Большое Лучинское

Богородицерождественская

церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2017
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

    Село Большое Лучинское.

    В книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г. записано: «церковь Рождества Христова в селе Лучинском в вотчине боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского...» 1578-1641)-знаменитый деятель Смутного времени. При царе Борисе Годунове был стряпчим с платьем, при Лжедмитрии— стольником; при царе Василии Шуйском в 1608 г. послан был для защиты Коломны; в 1609 г., действуя против разбойничьих шаек в окрестностях Москвы, разбил атамана их Салькова на реке Пехорке; в 1610 г. назначен был воеводой в Зарайск; отбил тушинцев от города, в 1611 г., участвуя в нападении на поляков, овладевших Москвой, был ранен на Лубянке, вывезен в Троице-Сергиев монастырь, и далее на лечение в свои села в Суздальском уезде.

    По указанию Минина к нему явились послы с предложением принять начальство над нижегородским ополчением, поднявшимся для спасения Москвы; со своей стороны Пожарский потребовал, чтобы при ополчении выборным от посадских человеком был Минин. Став во главе ополчения, Пожарский в лице своем вмещал всю верхнюю власть над русской землею и писался «у ратных и земских дел по избранию всех чинов людей московского государства». Князь Пожарский, смиренно сам про себя говорил: «Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын, — все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля». Остановившись с ополчением в Ярославле, Пожарский всё лето собирал силы перед тем как двинуться на Москву. Выступив из Ярославля, Пожарский шел осторожно и медленно, сворачивал с дороги, ездил в Суздаль кланяться гробам своих отцов и прибыл к Москве одновременно с войсками гетмана Ходкевич. Войско Ходкевича было отбито и через два месяца голод принудил поляков, осажденных в Московском Кремле, сдаться.

    Со взятием Москвы, Пожарский и князь Д.Т. Трубецкой стоят во главе временного земского правительства. Из источников не видно, чтобы Пожарский имел большое значение в избрании на царство Михаила Федоровича. Новый царь возвел его из стольников в бояре, но награды, состоявшие из вотчин, Пожарский получил не из числа первых. Во все царствование Михаила Федоровича Пожарский занимал лишь второстепенные должности, его теснили родственники нового царя Салтыковы, об этом свидетельствует местничество в 1614 г. с Борисом Салтыковым, окончившееся выдачей Пожарского головою Салтыкову.

    В 1615 г. Пожарский действовал против Лисовского, но вскоре оставил службу по болезни; в 1618 г. отправлен был против Владислава, но не в качестве главноначальствующего; в 1628 — 1631 гг. был воеводой в Новгороде - во время воины с Польшей в 1632-1634 г. - командовал резервными войсками в Можайске. В 1635 г. заведовал судным приказом, в 1638 г. был воеводой в Переяславле-Рязанском. Пожарскому поставлены памятники в Москве (на Красной площади) и Нижнем Новгороде. В 1885 г. на могиле его, открытой в 1852 г. графом Уваровым в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале, сооружен памятник на средства, собранные по народной подписке. Лучинское относится к малоизвестным вотчинам князя Пожарского.

    В 1652 г. в Христорождественской церкви было 4 престола: Рождества Христова, Софии Премудрости Божией, Архангела Михаила и Святителя Николая Мирликийского.

    До 1860-х гг. церковь была деревянной. В 1861 г тщанием прихожан была построена ныне существующая каменная церковь с каменной колокольней и оградой. Главный престол был освящен в честь Рождества Божией Матери, в трапезной теплые приделы: в честь Рождества Христова и Святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского.

    Причт церковный состоял из священника и псаломщика. В 1887 г. в селе была открыта церковноприходская школа.

    С 1933 по 1937 г. священником храма с. Большое Лучинское был Арон Дмитриевич Кошкин (1877-1937 гг.). Он родился в с. Нежданово Вятской губернии, окончил 3 класса земской школы. До 1914 г. служил в археологическом обществе по охране Троице-Сергиевой Лавры. Во время войны 1914-1918 гг. был Унтер-офицером. Затем стал монахом Лавры. В 1930 г. - священнике. Мячково Александровского района, где и проживал. Арестован и 20 Февраля 1930 г приговорён к трём годам заключения в концлагерь. Наказание отбывал в Коми АССР. В1933 г. поселился в с. Большое Лучинское Юрьев-Польского района, где служил священником. Во второй раз арестован 10 сентября 1937 г. Юрьев-Польским РО УНКВД по обвинению "в организации контрреволюционной группы для борьбы с Советской властью". По приговору судебного заседания тройки УН КВД Ивановской области от 26 октября 1937 г. расстрелян 27октября 1937 г. в г. Иваново.

    В с. Большие Лучинцы Юрьев-Польского района Владимирской области, накануне праздника Вознесения Честного и Животворящего Креста Господня, 26 сентября 1928 г., в семье Сергея и Анны Сороченковых, родился сын Константин (в монашестве Досифей). Архимандрита Досифея знали все. Его «Радуйся» во время совершения акафистов нельзя было перепутать с чьим-то другим - столько в нем было радости, ликования... Много лет подряд он начинал праздничное богослужение в день Успения Божией Матери в Псково-Печерском монастыре чтением акафиста на Успенской площади, и в памяти многих паломников, приехавших поклониться чудотворной иконе, запечатлелся светлый образ батюшки, навеки соединенный с торжеством Богоматери. Через 2 года семья перебралась в г. Кольчугино, расположенный недалеко от родного села.

    Там учился Костя Сороченков в начальной школе, там же в 1943 г. пошел работать учеником электрика, 6 июля 1957 г. Константин Сороченков принимается в братию Псково-Печерского монастыря. Батюшка рассказывал, что все отговаривали его от этого решения, а начальство предприятия даже пригрозило. Но батюшка был тверд в своем решении, и эту твердость он проявил в решительном ответе: «Я совершеннолетний и сам буду решать, как мне жить!»

    В дальнейшем твердость о. Досифея в вопросах веры была неколебима. При том, что он всех, приходящих к нему, встречал с любовью и смирением, в вопросах, касающихся чистоты Православия, он был воином строгим и бескомпромиссным. 4 марта 1958 г. Константин Соровченков принимает монашеский постриг с именем Досифей (в честь преподобного Досифея память 19 февраля / 4 марта). На следующий день его рукополагают во иеродиакона. Несколько лет батюшка был седмичным диаконом, пел также в братском хоре. В 1966 г. он направляется на Святую Гору Афон в Русский Свято-Пантелеймонов монастырь.

    Перед отъездом в Грецию в Троице-Сергиевой Лавре епископом Дмитвровским Владимиром (Сабоданом), ныне митрополитом Киевским и всея Украины, иеродиакон Досифей рукополагается в сан иеромонаха. Батюшка очень любил рассказывать о своей жизни на Афоне. По-детски радовался, разглядывая фотографии монастыря и отыскивая во множестве окон и террас свои. Рассказывал о. Досифей, что один из храмов обители - в честь Покрова Божией Матери - хотели закрыть, потому что служить в нем было некому. Тогда батюшка согласился служить в нем один: за священника, за дьякона, за уставщика, за клирос.

    Отец Досифей прекрасно знал богослужебный устав, помнил, в какой день совершается память того или иного святого. Даже если ему приходилось с кем-то разговаривать во время службы, то это не мешало батюшке внимательно слушать богослужение, отмечая неточности и пропуски в нем. Вернувшись со Святой Горы Афон в 1982 г., о. Досифей нес послушание седмичного священника. Многим памятно его совершение молебнов с акафистами, полная отдача при исповедании. При всей простоте и доступности, на исповедях он был очень требовательным и строгим. До последнего дня, превозмогая сильную боль в ногах, он шел на богослужение (дорога иногда занимала до двух часов!), являя братии монастыря пример подвижничества... В келий отца Досифея все было устроено для молитвы.

    Там, где у всех в такого типа келиях прихожая, у батюшки стояли кровать и шкаф для одежды. Все остальное помещение было использовано для молитвы - аналой посередине, на стенах - иконы. Главным деланием о. Досифея была молитва. Его богослужебные книги от постоянного употребления быстро ветшали, очень многих молитвенно помнил архимандрит Досифей, помнил не только имена тех, кто просил его молитв, но и имена тех, за которых просили. Спустя какое-то время он обязательно спрашивал об исходе дела. Как часто, буквально на ходу, о. Досифей умел сказать нужные слова, необходимые для пользы души. И как часто принималось это удивительное чудо, как должное... Всю свою жизнь о. Досифей благоговейно чтил и молитвенно обращался к Матери Божией и Царица Небесная взяла его в Свой праздник... 5 августа 1998 г. в день празднования Православной Церковью Почаевской чудотворной иконы Божией Матери архимандрит Досифей (Сороченков) почил о Господе.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос