Монастырь в честь

Архистратига Божия Михаила

Дата публикации или обновления 14.10.2017
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

    Монастырь в честь Архистратига Божия Михаила

    Город Юрьев-Польской.

    Внутри городского вала Юрьева благоверный князь Святослав основал монастырь в честь Архистратига Божия Михаила.

    В соборе монастыря, под спудом, почивают мощи местночтимого князя Юрьевского Димитрия Святославовича (ок. 1228 - скончавшегося в схиме в 1269 г.) Он был сыном вёликого князя владимирского Святослава Всеволодовича и отцом Ярослава Дмитриевича, князя юрьевского.

    В 1238 г монастырь был разорен воинами Батыя, был восстановлен только два века спустя. После разорения Юрьева в 1408 г. Едигеем, соборная монастырская церковь Михаила Архангела построена вновью Первым известным настоятелем монастыря был игумен Парфений (1462 г.) Под 1476 г. упоминается в документах Юрьевский архимандрит Тихон.

    В 1535 г. поставлена новая деревянная соборная церковь, с приделом Пророка Илии, «на собственном иждивении великого князя Василия Иоанновича. В1557 г. строителем монастыря был иеромонах Иона Каменный собор монастыря во имя Архангела Михаила построен в 1560 г. на средства князя Ивана Михайловича Кубенского. В 1636 г. при архимандрите Авраамии (управлял монастырём с 1634 по 1636 г.) к храму пристроены с трёх сторон паперти.

    К концу XVIII в. храм сильно обветшал, и в 1792 г., при архимандрите Антонии (управлял монастырём с 1792 до своей кончины в 1806 г.) усердием жителей Юрьева-Польского начали строить ныне существующий собор Михаило-Архангельского монастыря. В 1806 г. при настоятеле архимандрите Никоне (Боевском, управлял с 1806 До своей кончины в 1815 г.) собор окончен строительством, установлен иконостас в три яруса с колоннами, отделанными под мрамор. В 1808 г. Михаило-Архангельский собор освящен епископом Владимирским и Суздальским Ксенофонтом (Троепольским, на Владимирской кафедре с 1800 по 1821 г.) В соборе были похоронены многие настоятели монастыря. Архимандрит Антоний (с 1792 г. игумен, с 1799 - архимандрит), бывший присутствующим членом сперва Суздальской консистории, а после увольнения на покой, членом Юрьевского Духовного правления. Скончался в 1806 г. и погребен в трапезной собора.

    В 1792 г. в настоятельских покоях останавливался по пути в Ярославль митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин).

    Подле алтаря собора был погребен архимандрит Никон (Боевский). Он был настоятелем монастыря после Антония, с 1806 г, переведен из игуменов Переславского Никитского монастыря, был префектом Владимирской Духовной семинарии и присутствующим членом Духовной консистории. Скончался в 1815 г. Против горнего места в 1817 г. был погребен архимандрит Иосиф (Березин, управлял с 1815 по 1817 г.) Он был переведен из игуменов Козьмина монастыря на место Никона. Архимандрит Иосиф был инспектором Владимирской семинарии, профессором философии и присутствующим членом Духовной консистории.

    За правым клиросом собора стоял образ Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, которым настоятель монастыря архимандрит Никон напутствовал 30 августа 1812 г. 5-й полк Владимирского ополчения шедший на борьбу с Наполеоном. В 1814 г. образ был возвращен в собор вернувшимися с войны ополченцами.

    В советское время монастырский собор был закрыт, его внутренняя отделка уничтожена, и в нём размещена музейная экспозиция.

    В 1596-1605 гг. архимандритом Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском был Герасим (ум. 1615, с 1612 г. архиепископ Суздальский). С1605 г. архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В 1614 г. послан в Ярославль увещевать разбойничавших казаков. Был погребен в Москве, но по прошению его преемника архиепископа Арсения (Елассонского) перезахоронен в соборной церкви Суздаля.

    В Смутное время монастырь был разорен, тогда настоятелем его был архимендрит Феодосии (1606-1615). При разорении Юрьева литовцами погиб монастырский архив. В 1625 г. по прошению архимандрита Макария (управлял монастырём с 1620 по 1630 г.), царь Михаил Феодорович дал монастырю грамоту, подтверждающую права и привилегии дарованные монастырю прежними царями. В 1625 г. при настоятеле архимандрите Макарии вдоль южной стены монастыря построена трапезная церковь иконы Божией Матери «Знамение». Усердием помещицы Акилины Андреевны Пестовой при этой церкви в 1814 г. сооружен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. С запада к трапезной примыкает келарская (ризничая) палата, под которой находились настоятельский и братские погреба. Келарская палата сообщается переходом с архимандритским и братским корпусом, построенным в 1763 г. при настоятеле архимандрите Димитрии (Грозинском, управлял монастырём с 1762 по 1767, переведен в Петербургскую Сергиеву пустынь).

    При архимандрите Варсонофии (управлял обителью с 1630 по 1634 г., переведен в Шартоминский монастырь) в монастырь «из разных вещей церковных» жертвовал князь Дмитрий Михайлович Пожарский (в Юрьевском уезде у него была вотчина - с. Лучинское). С 1639 по 1641 монастырём управлял архимандрит Ферапонт, с 1641 по 1644 г. - Дионисий. В 1644 г. он был переведен в Угрешский монастырь, откуда в Юрьевский Архангельский монастырь переведен архимандрит Сергий (Бешенцов), управлявший монастырём с 1644 по 1656 г. Над святыми вратами монастыря поставлена Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Её нижний ярус со святыми вратами построен в 1654 г- при архимандрите Сергии. Верхний ярус - само здание надвратной церкви построено, по благословению Стефана архиепископа Суздальского и Юрьевского, в 1670 г. при архимандрите Иоасафе (1669-1670) Западная стена монастыря сохранила, построенная в XVII в. сохранила печуры подошвенного боя, навесные бойницы и щели, сохранившиеся три башни XVII в были позднее перестроены С 1656 по 1664 г. монастырём управлял архимандрит Герман, с 1666 по 1668 - Авраамий, с 1671 по 1799-Иаков, в 1701 -Иларион.

    В 1703 г. из Суздальского Васильевско го монастыря в Юрьевский Архангельский был переведен архимандрит Кириак. Он управлял монастырём по 1710 г., когда был переведен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В 1710 г. архимандритом Юрьевского Архангельского монастыря был Арсений, с 1711 по 1719 Кир, с 1722 по 1726-Сильвестр, с 1730 по 1731 -Тихон, с 1733 по 1738 - Леонтий, стены и башни монастыря построены в XVII -XVIII вв. В 1736 г. при настоятеле архимандрите Леонтии «вся ограда выстроена каменная и по ней четыре башни малых». С 1740 по 1754 г. монастырём управлял архимандрит Лев.

    В 1762 г. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Ми хайло-Архангельского монастыря ректор Суздальской семинарии иеромонах Димитрий Грозинский (1732-1770). При нём монастырь лишился своих вотчин и был определён штатным в 3-й класс. В 1767 г. архимандрит Димитрий был переведен в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом, и в 1770 г - в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь. С 1767 по 1769 г. монастырём управлял игумен Иосиф (Быков), в 1769 г. переведенный в Переславский Данилов монастырь. С 1769 по 1789 г. во главе обители стоял игумен Кирилл, а с 1789 по 1790 - игумен Евгений.

    С 1790 по 1791 г настоятелем Архангельского монастыря был игумен Макарий (Яков Озерецковский). Он был священником в с. Озерецковском в окрестностях Троице Сергиевой Лавры. Оба его сына известны в русской истории: Николай Яковлевич Озерецковский (1750-1827), академик Петербургской Академии наук, естествоиспытатель и путешественник; и первый по времени обер-священник армии и флота Павел Озерецковский (1758-1807). Овдовев о Яков постригся в монахи с именем Макарий, был настоятелем Архангельского монастыря в Юрьеве Польском, а с 1792 по 1798 г. Лукьяновой пустыни в Александровском уезде Владимирской губернии, в 1798 г. скончался и похоронен у стен собора Лукьяновой пустыни.

    В Архангельском монастыре настоятелями сперва были строители (иеромонахи), потом игумены, со времен царя Иоанна Васильевича Грозного-архимандриты. С 1764 по 1798 г. управление монастырем было опять игуменское. По утверждении штатов монастырь был определен как третьеклассный. С 1798 г., на основании именного Высочайшего указа в монастыре снова учреждена архимандрия.

    В XVII в. построена колокольня. На ней было 9 колоколов. Самый большой, весом 320 пудов, был отлит в Москве в 1804 г. по усердию юрьевского 1-й гильдии купца Петра Петровича Карцева. Пётр Петрович и его супруга Евдокия Васильевна Карцевы были погребены в монастыре. Колокол был разбит, и при настоятеле монастыря архимандрите Никоне в 1807 г. перелит во Владимире мастером Даниилом Зайцевым. Полиелейный колокол имел надпись: «7196 года, от Рождества Христова 1687 года при державе Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев слит сей колокол на монастырское иждивение при архимандрите Иакове в Москве мастером Филиппом Андреевым». Третий колокол был также древним, на нём была надпись: «7193 от Рождества Христова 1684 года приложила сей колокол в Юрьев-Польской в Архангельский монастырь вдова Анфиса Початова по своем муже Фёдоре Матвееве Початове в вечное поминовение». В советское время все колокола уничтожены.

    С 1 октября 1817 г. настоятелем Архангельского монастыря назначен архимандрит Павел (в мире Пётр Подлипский). Он родился 23 июня 1788 г. в селе Подлипье Переяславского уезда Владимирской губернии. Первоначально обучался во Владимирской и Троицкой лаврской духовных семинариях. Затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1814 г. окончил духовную академию со степенью кандидата. В 1817 г. пострижен в монашество и определен учителем и инспектором Владимирской духовной семинарии. С 1 марта 1820 г. настоятель Троицкого Данилова монастыря г. Переславля-Залесского. С 15 ноября 1819 г. -настоятель Цареконстантиновского монастыря и ректор Владимирской духовной семинарии. 26 мая 1830 г. хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. За свои труды на Костромской кафедре, и особенно за представление медных идолов, найденных на берегу Галичского озера, в ноябре 1832 г. избран в члены Императорского общества истории и древностей Российских. С 26 сентября 1836 г. — епископ Черниговский и Нежинский. 26 марта 1839 года возведен в сан архиепископа. 18 апреля 1859 г. уволен на покой в Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском, где и скончался 27 ноября 1861 г. Владыка Павел автор трудов: Историко-статистическое описание монастырей: Костромского Ипатьевского. М., 1832; Переяславского Троицкого Данилова. М., 1834; Костромского Крестовоздвиженского. М., 1835; Макариева Унженского, Костромской епархии.М., 1835; Николаевского Луховского, Костромской епархии.М., 1836. Костромские находки // Русский Исторический Сборник. М., 1838.

    С 1819 по 1821 г. монастырем управлял архимандрит Нафанаил. 16 августа 1821 г. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Юрьево-Польского Архангельского монастыря Владимирской епархии с оставлением при Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрит Иоанн (в миру Михаил Доброзраков, в будущем архиепископ Донской и Новочеркасский). В 1824 г. 25 ноября он назначен настоятелем Можайского Лужецкого монастыря и благочинным над учителями учебных заведений. Михаил Доброзраков родился в 1790 г. в семье священника в Лукояновском уезде Нижегородской губернии. Обучался в Нижегородской духовной семинарии.

