Чеково

Троицкая церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2021
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

    Церковь Святой Троицы

    Село Чеково.

    В 1930 г. был закрыт Троицкий (с приделами Преподобного Сергия Радонежского и Святителя Николая Мирликийского) храм в с. Чеково Владимирского уезда. Впоследствии, по просьбам верующих, открыт снова, и не закрывался до ареста священника Вениамина Благонадеждина.

    В 1937 г. закрыт окончательно.

    Последним священником перед закрытием храма был священномученик Вениамин Благонажеждин (1880-1937). Он родился в семье псаломщика Ильи Благонадеждина в с. Опарино Константиновской волости Александровского уезда Владимирской губернии. В 1904 г. Вениамин Ильич окончил Московскую Духовную семинарию и был направлен учителем в Серпуховской уезд Московской губернии, потом он служил в Старо-Голутвинской школе в г. Коломне и в Благовещенской школе в Дмитровском уезде Московской губернии. В 1906 г. он был рукоположен во священника ко храму в с. Чеково Небыловской волости Владимирского уезда Владимирской губернии, в котором прослужил до своего ареста. Во времена гонений на Церковь от безбожной ной власти о. Вениамин несколько раз привлекался к судебной ответственности под предлогом неуплаты налогов.

    В 1926 г. он был привлечен в качестве свидетеля по делу епископа Афанасия (Сахарова), который был обвинен в произнесении антисоветских, контрреволюционных проповедей. Отвечая на вопросы следователя, о. Вениамин сказал: «26 ноября в престольный праздник святого Георгия я был старостой Ершовым и священником Ключаревым от имени церковноприходского совета церкви села Лыково приглашен для участия в богослужении: всенощной 25 ноября и литургии 26 ноября 1925 года. Кпючарев мне говорил, что они просили епископа Афанасия приехать для архиерейского богослужения. Я в богослужении участвовал как за всенощной, так и за обедней, во время совершения епископом Афанасием службы.

    За вечерним богослужением 25 ноября старого стиля епископ Афанасий сказал проповедь, смысл которой в общих чертах сводится к следующему. Он Церковь разделил на два течения. Одно, которое держится старых форм и учения, а другое - отделившееся с новыми формами, идущими вразрез со старыми, обрисовав обновленцев как фальшивую монету, ибо они также молятся, также крестятся, но на самом деле они церковной благодати лишены, как нарушители церковных канонов. Прямо в своей проповеди, что от обновленцев нужно избавиться, их гнать из приходов, он не указал, но в общем проводил в проповеди такую мысль, чтобы миряне вразумили обновленцев-священников и просили бы их раскаяться, ибо Церковь принимает кающихся. Также в своей проповеди он не говорил о том, что от обновленцев нужно избавиться как от приверженцев советской власти, и к этому не призывал молящихся.

    Вторую проповедь он сказал за литургией 26 ноября после чтения Евангелия на тему праздника, обрисовав великомученика Георгия как образец веры и христианской жизни, указав, что он подвергался за веру мучениям: колесованию, был брошен в известковую яму и тому подобному. Какова должна быть вера Христова при современных условиях, он не обрисовал, но говорил вообще о вере Христовой. Содержания, даже приблизительного, не помню. О том, что в настоящее время при современных условиях существуют за Христову гонения, а также наводящие мысли на это в его проповедях, первой, так и во второй, я не слыхал, но уверенно сказать, что он этого не говорил, не могу, так как я, возможно, мог прослушать».

    В 1930 г. храм в с. Чеково был закрыт, однако о. Вениамин не оставлял надежды служить в нем, и ему при поддержке верующих в том же году удалось добиться разрешения на возобновление богослужения. Храм не закрывался до ареста священника. Отец Вениамин был арестован 8 сентября 1937 г. и заключен в тюрьму в г. Юрьеве-Польском.

    Вызванный в качестве свидетеля секретарь Чековского сельсовета показывал, что при утверждении новой советской конституции Благона-деждин среди верующих колхозников говорил: «Принятая конституция восстановила в правах служителей религиозного культа по настоянию папы Римского, так как советская власть боится осложнений с другими буржуазными государствами и под их давлением идет на уступки». Весной 1937 г. в период ярового сева среди колхозников распространял контрреволюционные пораженческие слухи, заявляя:

    «Лето 1937 года будет засушливое, дождей не будет, и что посев яровых культур производить бесполезно, все погорит, и труд колхозников пропадет задаром, придется сидеть голодными». Благонадеждин занимается тайным врачеванием. Весной 1937 года колхознице, пришедшей с больным ребенком, Благонадеждин рекомендовал набрать в лесу сосновых шишек и настоять, этим настоем поить ребенка. В результате данного лечения ребенок дошел до полного истощения. Со стороны Благонадеждина наблюдается массовое лечение колхозников.

    - Следствию известно, что вами из женщин был организован церковный хор. Вы подтверждаете это?

    - Действительно, из женщин в селе Чеково организован хор. Расскажите, в церковном хоре участвует молодежь?

    - В церковном хоре принимает участие и молодежь. Всего в церковном хоре поют 15-20 человек, исключительно из села Чеково.

    24 сентября следователь снова допросил священника и тот ответил, что принятие новой конституции с представлением избирательных прав представителям религиозного культа он понял как уступку советской власти, не отрицал и того, что говорил населению о грядущей засушливой погоде и гибели урожая в 1937 г.

    - Следствию известно, что вы занимались тайным врачеванием Вы подтверждаете это?

    - При обращении населения по поводу болезней я действительно давал им советы и оказывал помощь; посещение не носило массового характера. На этом допросы были закончены. 27 сентября тройка НКВД приговорила о. Вениамина к расстрелу. Священник Вениамин Благонадеждин был расстрелян 1 октября 1937 г.

    В 1628 г. впервые в документах упомянут Никольский храм в Чокове.

    В 1713 г. был пристроен придел преподобного Сергия. В 1781 г. храм сгорел. В 1822 г. начал строиться ныне существующий каменный храм Святой Троицы с приделами Преподобного Сергия Радонежского и Святителя Николая Мирликийского.

    Троицкий храм в Чекове был закрыт и разорен. Разрушена его колокольня, главка, свод, трапезная и церковная ограда. Сохранились апсида и стены храма. Цел и деревянный дом священника, и здание церковноприходской школы.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос