Туково, Стряпково и другие

Дата публикации или обновления 14.10.2021
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

    Разрушенные храмы Юрьев-Польского района

    Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8

    Поблизости от Беляницыно, почти на границе с Ивановской областью было с. Туково. Каменный храм Михаила Архангела, построенный в селе в 1852 г., был разрушен в советское время, исчезло с лица земли и само село.

    Церковь с. Туково была приписана к храмам с. Григорово. В Григорово в советское время были сломаны древний деревянный Никольский храм с деревянного же колокольней, построенной в 1865 г., и каменный теплый храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», построенный в 1882 г. юрьевским купцом Иваном Ивановичем Константиновым.

    В с. Ново-Николаевское была разрушена каменная Знаменская церковь (приделы: Святителя Николая и Михаила Архангела), с каменной же колокольней, построенная в 1845 г. княжной Марией Одоевской на свои средства. В Ново-Николаевском была усадьба князей Одоевских, от которой в наше время не осталось ничего кроме пруда и одичавшего парка. Усадьбу в Ново-Николаевском отстроил генерал - майор князь Иван Сергеевич Одоевский (1769 -1839). От первой жены Прасковьи Александровны (1770-1820, урожденной княжны Одоевской, мужу она приходилась двоюродной сестрой) у него был сын князь Александр Иванович Одоевский (1802—1839), поэт, декабрист. Достаточный средства позволили Одоевским дать своему сыну прекрасное образование дома, а любовь и ласка, которые окружали его в патриархальной и религиозной семье, оказались настолько сильными, что сердце поэта навсегда осталось «обильным источником чистейшей любви», что никакие житейские невзгоды и потери не могли притупить у такого верующего человека, каким был А.И. Одоевский, чувства любви к жизни и людям... Потеряв мать, Одоевский, в 1821 г. поступил юнкером в Конную гвардию, в 1823 г. был произведен в корнеты.

    До поступления в полк он состоял с 1815 г. на службе в «Кабинете» (в «Кабинет Его Величества» поступали прошения на Высочайшее имя, «Кабинет» заведывал собственностью императора, нём хранилась императорская родословная книга, завещания членов императорской фамилии, коронные бриллианты).

    В 1815 г. - канцелярист, в 1818 - губернский секретарь, в 1820 г. вышел в отставку. Любовь к литературе сдружила его с А.С. Грибоедовым, с Бестужевым и Рылеевым. Знакомство с Бестужевым и Рылеевым привело в тайное общество, оттуда - 14 Декабря 1825 г. на Сенатскую площадь, в ряды бунтовщиков. Добровольно явился к петербургскому обер-полицмейстеру. Зачисленный в четвертый разряд, Одоевский был присужден к ссылке в каторжный работы на 15 лет, а по окончании их - на вечное поселение в Сибири. Он отбывал каторгу в Чите (здесь написал стихотворный ответ на послание Пушкина декабристам: «Струн вещих пламенные звуки..»), затем в Петровском остроге, в 1833 г. написал императору Николаю покаянное письмо и просил о прощении, был переведен на поселение в Иркутскую губернию, где построил в с. Елань себе дом, а через два года, по прошению отца, - в Тобольскую.

    Он жил в Ишиме до 1837 г., когда был переведен на Кавказ рядовым. Здесь был зачислен в Нижегородский драгунский полк, служа в котором подружился с Лермонтовым. На Кавказе он познакомился с Н.М.Сатиным и Н.П. Огаревым, и те полюбили «христоподобного», по выражению Огарева, Одоевскаго, как любили его все товарищи по несчастью в Сибири, все, на кого когда-либо падал «блеск его лазурных глаз». Умевший в Сибири находить наслаждение в мирных научных беседах. Одоевский на неспокойном Кавказе умел увлекаться военными подвигами: между прочим, он участвовал в экспедиции Н.Н. Раевскаго (за что был произведен в офицеры) и не раз подвергался опасности. Впрочем, в это время он находился под гнетущим впечатлением от смерти нежно любимого отца: у поэта «порвалась последняя связь с жизнью», и он, просясь «в дело», казалось, сам искал случая развязаться с земным существованием. Однако, его сразила не пуля, а жестокая местная лихорадка. В 1839 г. он «отдал Богу последний вздох беспредельной любви».

    Горцы уничтожили могилу поэта. Без следа исчезла бы и поэзия Одоевского не печатавшего своих стихотворений, если бы друзья не сохранили для потомства его «Песен из фоба» своевременно подбирая их, запоминая и занося на бумагу. Высокие достоинства лирики Одоевскаго отмечены критикой: историки литературы отводят поэзии Одоевского место «в ряду тех непринужденно-искренних, пережитых и прочувствованных, сильных своей простотой лирических стихотворений, которые писали в те годы Пушкин и его друзья». В песнях Одоевского, в которых поэт «славил мир, его красу и стройность вечных дел, Господних дел, грядущих к высшей цели», выразилось его религиозное, в общем оптимистическое миросозерцание, не позволявшее человеку слишком болезненно ощущать разлад мечты и жизни». «Из всех декабристов», писал Н. Сатин, «Одоевский отличался веселостью, открытой физиономией и игривым умом... Ему было 34 года, но он казался гораздо моложе, несмотря на то, что был лысый. Улыбка, почти не сходившая с его губ, придавала лицу его этот вид юности».

    В с. Кузминское разрушена каменная Никольская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского (построена в 1862 г.). В 1628 г. в дворцовом с. Кузминском, приселке государева с. Сима, уже стояла деревянная церковь Николы Чудотворца. В XVIII и XIX вв. село принадлежало Голицыным.

    В Стряпково (разрушены каменные церкви Рождества Божией Матери (1810) и Никольская (1846), ныне села нет, осталось только кладбище). Крестьянин с. Стряпково Трофим Иванович Муравкин (ум. 1842) переселился в 1818 г. во Владимир и занялся огородничеством, его сын Назар Трофимович (ум. 1877) развил парниковое хозяйство, Вакх Назарович (1830 -1901) на огородах по берегам р. Лыбеди в черте города выращивал картофель, свеклу, лук, огурцы, капусту, арбузы. Снабжал не только Владимир, но вывозил в Москву и Петербург. Вакх Назарович был церковным старостой Дмитриевского собора во Владимире.

    В с. Турабьево в советское время были сломаны две церкви, деревянная Рождества Христова, построена в 1779 г., и каменная Покровская, построена в 1843г. Село Турабьево весьма древнее. Исследователь владимирской старины, В.Г Добронравов производит его название от языческого бога Тура. Впервые в документах Турабьево упомянуто в 1453 г. в духовной грамоте великой княгини Софьи Витовны. Она завещала село старшему внуку, князю Юрию Васильевичу, у того не было детей, и перед своею смертью, в 1472 г, он завещал село брату, князю Андрею Васильевичу. Турабьево оставалось дворцовым селом до 1-й четверти XVIII в. Пётр Великий пожаловал село своему воспитателю князю Борису Алексеевичу Голицыну (1654-1714). Село перешло к внуку Бориса Алексеевича, князю Сергею Алексеевичу Голицыну (1695-1758), члену Московской монетной канцелярии, с 1743 г. тайному советнику, с 1753 г. - московскому губернатору. После Сергея Алексеевича селом владел его сын гвардии полковник князь Алексей Сергеевич Голицын (1723-1765). Он продал село Ивану Никитичу Демидову. Позднее село перешло к дворянам Есиплевым. В советское время храмы Турабьева были закрыты. В каменном Покровском устроен клуб, потом столовая, позднее храм был разрушен. В деревянном храме был устроен склад. Каменная часовня в селе, построенная на месте деви-чего Ильинского монастыря, упраздненного в XVII в, была разрушена в 1950-х гг. Потом практически исчезло и само село. Поблизости от Турабьева стояло с. Егорье, деревянную церковь села увезли в Юрьев Польской, но и села уже больше нет.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Далее: Разрушенные храмы Юрьев-Польского района. Красное. Кучки
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос