев о жизненном подвиге двух валаамских иноков, посланных миссионерами на Дальний Восток. Встреча с одним из них - архимандритом Сергием Озеровым произошла незадолго до его безвестной, страдальческой кончины.

    В Юрьеве-Польском о. Сергий жил напротив монастыря, за Георгиевским собором, если идти от набережной, в крайнем доме с крыльцом во дворе и окнами, выходящими на Петропавловскую (теперь Первомайскую) улицу. Небольшой ряд деревянных домиков, расположенных внутри крепостного вала, фасадом обращен к западной стене монастыря. Позади домов зеленели огороды. Сюда не достигал уличный шум, оставалось в стороне суетливое движение на центральной площади. Входили в дом, поднимаясь по ступенькам крыльца, и с каждой ступенькой замирало сердце... А когда он выходил из своей тесной комнатки в полутемный узкий коридор и гостеприимно приглашал в свою монашескую горницу — на сердце становилось тепло и радостно от встречи и неторопливого отеческого благословения.

    В его старческих, слегка подслеповатых глазах светилась доброта. Удрученный, но несломленный пережитым гонением, он принимал всякий день и всякий час как дар Божий.

    Отец Сергий радушно угощал чем мог; чем и сам питался в те скудные годы. Обычно на столе появлялся салат из огородной зелени с тонкими ломтиками ржаного хлеба, иногда шампиньоны, собранные почти у крыльца дома в заросшей травой дорожной колее или на обрыве вала. Пили чай, заваренный мятой или душистыми листьями смородины. А перед угощением и после него - молитва, произнесенная неспешно, тихим старческим голосом, каждое слово в ней шло от сердца и замыкалось в сердце. Благодатный старец! Твое внимание к пришельцам, к собеседнику казалось столь велико, столь значительно, как будто ничто другое в те часы тебя не занимало, не беспокоило.

    Ни старческие недуги, ни усталость, ни часы посещения не могли повлиять на твою отзывчивость. Ты спрашивал и читал в сердце раньше, чем тебе отвечали. Ты занимал рассказом о Далеком Валааме и твоем детище -обители Уссурийской. И то, о чем ты вспоминал и рассказывал, входило зримо в настоящее, виделось как часть твоей жизни - не ушедшей, не канувшей в небытие, нет, все твои спутники и сподвижники были всегда с тобой, в храмине твоего сердца... Комнатка его едва вмещала гостя, но оставляла незабываемое впечатление особым присущим её миром. В переднем углу, над молитвенным столиком - иконы. В центре - написанная в монастыре копия Богородичной иконы «Объятия Отча», - присланной в 1894 г. с Афона в благословние будущей обители, светлая, радостная, праздничная: в сиянии лучей Богоматерь с Богомладенцем, открывающим Свои объятия - Объятия Отча...

    Через минувшие десятилетия осознаешь: сказанное о. Сергием, хотя бы и невзначай, сохранило значение на годы вперед не только как услышанное тогда впервые, но и как определение жизненного направления, как заданность исканий, пробуждение духовных устремлений. Мудрой ненавязчиво влиял он, привлекая душевным теплом и тактом, оставляя свободу избрания жизненного пути, чтобы найти ту истинную жемчужину, ради которой можно отвергнуть всё несущественное...Отец Сергий не выделялся ни внешними признаками высокого сана, ни видимым со стороны совершением молитвы, но его вера и благочестие подобно ровному дыханию неприметно проявлялись во всём его скромном облике...»

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100