    16 июля 1817 г. окончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра и 24 июля того же года назначен профессором Черниговской духовной семинарии. 20 августа 1819 г. переведен бакалавром в Петербургскую духовную академию, а 21 августа пострижен в монашество и причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. С 26 июля 1821 г. - инспектор Петербургской духовной семинарии. С 17 октября 1822 г. - экстраординарный профессор академии.

    23 февраля 1824 г. назначен членом цензурного комитета; с 14 ноября того же года - ректор Петербургской духовной семинарии. 23 февраля 1825 г. удостоен степени доктора богословия. С 30 января 1826 г. - ректор Петербургской духовной академии, профессор богословских наук и член Синодальной конторы. С 14 января 1829 г. - архимандрит Пинского Богоявленского монастыря. 17 августа 1830 г. хиротонисан во епископа Пензенского и Саранского. 19 января 1835 г. перемещен на Нижегородскую кафедру. 13 января 1847 г. возведен в сан архиепископа Донского и Новочеркасского. В 1851-1852 гг. присутствовал в Святейшем Синоде. 6 марта 1867 г. по болезни уволен на покой в Кременский Вознесенский монастырь Донской епархии. Скончался 23 июня 1872 г. Погребен в Кременском монастыре в соборе за колонною правого клироса. 4 октября 1911 г при вскрытии могилы его для перенесения останков в усыпальницу под Новочеркасским кафедральным собором тело его и одежды были найдены нетленными. С юных лет отличался будущий святитель красотою душевной, которая приобрела ему фамилию Доброзракова. Это был человек с открытым, веселым, общительным характером и богатыми умственными дарованиями, по жизни - монах.

    Он удалялся сколько возможно от человеческих обществ, от общественных развлечений. «Книга, - говорил преосвященный, - лучший наш собеседник, бесконечно обильный самыми возвышенными речами, назиданиями, утешениями, друг крайне непритязательный, много дающий и ничего не требующий от нас для себя назад». С этим другом святитель не расставался до самых последних дней своей жизни. И; личных качеств святителя современники отмечали его «сострадательность, милосердие, нищелюбие до самозабвения». Он, если сам не имел чем помочь, одалживал у другого, но просящему никогда не отказывал. В последние часы жизни строго приказывал, чтобы никакого дележа после его смерти не было, но всё, что остается раздать нуждающимся. С 1825 по 1833 г. обителью управлял архимандрит Гедеон, с 1833 по 1845 г. - Прокопий, с 1845 по 1855 г. -Варлаам

    В 1855-1856 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Виталий (Василий Макарович Вертоградов, ум. 1866), с 1865 г. епископ Томский и Семипалатинский. Он родился в семье дьячка в Калужской губернии. Окончил Калужскую Духовную семинарию, и в 1833 г. Петербургскую Духовную академию. В 1841 г. рукоположен во священника, в 1846 г. пострижен в монашество, в 1847 г. назначен инспектором Владимирской семинарии, в 1852 г. возведен в сан архимандрита. С 1856 г. - ректор Олонецкой семинарии, с 1864 г. - ректор Псковской семинарии.

    В 1865 г. рукоположен во епископа Томского.

    В 1857 г. из наместников Петергофской Троицкой пустыни в Юрьевский Архангельский монастырь был переведен игумен Иларион, с 1859 г. - архимандрит, в 1861 г. переведен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. В1861 г из Киренского Троицкого монастыря Иркутской епархии в Юрьевский Архангельский монастырь переведен архимандрит Гавриил (Воскресенский), в 1867 г. переведенный в Спасский Муромский монастырь. С 1868 г. настоятелем Юрьевского Архангельского монастыря был игумен Филарет.

    С 1888 по 1890 г. настоятелем монастыря был архимандрит Митрофан (Михаил Иванович Флоринский). Своими проповедями он был известен всему городу. Даровитейший проповедник слова Божия родился во Владимире в семье священника в 1829 г. В 1847 г. после окончания Владимирской Духовной семинарии, как лучший ученик, Михаил Флоринский был отправлен в Киевскую Духовную академию, где окончил курс в 1851 г. со степенью магистра. Михаил Флоринский начал свою деятельность на педагогическом поприще в 1852 г. в Орловской семинарии, был назначен профессором по классу Священного Писания и соединенных с ним предметов, 7 сентября был утвержден в степени магистра. 21 октября того же года был перемещен По прошению матери во Владимирскую семинарию на классы физики и математики и вскоре назначен инспектором. В 1857 г., по горячему желанию матери, он принял монашество, для чего перешел в Пермскую семинарию, где и был пострижен в 1858 г. с именем Митрофан. В том же году перемещен в Иркутскую семинарию на должность инспектора. В 1861 г., 12 января о. Митрофан Флоринский был назначен ректором в Костромскую семинарию.

    19 февраля того же года возведен в сан архимандрита, а 3 июля того же 1861 г. «по болезненному состоянию», согласно прошению, уволен от службы и помещен во Флорищеву пустынь Владимирской епархии. В 1864 г. по представлению Владимирского епископа Феофана (Говорова, святителя, Затворника Вышенского), всегда боброжелательно относившегося в архимандриту Митрофану, архимандрит снова вступил на педагогическое поприщево Владимирскую семинарию. На архимандрита Митрофана помимо основных занятий возлагали обязанности цензора поучений, участие в различных ревизионных комиссиях, разбор архивов и т.п. Все поручения исполнял он добросовестно, и получал за это денежные вознаграждения и ордена.

    В 1865 г. произошла радикальная реформа духовных учебных заведений. В том же году во Владимире начали выходить «Владимирские епархиельные ведомости», архимандрит Митрофан с первого номера был их усердным сотрудником. Он владел даром в кратких словах выразить всю силу неопровержимых доказательств. Проповеди его были задушевны, и произносил оних экспромтом, поэтому многие из них не были напечатаны. В 1874 г. определен настоятелем Шацкого Чернеева Николаевского монастыря, в 1876 г. переведен в Пинский Богоявленский монастырь, потом в Троицкий Данилов в Переславле Залесском. Шесть с половиной лет провел он в Переславле. В январе 1877 г. назначен благочинным мужских, а через 2 месяца и женских монастырей Переславльского и Александровского уездов. В том же году награжден орденом св. Анны 2-й степени. В 1880 - орденом св. Владимира 4 степени. В Переславле о. Митрофан особенно прославился как проповедник. В 1883 г. в связи с расстроенным здоровьем о. Митрофн, согласно прошению, был уволен от должности с сохранением получаемого оклада, и помещением в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Пять лет прожил там, с 1883 по 1888 г. После настоятельства в Юрьевском монастыре, переведен в Вяземский Свято-Предтечевский монастырь. В 1891 г. вследствии болезни уволен от управления монастырем и помещен в братство Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, где и скончался в 1895 г.

    Архангельский монастырь был не общежительным.

    Уже в советское время в ставший музеем Архангельский монастырь и Георгиевской Слободки, теперь урочище Егорий на северо-восточной границе района, была привезена деревянная Георгиевская церковь. Георгиевская церковь сохранилась от бывшего в Георгиевской Слободе мужского монастыря, называвшегося Георгиевским - дубовая церковь. Основание монастыря относится к глубокой древности; но исторически известным он становится с 1565 г.: в этом году в документах упоминается игумен монастыря Маркелл. В окладных, книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г. монастырская церковь записана: «церковь Егорья Страстотерпца монастырь общей дани четыре алтына с денгою десятильнича гривна». В 1644 г. игуменом в Георгиевском монастыре был Иоасаф, в 1647 г. - Александр, 1668 г. настоятелем монастыря был строитель Гермоген, в 1669 г. - Феодосий, в 1679 г. - Никодим.

    В 1723 г. октября 23 дня указом из Синодального приказа, данном «по челобитью Георгиевского монастыря дубовые церкви игумена Тихона с братьею», повелено быть «в том Георгиевском монастыре иеромонахом Суздальской епархии монаху Иосифу, который был в мире в Суздале в Дмитровском девиче монастыре белым попом, иеромонашескую службу ему служить по ставленной rpaмоте, бить челом как в Суздаль архиерей будет» (в 1723 г. Суздальская кафедра была незанята, после перевода епископа Варлаама в Коломну). При игумене Тихоне положено было основание церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, из дубового леса, а строением оная церковь была окончена усердием дворянки Александры Трегубовой. В 1725 г. Георгиевский монастырь был приписан к Юрьевскому Архангельскому монастырю; в это время в нем было 2 дубовые церкви (Георгиевская и Покровская), 19 монахов, служек - 4; во владении монастырь имел 10 дворов крестьян. В 1738 г. настоятелем Георгиевского монастыря был игумен Мельхиседек, с 1763 по 1764 г. - игумен Стефан. Рядом с до неузнаваемости перестроенной реставраторами Георгиевской церковью стоит деревянная надкладезная часовня, построенная в конце XVII начале XVIII в.

    В 1868 г. рядом с Юрьевским Архангельским монастырем, по инициативе исправника В.Н. Маслова, была построена, по проекту владимирского епархиального архитектора (с 1857 по 1882) Николая Андреевича Артлебена (1827-1882), каменная часовня Благовещения Пресвятой Богородице «в воспоминание сохранения драгоценной жизни Государя Императора в Париже 25 мая 1867 года от руки злодея». Часовня стояла рядом с присутственными местами напротив входа в Михаило-Архангельский монастырь. Часовня была снесена в советское время.

    Часовня стояла неподалеку от разобранной по ветхости в 1892 г. Благовещенской церкви, построенной в начале XVIII в.

    В 1355 г. в г Юрьеве-Польском родился Преподобный Никон, ближайший ученик преподобного Сергия, второй игумен Троицкой обители (игуменство его было с 1391 по 1428 г.). Он пришел к преподобному Сергию отроком, желая иночества. Преподобный Сергий благословил его отправиться в Серпуховской Высоцкий монастырь, к своему ученику преп. Афанасию, который, по неотступной просьбе отрока, постриг его в монахи. Получив сан священника, Никон в 1382 г. возвратился в Троицкую обитель. Сергий полюбил его за редкое благочестие, стал другом и наставником. После кончины святого преп. Никон кротостью, заботливостью, мудростью приобрел любовь братии и многих, приходящих в монастырь. Однако вскоре отошел на безмолвие, передав игуменство преп. Савве. Через шесть лет по просьбе иноков (услышал от братии слова: «Неприлично тебе, отче, искать пользы для себя одного, попекись вместе и о спасении других») вновь возвратился к управлению обителью. В игуменство преподобного Никона, при строительстве в Троице-Сергиеве монастыре первого каменного храмы, были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского.

    Перед кончиной преп. Никон завещал чтить заветы преподобного Сергия, «ненавидети же праздность». Преставился в 1426 г., в глубокой старости. На соборе 1547 г. причислен к лику святых. В 1548 г. к Троицкому собору Троице-Сергиева монастыря над гробом преподобного Никона пристроен Никоновский придел. Память его чтится 17 (30) ноября. Время основания девичьего Введенского монастыря неизвестно, но в окладных патриарших книгах под 1628 г. записано; «церковь Николая чюдотворца на посаде в девиче монастыре...» Известна Юрьевского Николаевского девичьего монастыря игумения Евфросиния, она была настоятельницей монастыря в 1635 г Сохранились имена игумений управлявших монастырём: Матрона (управляла с 1659 по 1662, Феодосия - с 1737 по 1739; Агафия, с 1765 по 1780; Мария, с 1840 по 1847, Пульхерия 1848-1866 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос