Покров, Покровская

церковь, Троицкий собор

Дата публикации или обновления 14.10.2021
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Покров. Петушинский и Собинский районы.

    Церковь Покрова Божией Матери, Троицкий собор

    Город Покров.

    Каменный храм Покрова Божией Матери, который и в наше время стоит в центре города, возможно, в какой-то мере сохранил части стен храма, существовавшего еще до упразднения Антониевой пустыни (т.е. до конца XVII в.). Он был построен в конце XVIII в.одновременно с ним - крещальня, сторожка и ограда с каменными воротами.

    По документам митрополичья Антониева пустынь известна с 1506 г. (грамота митрополита Симона, в которой упоминается игумен Антониевой пустыни Елисей). Жалованная грамота 1527 г. митрополита Даниила адресована игумену Антониевой пустыни Феогносту.

    В 1628 г. Антониева пустынь была приписана к Троице-Сергиеву монастырю.

    В писцовых книгах 1628-1631 гг. сохранилось описание: «Монастырь Покровский Онтониевой пустынина речке на Шитке, а в нем церковь Покрову Пречистые Богородицы, да в приделе Симеон, от сродников Господень по плоти, древяна клецки (в Антониевой пустыни стоял деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Симеона, сродника Господня, память 4 января и 27 апреля) а церкви деисус и двери царские и образы местные и ризы и книги и колокола и всякое церковное строение приходских людей, да под монастырем же слободка, а в ней на церковной земле поп Евсевей, во дворе дьячок Меньшичко Прокофьев с детьми Ивашком да с Сенькою, во дворе пономарь Ивашко Иванов».

    В 1656-1658 гг. Антониева пустынь была приписана к Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю.

    В 1672 г. деревянная церковь сгорела, и на ее месте построена каменная, перестроенная в конце XVIII в. В 1679 г. пустынь приписана к Патриаршему дому.

    В 1808 г. была построена новая трапезная с двумя престолами.

    В 1851-1853 гг. с южной и северной сторон основного объема пристроены приделы, куда из трапезной перенесены престолы Воздвижения Животворящего Креста Господня и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В храме хранились святыни: частичка Гроба Господня, древа Животворящего Креста Господня, частицы мощей святителя Иоанна Милостивого, святителя Иоанна Златоуста, святителя Иоанна Новгородского, великомученика Феодора Стратилата, великомученика и целителя Пантелеймона, великомученицы Варвары, преподобного Пимена Великого, святого праведного Василия Блаженного, святителя Николая Чудотворца и многих других святых.

    В 1816 г., после окончания Владимирской духовной семинарии, ко храму г. Покрова был рукоположен во священника Иоанн Александрович Розанов. В старину священников редко переводили из храма в храм. Так и о. Иоанн всю свою жизнь прослужил в Покровском храме.

    В 1837 г. был возведен в сан протоиерея.

    В 1831 г. во диакона к Покровской церкви был рукоположен окончивший в 1830 г. Владимирскую семинарию Феодор Иоаннович Покровский.

    В 1843 г. во священника к Покровской церкви г. Покрова был рукоположен учитель Владимирского духовного училища (с 1841 г.), в 1840 г. окончивший Владимирскую духовную семинарию, Иаков Иоаннович Смирнов.

    В 1847 г. из Николаевской церкви г. Киржача был переведен к Покровской церкви г. Покрова священник Иоанн Иаковлевич Цветков. В 1822 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию.

    В 1824 г. был рукоположен во священника к церкви с. Ивановского-Прозоровского, в 1829 г. переведен в г. Киржач, к Николаевской церкви, и в 1847 г. -- в г. Покров, где служил до своей кончины.

    В 1853 г. во диакона к Покровской церкви г. Покрова был рукоположен окончивший в 1848 г. Владимирскую духовную семинарию Иоанн Никитич Миловзоров. В Покровском храме он служил до кончины.

    С 1856 по 1870 г. настоятелем храма был священник Александр Виноградов (1834-1908), краевед, автор воспоминаний, член Московского археологического общества, законоучитель школ и городских училищ, с 1876 г. настоятель Благовещенского собора г. Киржача, возведен в сан протоиерея, с 1903 г. - настоятель Успенского собора во Владимире, участвовал в реставрации собора, настаивал на раскрытии древних фресок.

    С 1860 г. священником Покровской церкви г. Покрова был Василий Павлович Александровский. В 1856 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, в 1860 г. - Московскую духовную академию со званием кандидата. После перевода о. Александра Виноградова, священник Василий Александровский назначается настоятелем Покровского храма и в 1871 г. возводится в сан протоиерея. Отец Василий Александровский скончался в г. Покрове 17 февраля 1887 г.

    С 1858 г. диаконом в Покровской церкви был Петр Александрович Архангельский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1848 г., с 1850 г. был диаконом в церкви с. Есиплева Юрьевского уезда Владимирской губернии.

    С 1860 по 1887г. священником Покровского храма был Василий Павлович Александюровский. В 1856 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, кандидат Московской академии,

    В 1860 г. рукоположен к Покровской церкви г. Покрова, с 1871 г. - протоиеренй, скончался 17 февраля 1887 г.

    С 1866 по 1875 г. диаконом Покровского храма был Сергий Алексиевич Аббакумовский. В 1852 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1857 г. был диаконом в Покровской церкви г. Юрьева-Польского. В 1875 г. переведен в Знаменскую церковь г. Владимира. 30 мая 1878 г. перешел в Уфимскую епархию для возведения в сан священника.

    С 1867 г. священником Покровской церкви был Николай Игнатьевич Предтеченский, окончивший Владимирскую семинарию в 1864 г. С1902 г. - священник Николаевской церкви г. Киржача.

    С 1876 по 1881 г. священником Покровского храма был Петр Димитриевич Делекторский. В1873 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию. С 1881 г. - священник собора в г. Переславле-Залесском. Скончался о. Петр Делекторский 27 сентября 1889 г.

    12 декабря 1876 г. в семье священника Покровского храма Петра Димитриевича Делекторского родился сын Федор. В 1897 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию. В 1898 г. Федор Петрович Делекторский (1876-1937), будущий священномученик Никита, стал преподавателем Закона Божия в Южском училище Вязниковского уезда.

    В том же году он женился на дочери настоятеля собора г. Александрова, протоиерея Николая Флоринского, Антонине и был рукоположен во священника к храму Никольского женского монастыря г. Переславля. В 1907 г. жена от него ушла, и в 1909 г. он был уволен по прошению за штат, стал вольнослушателем Московской духовной академии, которую закончил в 1915 г., был помощником секретаря Совета и правления академии. В1916 г. назначен настоятелем кафедрального собора г. Перми. В 1922 г. протоиерей Феодор Делекторский назначен настоятелем Христорождественского собора г. Александрова и благочинным всех городских церквей.

    В 1924 г. пострижен в монашество с наречением имени Никита и хиротонисан во епископа Бугульминского. В 1924 и 1925 гг. его арестовывали.

    В 1926 г. назначен епископом Орехово-Зуевским, в 1927 г. уволен по прошению за штат, в 1930 г. снова арестован, заключен в лагерь, три года работал на строительстве Днепрогэса. 13 октября 1937 г. опять арестован и 19 ноября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

    Покровскому храму принадлежал церковный дом.

    В начале 1930-х гг. священников в г. Покрове было четверо, многими почитался о. Иоанн Кохомский. По воспоминаниям современников, он был очень красив. Окончил Московский университет, в котором был оставлен на кафедре философии. Но в 1920-х гг., в самом начале гонений на религию, принял священнический сан и поселился в г. Покрове, чтобы заменить умершего отца, славившегося не только по всей Покровской округе, но и за ее пределами молитвенной помощью при пожарах. В декабре 1930 г. о. Иоанн был арестован.

    В начале 1931 г. прислали нового священника, о. Владимира Нечаева. Прихожане его сразу полюбили. Он был высокообразованным человеком. В начале Великого поста 1934 г. арестовали и его, и Покровская церковь перешла в руки обновленцев. Перед самой войной храм закрыли. Он был вновь открыт после войны по настойчивым просьбам верующих. 30 мая 1961 г. его настоятелем был назначен о. Андрей Каменяка (1926-1993). Храм представлял собой страшное зрелище. Стены были исчерчены советскими лозунгами. Факт существования его оставался под вопросом, верующие опасались, что храм ликвидируют. Ведь это было время "хрущёвской оттепели", когда велось сильнейшее гонение на Церковь.

    В СССР был закрыт практически каждый второй православный храм, многие из них уничтожены. Предлогом могло быть якобы аварийное состояние храма, необходимость реставрации его самого или икон, замена настоятеля на другого, "послушного". Уполномоченные по делам религии искали среди священников таких, кто не отказывался сотрудничать с властями. У одного из уполномоченных о. Андрей увидел характеристики на всех иереев района, прочел и свою: «фанатик». Вскоре стало ясно, что дело ведут к смене пастыря. И до этого случая священники в городе долго не задерживались, а тут появились письма районному уполномоченному на о. Андрея, что он возмущает народ, направлялись письма и епархиальному архиерею. Прихожане хотели отстоять своего батюшку, писали прошения, ездили к благочинному.

    Неподалеку от Покрова закрыли храмы в с. Воскресенье, Ивановском, Матренино. Отец Андрей, где было возможно, собирал иконы и свозил в свой храм. Но уполномоченный не оставлял в покое, появилось предписание об изъятии из храма Тихвинской иконы Божией Матери (храмовой из с. Ивановское). Отцу Андрею пришлось обращаться к управляющему делами Московской патриархии митрополиту Алексию (позже - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II).

    Владыка Алексий приехал в Покров, попросил показать ему икону, приложился к ней и сказал: "Икону вашу больше никто не тронет и батюшку вашего тоже". Отец Андрей служил в Покровском храме до 1 июля 1976 г. (затем переведен в Никольский храм г. Киржача), он был возведен в сан протоиерея, награжден крестом с украшениями, заслужил всеобщую любовь и уважение. Хотя о. Андрей впоследствии служил еще во многих храмах, но служение на Покровском приходе было наиболее продолжительным в его жизни и оставило самые светлые воспоминания у прихожан. Последним местом его служения был г. Лиепая в Латвии. Когда исполнилось 40 лет его пастырской деятельности, он был награжден митрой и правом совершения Божественной литургии с открытыми царскими дверями до "Отче наш". Скончался о. Андрей 10 октября 1993 г. в г. Муроме, перед смертью был пострижен в монашество с наречением имени Иов.

    Алтарником и псаломщиком в Покровском храме с 1962 г. был Сергей Иосифович Фудель (1900-1977), духовный писатель. Он родился в семье настоятеля московского храма Троицы в Плотниках на Арбате, церковного писателя о. Иосифа Фуделя. Знакомыми Сергея и его отца были А.Д.Самарин (в 1915 г. обер-прокурор Святейшего Синода), о. Павел Флоренский (на Западе вышла книга С.И. Фуделя об о. Павле, имя автора из соображений безопасности было скрыто под прозрачным псевдонимом "Ф. Уделов"), бывший революционер, а потом православный мыслитель Лев Тихомиров, философы В.В. Розанов и К.Н. Леонтьев.

    Сергей Иосифович был секретарем православного издателя и публициста Михаила Александровича Новоселова (1864-1938). За выступление против живоцерковников (церковное движение, поддерживавшееся НКВД и использовавшееся для раскола Церкви) он в 1922 г. был арестован и сослан. Так начался 30-летний (с перерывами) его путь по тюрьмам, лагерям и ссылкам. В ссылку к нему приехала невеста Вера Максимовна Сытина, их обвенчал ссыльный епископ Ковровский Афанасий (Сахаров).

    В войну Сергей Иосифович служил рядовым, сопровождал воинские эшелоны, был под Волховом и Сталинградом. После Победы - новая ссылка в Сибирь. Ее срок закончился в 1952 г., но жить было негде, и начались скитания по стране. Наконец Сергей Иосифович, Вера Максимовна и их Дочь Варя поселились в г. Покрове, где удалось купить полдома в Больничном проезде. На выбор места жительства повлияло, вероятно, то, что годом раньше настоятелем Покровского храма был назначен о. Андрей Каменяка, с которым Сергей Иосифович познакомился через свою дочь Марию еще в первые послевоенные годы. Рядом, в Петушках, жил владыка Афанасий (Сахаров), в ссылке ставший для семьи Фуделей одним из самых близких людей.

    Сергей Иосифович писал о владыке: "Все, кто его знал, помнят его детский веселый смех и даже смешливость и его совершенно детскую простоту общения со всеми. Свое смирение и свою любовь к людям он нес внутри себя, где-то в крови, а не в виде облачения, полагавшегося "по уставу". Поэтому-то он совсем не терпел той елейности обращения, той его фальшивой сладости, которая многими считается обязательной в отношении духовных лиц".

    Воспоминание из времен первой ссылки: "После моего венчания я поступил на работу в городе, который отстоял примерно в двух верстах от нашего жилья. Вскоре моя жена заболела и почти весь день должна была проводить одна в ожидании моего возвращения с работы. Единственной ее опорой и утешением был владыка. Он приходил, подметал пол, приготовлял пищу или приносил что-нибудь с собой, причем, я уверен, не забывал принести и что-нибудь сладкое, так как он сам его любил и всегда говорил с улыбкой: "Во первых, я сам Сахаров, а во-вторых, все духовные должны есть побольше сладкого".

    В Покрове Сергей Иосифович начал писать, но написанное никому не показывал. Соседи знали, что он переводил, в частности, труды Фомы Аквинскогодля Московской патриархии. Прихожане отзывались о нем как о душевном, старого покроя, чудесном человеке, каких сейчас мало, им запомнилось особое почитание преподобного Серафима Саровского, пред чьей иконой он каждый раз, как приходил в храм, зажигал свечу. Высокий духовный настрой проявлялся в безразличии к мирским благам. В доме Фуделей не имелось телевизора, они скромно одевались. Но были гостеприимны и любили близким преподносить подарки на память. Огромным трудом Сергей Иосифович выработал в себе терпение, однако не мог спокойно переносить в людях проявлений жестокости, равнодушия, духовной слепоты.

    Однажды в разговоре на замечание собеседника о том, что матерщина не такая уж страшная, как он думает, бессознательная бытовая привычка, Сергей Иосифович весь затрясся и почти закричал: "Как же ты не понимаешь - может быть, с этого-то все и началось!" - то ужасное, что случилось со страной и миллионами людей-убитых, ограбленных и оклеветанных, лучшие свои годы проведших в тюрьмах, что довелось пережить ему самому.

    Он скончался 7 марта 1977 г. 8-е марта - Международный женский день, машины нигде не достать, церковные люди на двух связанных детских санках отвезли тело Сергея Иосифовича в храм и ночью оставили там со свечой в изголовье. Затем до самого кладбища за грузовиком с гробом медленно шла по Горьковскому шоссе толпа провожающих (многие приехали из Москвы) с пением "Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!"

    В 1831-1836 гг. на средства купцов Михаила (1775-1839) и Прохора Борисовичей Сарычевых в г. Покрове была построена трехпрестольная Троицкая церковь (другие престолы - Архистратига Михаила и Святых благоверных князей Бориса и Глеба). До 1870 г. Троицкая церковь была приписной, а при архиепископе Владимирском и Суздальском Антонии (Павлинском, ум. 1879) стала городским собором. Один из храмоздателей, М.Б. Сарычев, был весьма уважаем жителями Покрова, он трижды избирался городским головой. Во «Владимирских губернских ведомостях» в 1839 г. было напечатано: «На днях Владимирская Губерния лишилась одного из первых негоциантов своих, а город Покров - своего благодетеля.

    Июля 10 дня на 65 году от роду скончался Покровский Градский Голова Почетный Гражданин и I гильдии купец Михайло Борисович Сарычев. Главная отрасль Коммерции г. Сарычева состояла в отправлении железа и частию пшеницы через Одессу и Таганрог в Турцию и Грецию. Слишком тридцать лет вел он обширные коммерческие дела своего дома. Но эти дела не отвлекали его от жертвования временем своему обществу, он был Градским Головою от 1815 до 1818, от 1827 до 1830, от 1836 г. до самой кончины. Но истинно умилительную и блестящую сторону жизни Михаила Борисовича составила его благотворительность - в этом смысле он был вполне русский богатый купец, потому что делил половину своих избытков с неимущими гражданами. На его иждивении воздвигнута в Покрове больница и снабжена всеми удобствами, он постоянно старался о понижении цены на хлеб и безденежно раздавал его самым бедным (за что удостоен был Высочайшего благоволения). Но русская душа не удовлетворяется одною милостынею.

    Она хочет жертвовать Богу частию земных благ, и г. Сарычев воздвигнул в Покрове соборную церковь, украсил ее иконостасом, живописью, колоколами и это ему стоило 300 000 рублей. Цари ценили его заслуги: в разное время он был награжден золотыми медалями на Аннинской, Владимирской и Андреевской лентах. Между ними на груди доблестного гражданина была и бронзовая за пожертвование в знаменитый 1812 г. Можно себе представить чувство, с которым жители города Покрова хоронили своего согражданина-благодетеля». В 1863 г. при Троицком соборе основана богадельня на 4-х призреваемых. С 1861 г. в Троицком соборе служил священник, впоследствии протоиерей Василий Павлович Александровский. Во Владимирских губернских ведомостях в 1887 г. Д. Парийский писал: «Во вторник, 17 февраля, в четвертом часу пополудни в Покрове неожиданно скончался протоиерей местного Троицкого собора Василий Павлович Александровский. Покойный в течение прожитых им в Покрове 26 лет успел заявить свой ум и крепость нравственного начала и имел большое влияние на религиозное и нравственное развитие своих прихожан.

    Это был человек в высшей степени гуманный и честный, оставивший о себе добрую память; это был общий друг и любимец. Его живое, задушевное слово легко находило для себя доступ в каждое сердце и, конечно, не оставалось без своей доли доброго влияния: оно будило мысль и совесть и в тоже время невольно располагало к нему каждого. В о. протоиерее его прихожане потеряли близкого друга, к которому они привыкли и которого полюбили; для них это тяжелая и невозвратимая утрата, и чтобы понять всю силу впечатления, произведенного смертью о. протоиерея, всю горесть утраты, нужно было видеть тот отпечаток неподдельного горя, который сказался на лицах людей, собравшихся к дому покойного 19 февраля, в день выноса его бренных останков в церковь. Такое же сердечное отношение к нему сказалось и в день погребения -21 февраля.

    В этот день немало народу пришло из соседних с Покровом деревень и во время обряда отпевания тела, когда наступила пора последнего целования, многие, прощаясь с покойным, творя пред ним молчаливые кресты, - плакали; и было что-то трогательно-торжественное в этом безмолвном и немом поклонении праху покойника, в этом молчаливо-сдержанном и серьезном поклонении перед ощущаемым в такие минуты каждым человеком актом величия смерти. Искреннее сожаление по поводу кончины о. протоиерея усиливается еще и тем, что смерть застигла его в то время, когда он был еще в полном расцвете своих сил - в 52 года».

    С 1870 г. и до выхода за штат, т.е. до 1879 г. священником Троицкого собора г. Покрова был Максим Петрович Виноградов. В 1844 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, в 1845 г. был рукоположен во священника к Николо-Галейской церкви г. Владимира, служил в ней до 1870 г.

    С 1879 г. в Троицком соборе служил священник Павел Козьмич Лепорский. В 1848 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, в 1849 г. рукоположен во священника ко храму с. Алексина Юрьевского уезда, в том же году переведен ко храму с. Воскресенского Юрьевского уезда. С 1870 г. - священник с. Борисково Суздальского уезда, с 1879 г. - в соборе г. Покрова. В 1892 г. он вышел за штат, скончался 1 января 1899 г.

    С 1892 по 1896 г. в соборе г. Покрова служил сын о. Павла Лепорского, священник Измаил Павлович Лепорский. В 1884 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1896 г. священник в Москве в больничной церкви на Канатчиковой даче.

    В 1896 г. к Троицкому собору г. Покрова был переведен из храма с. Мошнина Александровского уезда священник Владимир Васильевич Снегирев. В 1874 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, в 1880 г. был рукоположен ко храму с. Мошнина. В 1878 г. в семье о. Владимира родился сын Вячеслав, в 1892 г. окончивший Переславское духовное училище и в 1898 г. - Вифанскую духовную семинарию.

    Во «Владимирских епархиальных ведомостях» № 214 за 1887 г. описывается «Торжество открытия церковно-приходской школы в г. Покрове Владимирской губернии»: «20-е сентября 1887 г. должно остаться памятным днем в летописях церковно-приходских школ Владимирской епархии. В сей день совершилось духовное торжество освящения и открытия церковно-приходской школы в г. Покрове. В сравнительно непродолжительный период самобытного существования церковно-приходских школ на св. Руси, во Владимирской епархии старанием духовенства и прихожан было открыто много таких школ: за три последних года - 230.

    Но не было еще случая, чтобы во Владимирской епархии явилась такая школа, которая была бы столь обеспечена для своего существования на средства частного благотворителя, как церковно-приходская школа, учрежденная в г. Покрове, при Троицком соборе, московским 2-й гильдии купцом Я.В. Шиловым. Обстоятельства, предшествовавшие открытию сей школы, а равно и средства обеспечения ее с достаточной подробностью выяснены в отдельной записке, прочитанной секретарем братства в начале акта, бывшего в школе, по совершении молебствия. По приглашению учредителя школы, 19 сентября в 4 часа пополудни прибыл в г. Покров Высокопреосвященнейший Феогност. По въезде в город, Архипастырь прежде всего посетил Троицкий собор, из которого после обычной встречи и благословения собравшегося народа, проследовал в открывшуюся школу. Внешний вид школьного здания и внутренняя обстановка его произвели приятное впечатление на Владыку.

    Дом - двухэтажный, прекрасной архитектуры, выкрашенный масляной краской голубоватого цвета, занимает пространство до 20 аршин по фасаду и до 15 аршин во двор; при нем много различных хозяйственных построек, амбаров, чуланов, подвалов, сараев и т.п., даже имеется баня. Все здания - почти новые и приспособленные к потребностям школы. Двор занимает широкую площадь; на будущее лето предполагается на нем развести сад, провести дорожки и разбить клумбы цветов, а ко дню открытия школы устроена в стороне двора гимнастика со всеми приспособлениями. Верхний этаж здания имеет две классные комнаты, библиотечную и для хранения верхней одежды учащихся. В первых 2-х комнатах расставлены сорок парт со скамьями (каждая парта предназначена для 2-х учеников), изящно под ясень окрашенные, в каждую парту вделано по одной металлической чернильнице.

    На передней стене в средине помещены двенадцативершковые, в золоченом киоте, иконы с изображениями: Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Покрова Пресвятой Богородицы, Св. Первоучителей славянских и Св. мучеников Иакова и Александры. На этой же стене повешены в позолоченных рамах портреты Государя Императора и Государыни Императрицы. Прочие стены украшены или картинами из Священной истории, или листами молитвословий, Символа Веры, десяти заповедей, карт полушарий и Палестины.

    Библиотека помещена в двух больших шкафах. Всех книг, составляющих собственность школы, до 2000 экземпляров. И все это приобретено единственно на средства учредителя школы Я.В. Шилова. Одна половина нижнего этажа занята квартирой учителя, а другая предназначалась для ночлежного приюта учащихся. Эти помещения снабжены приличной мебелью. В школу принято 67 учащихся. Заведующим школой и законоучителем утвержден его Высокопреосвященством местный протоиерей И.С. Лебедев, а вторым учителем - окончивший курс духовной семинарии Д.И. Любимов. Занятия распределены между ними особым расписанием.

    В 6 часов вечера 19 числа начался звон к всенощному бдению; в половине 7-го прибыл в собор Архипастырь. Перед всенощным бдением нарочито принесена была в собор из Введенской пустыни, отстоящей от г. Покрова в 3-х верстах, чтимая в окрестностях икона Введения во храм Пресвятой Богородицы. За всенощным бдением пел архиерейский хор певчих в числе 20 человек - лучших голосов. На литию и величание выходил сам Высокопреосвященный. Служба отправлялась воскресная и Богородице. После полиелея, почти до самого конца всенощного бдения, Архипастырь сам совершал помазание народа, собравшегося в столь большом количестве, что его не вместил громадный Троицкий собор. Всенощное бдение окончилось около 10 часов.

    20 сентября с раннего утра уже начал собираться народ к Троицкому собору, в надежде заранее занять в нем место.

    Перед литургией, между прочим, одним из местных священников совершено было присоединение к Православию и миропомазание одного из старообрядцев-беспоповцев, пожелавшего именно в этот день возвратиться в лоно Православной Церкви. Литургию совершал Архипастырь в сослужении протоиереев Кафедрального и Дмитриевского соборов г. Владимира, игумена Введенской пустыни, местных - протоиерея и священников. Пред окончанием литургии Архипастырь, по случаю недели по Воздвижении, произнес слово о том, как христианин может распинаться с Христом. Божественная литургия была окончена около 12 часов дня, и началось духовное торжество открытия церковно-приходской школы.

    При звоне колоколов открылся крестный ход в школу, отстоящую от храма в нескольких саженях. Впереди несли старинный крест больших размеров с изображением Распятого Христа; за ним - святые иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы и Покрова Пресвятой Богородицы (храмовая икона Покровского теплого собора); за ними протоиерей Дмитриевского собора г. Владимира (он же член Епархиального училищного Совета и секретарь Братства) нес икону Спасителя, благословляющего детей - дар и благословение Архипастыря школе; далее следовали местный протоиерей и игумен Введенской пустыни со св. Крестом и Евангелием; сопровождал ход кафедральный протоиерей.

    Владыка во время крестного хода благословлял в храме толпящийся вокруг него народ. По прибытии в школьное здание, Владыка сам, в сослужении десяти священнослужителей, отправил молебное пение перед началом учения отроком, причем к обычным тропарям был присоединен тропарь св. первоучителям славянским Кириллу и Мефодию и после чтения Евангелия совершил чин освящения воды. Перед отпуском Владыка произнес речь. В заключение было обычное многолетствование и окропление св. водой здания и учителей с учащимися.

    Церковный обряд освящения закончился, но им еще не окончилось торжество открытия школы. После препровождения св. икон в храм, в одной из классных комнат открыт был акт, начавшийся пением молитв и молитвенного гимна св. Кириллу и Мефодию в исполнении архиерейского хора. Учитель школы сказал речь о программах, по которым будут обучаться дети в церковно-приходской школе. По окончании речи учителя, обратился со словом к присутствующим простой русский человек М.Ф. Грачев, крестьянин, уроженец Покровского уезда Владимирской губернии и в настоящее время житель г. Москвы.

    Он с сильным чувством сказал задушевную речь, в которой выразил от лица простого народа радость при виде умножающихся на св. Руси церковно-приходских школ; выразил чувство глубокой признательности русского народа за дарование ему столь желанной школы; благодарил Архипастыря, пекущегося об умножении и благоустройстве среди своей паствы церковно-приходских школ; благодарил Я.В. Шилова за учреждение такой школы в г. Покрове и при этом поднес ему икону св. Первоучителей славянских. Торжество открытия церковно-приходской школы закончилось. Архипастыря окружили дети - учащиеся школы; Владыка каждого из них благословил и одарил крестиками и книгами. При торжестве открытия церковно-приходской школы присутствовали некоторые из почетных граждан г. Покрова и купцов Московской губернии. Торжество закончилось обедом, который был приготовлен радушным хозяином на большое число персон».

    Записка об учреждении церковно-приходской школы в г. Покрове, прочитанная на акте открытия этой школы секретарем Братства о. протоиереем В.В. Косаткиным: «Церковно-приходские школы Владимирской епархии, можно сказать, со дня на день привлекают к себе большее и большее число лиц, радеющих об их распространении, благоустроении и процветании. Лишь только с высоты Престола раздалось державное слово Всемилостивейшего Монарха о бытии церковно-приходских школ в отечестве нашем, лишь только были обнародованы правила о сих школах, как они с изумительной быстротой начали умножаться по городам и селениям Владимирской епархии. Где не находится местных средств на учреждение и содержание церковно-приходских школ, там Братство св. Александра Невского является со своей помощью.

    В настоящее время во Владимирской епархии существует 230 церковно-приходских школ, из которых многие могут называться вполне обеспеченными на долгое существование, как относительно помещений их, так и относительно вознаграждения обучающих. Идя твердыми шагами по намеченному пути, церковно-приходская школа все более и более привлекает к себе сочувствие, как со стороны частных лиц, так и целых обществ. На страницах отчетов Братства за последние три года заявлено много примеров такого сочувствия. Но в особенности богат ими текущий год. В течение его на пожертвования благотворителей было устроено несколько прекрасных зданий для церковно-приходских школ.

    Жертвователями были лица, принадлежавшие к разным сословиям, начиная от простонародья и кончая высокопоставленными лицами дворянства. Но из ряда всех доселе открытых во Владимирской епархии церковно-приходских школ особенно выделяется по своему благоустройству школа в г. Покрове, торжественное открытие которой совершается в настоящий день. Учредитель сей школы - московский 2-й гильдии купец Яков Васильевич Шилов, уроженец д. Горочек, что за озером, близ г. Покрова. Замечательны те мотивы, которыми руководствовался он при учреждении своей школы. В приходе Троицкого собора г. Покрова числится 12 деревень, в которых насчитывается до 2450 душ обоего пола. Но, не смотря на сию столь значительную численность крестьянского населения, входящего в состав прихода, до сего времени не было ни одной официальной школы, в которой бы могли обучаться дети его. Сами крестьяне, как люди незажиточные, на свои средства не могли учредить школу, а помощь со стороны учреждений, заведующих школами, или от частных благотворителей к ним доселе не приходила.

    Правда, в г. Покрове исстари существует городское училище; но в него закрыт доступ крестьянским детям. Яков Васильевич собственным опытом осознал, как тяжело отзывается на крестьянстве отсутствие школ, и давно лелеял в душе мысль - помочь в этом горе своим землякам. Сам, научившись грамоте от одного благочестивого служителя церкви, - научившись ей по часослову и псалтири, Яков Васильевич некогда, будучи юношей неимущим, а потому безвестным для людей, но исполненным твердой веры в Бога и сердечной надежды на Его милосердие, унаследованными им от церковного учителя своего, вступил в жизнь, исполненную труда и огорчений. Но, по пословице «без труда нет и плода», со временем средства его стали увеличиваться. Наконец, Бог благословил его и богатством. И вот, благодарный Господу Богу за Его щедроты, Яков Васильевич, состоя гражданином столичного г. Москвы, не забыл своих прежних деревенских бедных родичей, жителей деревень, лежащих близ г. Покрова.

    Он исполнил издавна лелеянную свою мысль, и дал своим землякам эту школу, которая будет вести дело обучения на тех же православно-Церковных началах, в духе которых он сам был некогда воспитан, - такую школу, которая в особенности нужна и желанна для простого народа, в которой начнется обучение грамоте с этих незабвенных для многих из нас слов: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в помощь мою вонми и вразуми мя во учение сие!» (На Дворянской улице сохранилось каменное здание одноклассной школы, построенное купцом Я.В.Шиловым.)

    В правилах сей школы, составленных в Совете Братства, между прочим, изложено следующее:

    «1) Церковно-приходская школа в г. Покрове помещается в трехэтажном доме, пожертвованном московским 2-й гильдии купцом Яковом Васильевичем Шиловым; верхний этаж дома деревянный, нижний - каменный. Школе принадлежат все находящиеся при доме надворные службы и земля, мерой по улице и сзади по 11 сажен, а по сторонам по 25 сажен;

    2) Дом сей, составляя собственность Троицкого собора в г. Покрове, должен всегда вмещать в себе церковно-приходскую школу и ни на какую другую потребность не может быть употреблен;

    3) Церковно-приходская школа обеспечивается пожертвованным тем же купцом Я.В. Шиловым капиталом 8000 руб. в 5 % -х облигациях 3-го Восточного займа, этот капитали сохраняется вместе с суммами Братства св. Александра Невского;

    4) 8000 руб. составляют неприкосновенный капитал школы; проценты же с него, за вычетом государственного купонного налога, 380 руб. в год, расходуются так: а) на годовое жалование законоучителя - 60 руб. б) учителю - 204 руб.; в) на наем служителя - 60 руб.; г) остальные 60 руб. употребляются на страхование и другие расходы по содержанию дома;

    5) Школа именуется: «церковно-приходская школа Шилова в г. Покрове». Сам жертвователь, купец Шилов, состоит пожизненным попечителем сей школы, а жена его Александра Федоровна - попечительницей. Согласно желанию жертвователя, по смерти его и жены его один из прямых потомков их может состоять в должности попечителя сей школы;

    6) Школа при наличных средствах может быть одноклассной, но с увеличением средств на ее содержание, может быть и двухклассная;

    7) Принимаются в оную школу дети обоего пола крестьянского сословия, родители которых проживают преимущественно в дер. Горочках, что за озером и ближайших к г. Покрову селениях;

    8) Обучение сиротствующих и детей бедных родителей - бесплатное, а с родителей, имеющих достаточное состояние, за обучение взимается плата от 2 до 3 руб. в год;

    9) Плата, собираемая за обучение детей, препровождается заведующим школой в Совет Братства и сохраняется до предъявления надобности в оной или на ссудо-сберегательной книжке государственного банка, или в процентных билетах, составляя достояние школы;

    10) Обучение проводится согласно программе, утвержденной Святейшим Синодом для церковно-приходских школ и по тем учебникам, которые избраны Советом Братства для таковых школ Владимирской епархии.

    Учредив сию школу и обеспечив существование ее капиталом, Яков Васильевич еще до открытия ее начал заявлять и доказательства дальнейшего попечения о ней. Чтобы школьники не нуждались ни в учебниках и в учебных принадлежностях, ни в книгах для внеклассного чтения, он позаботился о приобретении их за свой счет.

    Для сего внесено им в Совет Братства 830 руб. На сию сумму в иконо-книжном складе Братства заготовлено и доставлено в школу учебников и учебных принадлежностей на 60 учеников. Для библиотеки же собраны сочинения известнейших авторов духовно-нравственного, исторического содержания в количестве 588 наименований, 715 книг. Все учебные книги одобрены программами, изданными Святейшим Синодом; количество книг 966, наименований - 27. Как учебники, так и книги для внеклассного чтения все переплетены в одинаковые довольно красивые и прочные переплеты с именным штемпелем школы.

    В состав библиотечных книг между прочими вошли: Библия на славянском и русском наречиях, жизнь Спасителя мира и Пресвятой Богородицы разных составителей, полные Четьи-минеи и прологи на славянском языке, полное собрание жития святых, составленное Филаретом, Архиепископом Черниговским и украшенное рисунками художника Солнцева, сокращенное собрание жития святых, составленное Бахметевой, до 40 наименований отдельных собраний жития святых на славянском языке и до 170 таковых же на русском языке, удобопонятные для простого народа творения святых отцов, слова и поучения преимущественно простого народного изложения, каковы, например, сочинения Путятина, Нардова, Белоцветова, Шумова, объясняющие церковное богослужение, рассказы из истории христианской и русской церкви, духовно-нравственные, назидательные и поучительные рассказы разных составителей из истории христианства и бытовой жизни, русская гражданская история в полном объеме и отдельные рассказы из нее о важнейших лицах и событиях, некоторые популярные сочинения из географии, естественной истории, физики и сельского хозяйства, рассказы для детей священно-исторического, догматического и нравоучительного содержания.

    О книгах учебных и библиотечных в правилах школы сказано: как учебные книги и принадлежности, так и библиотека находятся под наблюдением учителя, который выдает обучающимся книги и следит за Целостностью их. Согласно желанию жертвователя, библиотечные книги могут быть выдаваемы для чтения и посторонним лицам, преимущественно крестьянского сословия, с месячной или недельной платой, Устанавливаемой сообразно с местными условиями. Для записи выдаваемых учебников и учебных принадлежностей в школе имеется особая книга; другая, такая же книга, существует для записи книг, выдаваемых из библиотеки как учащимся, так и посторонним лицам. Ведение записей лежит на обязанности учителя. Надзор за точным исполнение школьных правил возлагается на заведующего школой.

    Учредитель, он же и попечитель школы, имеет право следить за правильным ведением хозяйственных и учебных принадлежностей школы, а равно принимать меры к устранению замеченных непорядков расходовании школьного имущества. Он может посещать школу и во время учебных занятий и слушать преподавание учителя и ответы учеников. О своих наблюдениях он сообщает заведующему школой, а случае надобности Епархиальному Преосвященному. Через 2 года, в память 17 октября 1888 г. - чуда милости Божией спасении жизни Государя Императора и его семейства, Яков Васильеввич Шилов, по мысли Владыки, Архиепископа Владимирского, реши; открыть при Шиловской церковно-приходской школе в г. Покрове ремесленное отделение. Это будет каменный двухэтажный корпус 20 ар шин длины, 12 ширины и высоты, примыкающий к школьному зданию Попечительницею ремесленного отделения будет супруга учредителя Александра Федоровна Шилова.

    15 июля 1889 г. в 11 часов дня из собора были изнесены на место закладки святые иконы. На молебствии присутствовали строитель Я.В. Шилов с семейством, местные члены Покровского отделения епархиального училищного Совета (Председатель Совета преподаватель Владимирской семинарии протоиерей г. Мурома Иоанн Любимов был в отъезде), члены Александровского братства и граждане г. Покрова. Священник Покровской церкви г. Покрове Николай Предтеченский обратился к присутствующим с речью о пользе соединения образования научного с обучением практическим».

    В 1910 г. настоятелем храма продолжал служить протоиерей Петр Онисимович Обтемперанский.

    Он окончил Владимирскую духовную семинарию в 186f г. С 1872 г. служил священником в храме с. Мещер Муромского уезда Владимирской губернии, с 1877 г. - священник с. Александрова Судогодского уезда той же губернии, в 1894 г. возведен в сан протоиерея. С 1897 г. - настоятель Троицкого собора в г. Покрове.

    С 1891 по 1893 г. в церковноприходской школе г. Покрова преподавал законоучитель и учитель Александр Ильич Вознесенский. Он родился в 1871 г. в семье священника погоста Спас Железино.

    В 1891 г. Александр Вознесенский окончил Владимирскую духовную семинарию по 1-му разряду. С 1893 по 1894 г. преподавал в церковноприходской школе с. Орехово. В 1894 г. Александр Вознесенский рукоположен 4 марта во диакона, и 5 марта во иерея. Отец Александр служил с 1894 по 1928 г. в Вязниковском Казанском соборе, протоиерей, настоятель, член уездного училищного совета, председатель совета при Рождественской духовной богадельне, заведующий нижным складом при Александро-Невском братстве, член уездного комитета-попечительства о народной трезвости, заведующий благочиннической противораскольнической библиотеки. Законоучитель в городских приходских училищах и в женской гимназии, награжден орденом св. Анны 3-й степени, и наперсным крестом от Св. Синода.

    Отец Александр был арестован 14 декабря 1928 г., получил 3 года ссылки в Сибирь, и ещё 3 года запрета проживания в 12 самых крупных городах, с припиской к определенному месту жительства. Погиб в 1937 г. Вероятно расстрелян, сохранилась фотография А.И. Вознесенского, вероятно снятая перед казнью, в НКВД, чтобы палач не опознался, за день - два до казни, заключенных фотографировали. Это совсем другой человек, с безумными глазами (следствие пыток).

    В 1907 г. на должность священника Троицкого собора был назначен Алексий Александрович Миловидов (род. 1871). Он в 1901 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, в 1904 г. женился, с 1903 по 1906 г. состоял учителем церковно-приходской школы в г. Покрове, с 1907 по 1909 г. - законоучителем в Двухклассной церковно-приходской школе и до 1911 г. - в Покровском частном учебном заведении для детей обоего пола, затем, по 1917 г, - в Покровской женской гимназии. У о. Алексия было трое сыновей: Василий (род. 1906), Константин (1908) и Борис (1913).

    В 1918 г. о. Алексий был возведен в сан протоиерея. В 1930 г. арестован органами НКВД и умер в ссылке 10 августа в 1934 г. Его жена Татьяна Васильевна была лишена права проживания в Московской и Ленинградской областях и Ряде городов РСФСР сроком на три года.

    Постановлением Владимирского областного суда в 1959 г. их дело прекращено за отсутствием состава преступления (официальная справка КГБ СССР от 10.03.1991).

    Президиум Мособлисполкома постановил: «1 октября 1934 г. Троицкий летний каменный холодный собор в г. Покрове закрыть, здание использовать под культурные нужды». При обследовании 16 февраля 1934 г. техником Еремеевой А.С. «выявлено, что собор каменный, площадью в 400 кв. м., ранее был предназначен для службы в летний сезон, а потому никакого отопления в нем не имеется. Простейшее приспособление его: самую высокую часть - для установки водонапорного бака, а нижнюю - для складочных помещений».

    В 1950-х гг. храм лишился колокольни и пятиглавия и был перестроен. В обезглавленном здании собора был устроен дом культуры. Уже в наше время у стен перестроенного собора был воздвигнут памятный крест в память всех похороненных на уничтоженном в советское время городском кладбище.

    Третьим храмом города был Иоанно-Богословский в Покровской тюрьме (в советское время также перестроенный в Тюремный замок в Покрове был построен в 1779 г., перестраивался в 1876 и 1885 гг. О времени строительства ныне существующего, разоренного и перестроенного в советское время храма, повествует надпись, которая была сделана на латунной доске, вделанной в стену храма: «Во Славу Святой Единосущной и неразделимой Троицы и по благословению Святейшего Правительствующего Синода и Преосвященнейшего Сергия Архиепископа Владимирского и Суздальского в благополучное царствование Государя Императора Николая II заложен храм сей во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова при тюремном замке в Покрове 15 июня 1897 г. тщанием и иждивением Московского купца Ивана Калинниковича Зубова».

    Во Владимирских епархиальных ведомостях за 1898 г. опубликована статья «Освящение храма Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в г. Покрове (20 сентября 1898 г.)»: «Нужда в храме Божием здесь чувствовалась давно; в остроге была только часовня, - комната в 6-8 аршин. Когда в нее собирались 50-60 человек арестантов, то температура и духота делались невозможными. Тяжелее же всего, при этих обстоятельствах, было то, что арестанты лишены были возможности присутствовать на Божественной Литургии. Но и этого мало. Когда одна половина острога за ветхостью признана была непригодною для каких либо жилых помещений, то закрыта была и часовня, находившаяся в ней. Богослужение должно было прекратиться.

    Но возможно ли было оставить без религиозного утешения людей, для которых молитва составляет единственное утешение, ибо пребывание в остроге, в необычной обстановке, особенно в начале, в ожидании суда и возмездия, бывает до того тяжело, что если мы не слышим о самоубийствах, то не слышим единственно по неусыпной бдительности и по особенной строгости надзора начальствующих лиц над заключенными; между тем, как. о попытках к самоубийствам мы хорошо знаем. Но в древности и подземелья служили храмами; нечто подобное было и у нас: вместо закрытой часовни, тюремный коридор обращен был в молитвенную комнату. В этот коридор приносилась икона, ставился столике Св. Крестом и Евангелием и начиналось богослужение. Но как это было далеко от того благолепия, которое подобает дому Божию! Как трудно мысли, при таких условиях, отрываться от земли и возноситься к небесному и Божественному!

    О настоятельной нужде в построении храма при Покровской тюрьме узнал некто Иван Каллиникович Зубов, крестьянин Покровского уезда, Д. Головина. Когда Господь благословил его достатком, то он стал думать, какую бы жертву принести Богу за Его милости к нему, и совсем, было, решился построить на своей родине школу с обеспечением (тысяч на 18), но ему предложено было в это время устроить храм при Покровской тюрьме, и он решился немедленно приступить к делу: 15-го июня прошлого 1897 г. была совершена закладка храма, а 20-го сентября сего 1898 г. храм был освящен.

    Храм устроен во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, с восточной стороны тюремного замка, каменный, алтарем на восток, с осьмиугольною колокольней, с железной на четыре ската крышей, в два света, в 32 арш. длины и 14 ширины, с благоприличным внутренним украшением, — иконостасом под мрамор светлосерого цвета, с золотою резьбою и иконами хорошего греческого письма, с асфальтовым полом и духовым отоплением. Для арестантов, с западной стороны храма, устроены особые хоры с каменным парапетом, от которого до потолка идет массивная проволочная сетка. В храме, кроме арестантов, может помещаться до 400 человек молящихся».

    В 1916 г. начальником Покровской уездной тюрьмы был надворный советник Виктор Александрович Благонадеждин. В улучшении содержания заключенных большую роль играло уездное отделение Попечительного о тюрьмах общества.

    В 1916 г. председателем его был уездный предводитель дворянства, действительный статский советник А.А. Микулин. Директорами общества состояли: председатель уездной земской управы, уездный член окружного суда, городской судья, уездный исправник, уездный врач, го-1 родской голова, протоиерей Николай Соколовский, Иван Филиппович Уткин, Никифор Филиппович Уткин и начальник Покровской тюрьмы.

    У станции Покров в дер. Старое Перепечино сохранилась каменная часовня. Она напоминает о торжествах, прошедших по всей России в ознаменование 300-летия дома Романовых. Здесь останавливался царский поезд на пути во Владимир.

    Часовня освящена во имя Святителя Николая Чудотворца, в ней находилась большая икона его, и всякий проезжий мог помолиться здесь покровителю путешествующих.

    В советское время часовня была закрыта и разграблена.

    Восстановлена в конце 1990-х гг. и ос-вященна во имя Царственных Страстотерпцев.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос