Голянищево и другие

Дата публикации или обновления 14.10.2017
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

    Разрушенные храмы Юрьев-Польского района

    Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8

    В с. Голянищево разрушена каменная Троицкая церковь, построенная в 1798 г. местным помещиком Василием Сергеевичем Рагозиным нет уже и села. Церковь в Голянищево существовала уже в XV в. В Иворово в 1962 г. ещё стояла каменная церковь Рождества Божией Матери, построенная в 1825 г. усердием помещика Сергея Обухова и прихожан, в 1950-х гг. была сломана её колокольня, позднее церковь была разрушена полностью. В 2002 г. ещё стояло деревянное здание приходской школы). К с. Иворово была приписана деревянная церковь погоста Благовещение, построенная в 1713 г. Для села она служила кладбищенской церковью. В советское время церковь была полностью разрушена. Была разрушена и деревянная часовня в д. Заборье.

    В с. Беляницах (или, как раньше его называли Беляницыно) известном с XV в., с того времени в Беляницах существовала церковь, была полностью разрушена в советское время каменная Успенская церковь, построенная в 1838 г. В семье священника церкви с. Беляницыно Евфимия Казанцева в 1778 г. родился сын Андрей, будущий архиепископ Ярославский и Ростовский Евгений (Андрей Ефимович Казанцев, 1778-1871). В 1791 г. поступил в Троицкую Духовную семинарию. В 1800 г. по окончании семинарии определен учителем грамматики Вифанской духовной семинарии, а с 1803 г - учителем риторики и библиотекарем. В этот период времени перед ним встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Одни предлагали ему замечательную светскую карьеру, другие выгодную женитьбу, а митрополит Платон (Левшин) убеждал принять монашество. Андрей принял совет митрополита, и 16 декабря 1804 г. в Троице-Сергиевой лавре он был пострижен в монашество с именем Евгений; 25 декабря митрополит Платон рукоположил его во иеродиакона, а 6 января 1806 г. - во иеромонаха. Отец Евгений продолжал с любовью трудиться в Вифанской духовной семинарии в должности преподавателя философии и префекта семинарии. Он зарекомендовал себя наставником внимательным, откровенным, не терпящим доносов и наушничества. Его боялись, но и любили. Жизнь и деятельность иеромонаха Евгения в Вифании проходила под руководством митрополита Платона, который уважал и любил его как сына и такое отношение к нему сохранил до конца жизни.

    В 1809 г. о. Евгений был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. В Петербурге его посетила мать, которую он очень любил и говорил о ней с большой теплотою. В 1810 г., по ходатайству митрополита Платона, иеромонах Евгений назначен ректором Троицкой духовной семинарии; 5 июля того же года возведен во игумена Угрешского Монастыря, а 6 августа - во архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря. С 19 августа 1811 г. - архимандрит Можайского Лужецкого монастыря. В 1814 г. архимандрит Евгений был назначен ректором Московской духовной семинарии, профессором богословия и архимандритом Московского Заиконоспасского монастыря. 30 июля 1817 г. архимандрит Евгений переведен в Московский Донской монастырь с увольнением от должности ректора семинарии и профессора богословия. В это же время назначен членом Московской синодальной конторы. 14 июля 1818 г. архимандрит Евгений возведен во епископа Курского и Белгородского. Прибыв в свою епархию, он энергично принялся за дело.

    В то время в Белгороде было создано отделение Библейского общества. Преосвященный Евгений был активным участником в деятельности этого общества. Большое внимание он обратил на образование духовенства, и на благоустройство духовной семинарии. При назначении на места он всегда предпочитал ученых. Почти каждое богослужение (а они были очень частые) епископ Евгений сопровождал проповедью. Преосвященный часто приглашал к себе для беседы своим подчиненных, которые проникались к нему доверием и любовью и в любое время шли к нему со своими нуждами. Во всех местах служения епископа Евгения при первом знакомстве считали строгим и жестоким. Это объясняется тем, что он отличался излишней горячностью и вспыльчивостью. Но его вспыльчивость через несколько минут утихала, и он всегда удовлетворял приходящего, если только мог удовлетворить без нарушения правды. Таким образом, возникавшее первоначальна о нем отрицательное мнение с течением времени менялось на обратное. Преосвященный Евгений уделял большое внимание личному обозрению епархии и знакомству с паствой. Не было ни одной сельской церкви, которую бы он не посетил. 19 февраля 1822 г. епископ Евгений был возведен в сан архиепископа и назначен во Псков. Ознакомившись с состоянием дел, преосвященный Евгений предпринял поездку по епархии. Здесь, как в Белгороде, преосвященный заботился о благоустройстве семинарии. Он добился получения значительной суммы денег и расширил помещение семинарии. По-прежнему почти при каждом богослужении говорил поучения. Более 100 поучений, записанных собственноручно, он оставил семинарской библиотеке. Преосвященный Евгений любил петь. Хотя голосу него был слабый, не хоровой, но приятный, и он часто пел один, когда служил всенощную в домовой церкви. Псковскою епархией он управлял около 4-х лет.

    30 сентября 1825 г. по личному прошению, архиепископ Евгений был назначен на Тобольскую кафедру. Прошение преосвященного о переводе в далекую Сибирь было вызвано тем, что ему было три сновидения подряд, которым сначала его мать, затем отец и, наконец, митрополит Платон настойчиво указывали ему о необходимости просить перемещения в другую епархию, а митрополит Платон указал именно Тобольскую. И преосвященный Евгений послушался. В Тобольск он прибыл 30 декабря на закате солнца, а на следующий день 1 января 1826 г., служил первую литургию и произнес слово на Новый год. Затем занялся обзором состояния епархиальных дел. Его поразил беспорядок, существовавший в консистории. До 2-х тысяч писем лежало нераспечатанными. Преосвященный настойчиво взялся за наведение порядка и добился успеха. Затем занялся благоустройством семинарии. Так как образованного духовенства не хватало, то семинария стала предметом особой заботы преосвященного Евгения. В Тобольской епархии проживало много инородцев. Это вызывало большое беспокойство у преосвященного Евгения. Он выразил Святейшему Синоду свое желание лично заняться миссионерской деятельностью, а именно: на 5-6 лет хотел оставить епархию и поселиться среди неправославных племен остяков, вогуличей и др., изучить их язык и подготовить из их среды пастырей. Синод отклонил его намерение.

    Однако владыка Евгений добился учреждения миссии в своей епархии. В 1828 г. преосвященный Евгений, по предписанию Святейшего Синода, обозревал свою епархию. В два приема он побывал во всех отдаленных уголках епархии, кроме Березовского края. Путешествие было очень продолжительное. Первое продолжалось с 18 мая по 7 июля. За это время он проехал около 2 000 верст. Второе - с 1 августа по 1 октября -около 4 000 верст. Надо отметить, что во избежание нареканий преосвященный приказал все возможное для питания свиты взять особой, а приношения от жителей принимать только за деньги. Он даже отказывался от званых обедов, чтобы не быть никому и ничем обязанным. В этом путешествии преосвященный Евгений, по его выражению, «работал без отдыху, до упаду, но приехал здоров». В следующем 1829 г. архипастырь завершал обозрение епархии посещением Березовского края. Это путешествие оказалось наиболее опасным. Совершалось оно по воде, и однажды путешественники едва не погибли от сильной бури. Только усердная молитва преосвященного Евгения спасла их. В другой раз преосвященный, идя берегом реки, чуть не попал в охотничью ловушку для оленя. Уже в 5-6 шагах от того места его остановил один из иноверцев. Об этом случае (как Господь сохранил ему жизнь) преосвященный вспоминал всегда. Результаты обзора епархии владыка Евгений подробно изложил Святейшему Синоду.

    Он очень болезновал об отсталости новокрещеных своей епархии и был несказанно рад приезду первого представителя миссии архимандрита Макария. Архипастырь радовался всему, что способствовало утверждению христианской веры. 1 августа 1831 г. архиепископ Евгений переведен на Рязанскую кафедру.- Направление деятельности преосвященного в Рязани было то же, что и в Тобольске. В этот период он был членом комиссии по обследованию чудес от гроба святителя Митрофана Воронежского. Здоровье преосвященного было уже значительно подорвано, особенно плохо было со зрением. Поэтому он не раз уже в неофициальных письмах заговаривал о покое. По этому вопросу он вел переписку с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), советы и наставления которого очень ценил. Митрополит Филарет, в свою очередь, со вниманием относился к архиепископу Евгению, искал с ним встречи и приглашал его в Москву на консультацию к своему врачу. Преосвященный Евгений не решался ехать. Однако ехать ему пришлось совершенно неожиданно.

    8 мая 1837 г. последовал перевод его в Ярославль. Он поехал в Ярославскую епархию через Москву. Сразу же по приезде в Москву архиепископ Евгений отправился к митрополиту Филарету. С большой радостью встретились два святителя и несколько дней провели в беседах. И в дальнейшем они переписывались. Митрополит Филарет своими советами и наставлениями помогал владыке Евгению перенести те искушения, которые встретили его в Ярославской епархии. Несмотря на значительную потерю зрения, преосвященный Евгений не оставлял епархиальных дел. Он обозревал епархию, вел борьбу с раскольниками, посещал семинарские экзамены и совершал церковные торжества. В 1849 г., чувствуя всеобщее изнеможение сил, преосвященный Евгений подал в Святейший Синод прошение об увольнении на покой, на которое не получил ответа. Он написал вторично, но вместо удовлетворения просьбы получил награду. Это и радовало его и огорчало тем, что не хотят уважить его просьбы.

    В 1853 г. он снова, но уже более решительно, попросился на покой. Синод согласился. Преосвященный Евгений зарекомендовал себя пастырем бескорыстным, правдивым, беспристрастным, попечительным о вверенном ему духовенстве, бережливым, милосердным. 16 декабря 1853 г преосвященный Евгений, по его желанию, был уволен на покой в Московский Донской монастырь. Его просили принять на себя управление монастырем. Он отказывался. Только убеждения митрополита Московского Филарета и Святейшего Синода заставили его согласиться. Он желал было отказаться от всех доходов, причитавшихся ему по праву настоятеля, однако митрополит Филарет убедил его не делать этого. Преосвященный согласился, но все средства направил на благоустройство монастыря. В монастыре он неутомимо трудился, но большую часть времени уделял молитве и уединению. В 1858 г. преосвященный совершенно ослеп, но не поддался унынию. В течение 10 лет он никогда ни одним словом не выразил не только жалобы, но и скуки. В 1868 г. ему исполнилось 90 лет и 50 лет служения в архиерейском сане. В день своего Ангела (30 июня) он совершил последнее богослужение вместе со святителями Иннокентием и Петром. После этого преосвященный Евгений уже не служил. 27 июля 1871 г. почил о Господе. Погребен в храме Донской иконы Божией Матери.

    14 октября 1888 г. в семье крестьянина с. Беляницыно Ивана Архипова родился сын Яков, будущий священномученик Иаков. В родном селе Яков окончил начальную школу, здесь он обучился церковному пению, у него был прекрасный голос, и он вскоре покинул Беляницыно, и стал служить певчим, а потом и псаломщиком, в различных церквях. После окончания Первой мировой войны, он служил псаломщиком в различных храмах Пошехрнского и Даниловского уездов Ярославской губернии. В ярославском с. Ермакове он преподавал пение в местном училище, здесь он встретился со своей будущей супругой Анной Николаевной. В 1919 г. был призван в Красную Армию, после демобилизации, в 1921 г., был рукоположен во священника, и определен к ставшему приходским, Преображенскому храму тогда уже закрытого Спасо-Геннадиева монастыря в Любимском уезде. Через 10 лет его назначили настоятелем церкви с. Руновское (тогда Воскресенье-Руново) Тутаевского района. 1 декабря 1930 г. его арестовали, и по обвинению в противоколхозной агитации осудили на 3 года концлагеря. По возвращении, в 1934 г., о. Иаков нашел свое место занятым, и стал служить в храме с. Верхне-Никульского, а после смерти священника служившего на его месте, вернулся в Руновское. 5 августа 1937 г. его снова арестовали по обвинению в членстве в повстанческой контрреволюционной группе, 25 августа того же года приговорили к расстрелу, и на следующий день расстреляли.

    Далее: Разрушенные храмы Юрьев-Польского района. Туково. Стряпково
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100