Устье.

Никольская церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2021
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Покров. Петушинский и Собинский районы.

    Церковь Святителя Николая

    Село Устье.

    Село Устье стоит при впадении р. Колокши в Клязьму. Впервые человек поселился на этом месте II тысячи лет до Рождества Христова, русские люди жили здесь уже в XI в. Старинное название села: "погост Николая чудотворца, что на устье реки Колокши". По книгам Патриаршьего казенного приказа, в XVII в. в селе существовали две церкви - в честь Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святого Пророка Илии; обе были деревянные.

    В 1731 г. за ветхостью была разобрана церковь Святого Пророка Илии и поставлена новая во имя того же святого.

    В 1802 г. Никольская церковь сгорела, а Ильинская, вероятно, была разобрана за ветхостью. На месте их в том же 1802 г. были заложена ныне существующая каменная церковь, строением оконченная и освященная в 1805 г.; при ней каменная колокольня. В церкви три престола: в холодной - в честь Святителя и Чудотворца Николая, и в теплых приделах: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Святого Пророка Илии.

    Из святых икон в храме была замечательная по древности икона святителя и чудотворца Николая, она пользовалась особенным почита-, нием прихожан. Замечателен был напрестольный сребропозлащенный осмиконечный крест с частицами святых мощей; на нем были изображения: на лицевой стороне вверху - Господь Саваоф, у распятого Спасителя под руками стоят ангелы и собирают истекающую кровь, по сторонам Его - Божия Матерь и святой Иоанн Богослов, при подножии - Мария Магдалина и сотник Лонгин; по рукояти выведены листы и травы. На задней стороне креста надпись: "сей святый крест со святыми мощами церкви Николая чудотворца, что в Володимирском уезде, на устье р. Колокши, вклад тоя ж церкви бывшего иерея Иоанна Гаврилова, состроен Благовещенского собора, что у великих государей на ceнех, ключарем Иоанном Владимирцом в вечное поминовение онога иерея Иоанна и супруги его Евдокии и чад их и сродников. В лето 7202 (1694) месяца марта в 25 день".

    В 1814 г. ко храму с. Устье был рукоположен во священника Неофит Иванович Протопопов.

    С 1842 г. священником в с. Устье был Петр Семенович Малышев. Он был рукоположен во священника ко храму с. Устье в год окончания Владимирской семинарии.

    В 1855 г. священником с. Устье был сын о. Неофита Протопопова, Андрей Неофитович Протопопов. В 1852 г. он окончил Владимирскую семинарию, в 1868 г. - скончался. 24 апреля (ст. ст.) 1858 г. в семье священника церкви с. Устье Андрея Протопопова родился сын Николай (1858-1891). Он окончил Владимирское духовное училище и 4 курса Владимирской духовной семинарии (1874-1878). Подал прошение о выходе из духовного сословия и поступил на медицинский факультет Харьковского университета, который окончил в 1883 г. В 1882 г. Николай Андреевич получил золотую медаль за работу «К вопросу об уремии». Работал сверхштатным ординатором в Харьковской городской больнице. В 1886 г. зачислен стипендиатом Харьковского университета для подготовки к званию профессора по общей патологии. После командировки в Париж в лабораторию Пастера был избран заведующим Пастеровским институтом и бактериологической станцией в Харькове. В 1888 г. защитил докторскую диссертацию «Основы предохранительных прививок против бешенства». Получив командировку в лабораторию Пастера, заразился там сапом, больным вернулся в Харьков, где и скончался.

    Церкви принадлежали две каменные часовни, в деревнях Новом и Старом Иванькове, и каменный двухэтажный дом, крытый железом, в верхнем этаже которого помещалось земское народное училище, открытое в 1876 г.

    Причта по штату было положено: два священника, диакон и два псаломщика. Дома причт имел собственные, на церковной земле.

    В 1834 г. ко храму с. Устье был назначен священник Василий Никифорович Добротворский (окончил Владимирскую семинарию в 1832 г.) Прослужив в Устье всю жизнь он скончался 27 апреля 1867г.

    В 1854 г. причетником в храм с. Устье был переведен Иван Иванович Соколов. В 1846 г. он был священником в с. Овчухи Владимирского Уезда, в 1852 г. - в с. Забелине Юрьевского уезда, за проступок низведен в причетники.

    В 1864 г. священником в с. Устье был определен Николай Иванович Сокольский (Владимирскую семинарию он окончил в 1860 г.)

    С 1872 г. священником с. Устья Владимирского уезда состоял Иоанн Николаевич Серебряков, в 1868 г. окончивший Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда.

    С 1897 г. в храме с. Устье служил священник Михаил Васильевич Сергиевский.

    В 1895 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда и в 1897 г. был рукоположен во священника ко храму с. Устья Владимирского уезда.

    Приход составляли: с. Устье (25 дворов) и деревни: Старое Иваньково, Новое Иваньково, Хрястово, Бараниха, Угора, Молетьево, Парфеньево, Колокша, Рукав, Одирихино, Боковино, Тапково, Алферово, Мещеры, Ремевники, Артюшино и Запрудье. Всех дворов в приходе было 694, душ мужского пола 2092, женского 2181.

    В с. Устье в 1870-х - начале 1880-х гг. проводил лето писатель - прозаик, публицист, мемуарист Николай Николаевич Златовратский (1845-1911). Родился он во Владимире. Его отец, Златовратский Николай Петрович, окончив духовную семинарию, служил письмоводителем канцелярии предводителя дворянства; мать -- Марья Яковлевна (урожд. Чернышева). Фамилия Златовратский идет от его деда - диакона Николо-Златовратской церкви во Владимире. Первоначальное образование было домашнее; в 1864 г. Николай Златовратский окончил Владимирскую гимназию, посещал также землемеро-таксаторские классы (получил звание землемера-таксатора, участвовал в обмере земель при проведении крестьянской реформы 1861 г.). Сильное воздействие на Николая оказала семья, ее «религиозно-семинарский романтизм», демократические убеждения отца, который принимал деятельное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы, был инициатором и организатором общедоступной библиотеки (1859).

    Помогая взрослым в составлении каталогов, размещении и выдаче книг, Николай Златовратский, по его признанию, пережил духовное «преображение», приохотился к чтению. Большое впечатление на юношу произвело посещение их дома в 1861 г. Н.А. Добролюбовым (однокурсник дяди, Александра Петровича, по Главному педагогическому институту), заезжавшим во Владимир для переговоров о сотрудничестве в проектируемой братьями Златовратскими неофициальной газете «Владимирский вестник» (издание не было разрешено). Златовратский рано познакомился с сочинениями В.Г. Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, с «Колоколом». Уже в гимназии проявились его литературные склонности: он выпускал рукописный журнал «Наши думы», «...писал стихи и по Кольцову и по Некрасову, писал рассказы по Тургеневу и Помяловскому, написал даже по Островскому целую драму из народного быта в подражание его "Грозе"». В 1864--1865 гг. Златовратский -студент историко-филологического факультета Московского университета. В 1865-1866 гг. обучался на механическом отделении Петербургского технологического института (покинул институт из-за крайней нужды). Свои «столичные мытарства» - скитания по «углам» и ночлежкам, голод - он описал впоследствии в рассказе «В артели». В 1866 г. Златовратский работал корректором в газете «Сын отечества» и дебютировал в «Отечественных записках» рассказом «Чупринский мир».

    В 1868-1871 гг. Николай Златовратский печатал в «Искре», «Будильнике», «Неделе» многочисленные очерки и рассказы, написанные «по наблюдениям... почерпнутым... из землемерской практики», носившие «резко обличительный характер». Он прекратил сотрудничество из-за конфликта с цензурой. В1872 г. Златовратский после тяжелой болезни возвратился во Владимир, где начал работать над первым крупным произведением - повестью «Крестьяне-присяжные»; рукопись он по главам посылал Салтыкову-Щедрину (опубликована в "Отечественных записках" в 1874-1875 гг.). В повести проявились характерные черты творчества писателя - апология общинной жизни, поэтизация «мира», крестьянской души и в то же время критическое изображение пореформенной деревни. Осенью 1876 г. Златовратский женился на дочери владимирского врача Стефании Августиновне Яновской (1850-1936). Зиму он прожил в Москве, 1877-1882 гг. - в Петербурге, наездами бывал в Москве; лето проводил в селах вблизи Владимира (Добрынское, Устье), где изучал современную деревню, общался с крестьянами. На основе этих наблюдений был создан роман «Устои» (опубликован в журнале "Отечественные Записки" с 1878 по 1882 г.), посвященный пореформенной деревне, вступившей в стадию борьбы двух «правд»: новой, исповедуемой хищниками-кулаками, и старой - патриархально-Демократической, утверждаемой хранителями «дедовских заветов». Апологеты новой «правды» (Пётр, Пимен Савельич и др.), «необузданные деспоты, безжалостные и неумолимые», обрисованы Златовратским резко критически.

    Им противопоставлены персонажи, вобравшие в себя все «чистое, любовное, мирное, устойчивое, что только выработал народный романтизм». Образы Мосея, Ульяны Мосевны - идилличны, благостны, по типу и языку сходны с героями русских сказок. Уже Салтыков-Щедрин обратил внимание Златовратского на искусственность приподнято-возвышенного стиля речи «общинных мужичков»: «В последних главах вы употребляете язык вполне неудобный, а в отношении к крестьянскому быту даже немыслимый». Критики указывали писателю на то, что он «не изучает народную жизнь... а фантазирует по поводу ее и приписывает народу такие качества, такие идеи и чувства, которые составляют внутренний мир самого Златовратского», обвиняли писателя в «идолопоклонстве перед народом». Но все же ему удалось запечатлеть драматические коллизии, вызванные кризисом «старого порядка» и появлением поколения хищников-кулаков. Широкий круг проблем освещен в публицистике Златовратского, и прежде всего в цикле очерков «Деревенские будни» - наиболее значительном из его «народоведческих» произведений, в котором он на богатом материале из жизни русского крестьянства хотел показать «крепость традиционных начал в народе»: «народная критическая мысль, разрушая ...временные формы, в сущности стремится к охранению и воплощению в новые формы тех же начал...»

    В циклах «Очерки деревенского настроения», «Очерки крестьянской общины (Деревенские будни)» писатель высвечивает приметы свершившейся «колупаевской революции», ознаменованной не только появлением «грубого, грязного, утробного кулака», на и пробуждением в кротком и терпеливом мужике духа бунтарства, протеста и сопротивления. С.А. Венгеров по поводу «Деревенских будней» писал, что Златовратского принято считать «идеализатором «народного быта», но затруднительно указать, в чем собственно заключается эта идеализация». Н.К. Михайловский отметил, что Злаговратский был «не только апологет общинных устоев, но и правдивый летописец их разложения».

    В 1876-1884 гг. писатель был тесно связан с редакцией «Отечественных записок», «... даже то немногое, что я успел еще сделать лично, было исполнено при неослабном участии ко мне редакции "Отечественных записок"», - писал он Салтыкову-Щедрину 6 апреля 1882 г. Салтыков-Щедрин сочувствовал Златовратскому, поддерживал его, неоднократно выплачивал ему авансы под незавершенные произведения, помог в издании сборника «Деревенские будни». В 1879 г. Златовратский входил в состав артели для издания журнала «Русское богатство», стал его редактором, под псевдонимом Н. Оранский опубликовал программную статью «Народный вопрос в нашем обществе и литературе» (1880, № 3), в которой наряду с сочувствием борьбе «народных заступников», людей с «золотыми сердцами», проявились его сомнения в возможности общины противодействовать формированию «класса сельской буржуазии... и пролетариата».

    Выдвигаемый Златовратским идеал «нового человека» был близок типу народника-семидесятника (образ доктора Башкирова в повести «Золотые сердца»). Писатель участвовал в изданном народовольцами сборнике «Отклик» (СПб., 1881), где опубликовал рассказ «Старый грешник». Еще в 1866 г. Златовратский сблизился с Ф.Д. Нефедовым, ставшим его другом и литературным наставником. В Петербурге он входит в круг публицистов-народников (С.Н. Кривенко, В.В. Воронцов, A.M. Скабичевский), знакомится с В.М. Паршиным, А.И. Эртелем; в феврале 1880 г. устроил встречу молодой редакции «Русского богатства» с И.С. Тургеневым. В 1884 г. Златовратский переехал в Москву (летние месяцы 1882-1885 гг. он проводил в д. Лемешки Владимирской губернии). К октябрю 1883 г. относится его знакомство с Л .Н. Толстым, продолжавшееся до 1891 г. Златовратский участвовал в обсуждении проекта издательства «Посредник». В январе 1889 г. Толстой предложил Златовратскому стать редактором задуманного им журнала «Сотрудник», но его кандидатуру отверг издатель журнала И.Д. Сытин. Идейные искания, сомнения в прежних верованиях вызвали у Н. Златовратского интерес к социально-нравственной философии Толстого. Под ее влиянием написаны несколько рассказов. В них действуют мужицкие правдоискатели, проповедующие «любовь да совет» в духе и стиле народных рассказов Толстого.

    Сочувствуя толстовской социальной критике, Златовратский, однако, не смог принять его философию непротивления и утопические надежды на нравственное «воскресение» человека. «Больше всего развивал он передо мной свою теорию христианства и усовершенствования общественного путем личной нравственности. Я возражал...», - писал он в октябре 1883 г. В повести «Барская дочь» отражена драма интеллигентных героев, тоскующих по положительным верованиям и убеждающихся вместе с тем в иллюзорности теорий Толстого. Со 2-й половины 1880-х гг. Златовратский писал очерки, рассказы и повести об «умственных пролетариях», их идейных исканиях, горькой судьбе и повседневной борьбе за существование. Обостряется интерес писателя к городским «низам», к их проблемам и настроениям. В очерке «Город рабочих» Златовратский изобразил характеры и судьбы недавних деревенских жителей, ставших работниками фабрик, кустарных мастерских, их страшный быт. Очерк проникнут пессимизмом: «нет выхода», «нет проводника из заколдованного города», гибнущего от нового рабства. Позднее он создал образ рабочего-бунтаря, протестующего против социальной несправедливости. В рабочих Златовратский видел тогда силу, способную осуществить идеалы христианского социализма.

    В статье «Три легенды» (1913) он характеризует пролетарских борцов как «новых крестоносцев», которые воплотят «царство Божие на земле... во имя братства, свободы и справедливости». Ф. Фидлер писал в своих воспоминаниях о внешней стороне жизни Златовратского в Петербурге в 1892 — 1894 гг.: «За ужином сидел рядом с Н.Н. Златовратским. Петербург нравится ему гораздо больше, чем Москва, где вообще нет литературной! жизни... Пессимизм Ибсена не найдет, по его словам, ни малейшего понимания у русских: даже самый большой пессимист в России не теряет оптимистических надежд... Никуда не ездит без сопровождения, потому что подвержен обморокам...

    Он пил водку, пиво и вино, и танцевал кадриль... Васюков (прозаик. - О.П.) был близко знаком с Златовратским (до сих пор страдающим боязнью пространства)». Д.Н. Мамин-Сибиряк о нем говорил: «Златовратский одно время нищенствовал и был арестован за бродяжничество... В том, что касается выпивки, он был некогда неподражаем; впрочем, еще и сегодня не всякий юнея сумеет его перепить... Это идеально добрый человек; он предложил мне денег, чтобы я обзавелся имением рядом с его собственным... Златовратский... он настоящий писатель, но и он пишет не по-русски». Скиталец о Златовратском, на вопрос о том, как он живет: «Весьма одиноко, в маленькой убогой квартирке». - «Но говорят, он богат». - «Нет, у него лишь маленький участок земли». В 1890--1900 гг. Златовратский редко публиковал художественные произведения; он сотрудничал в журналах «Семья и школа», «Вестник воспитания», составлял биобиблиографические заметки для Настольного энциклопедического словаря (изд. А. Гранат и Ко; здесь опубликованы его биографические заметки: Н.В. Гоголь, В.М. Гаршин, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Решетников, М.Е. Салтыков, Г.И. Успенский). Со 2-й половины 1880-х гг. писатель усиленно работал над автобиографическими рассказами; 1898 г. - начало работы над воспоминаниями «Детские и школьные годы» (1908), «В шестидесятых годах» (1910). Златовратскому принадлежат также воспоминания о писателях: «А.И. Левитов» (1895), «Тургенев, Салтыков и Гаршин» (1897), «Из воспоминаний о Н.А. Некрасове как поэте 60-х годов» (1903), «Воспоминания о Ф.Д. Нефёдове» (1903), «Из воспоминаний о Н.А. Добролюбове» (1910). В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в квартире Златовратского находился штаб одной из боевых дружин. Последние годы писатель жил уединенно, часто болел. В 1909 г. он был избран почетным академиком по разряду изящной словесности. В 1910-1911 гг. занимался подготовкой к изданию собрания сочинений в 8 томах.

    Со своим отцом в с. Устье в детские годы бывал известный скульптор Александр Николаевич Златовратский (1878-1960), выпускник Императорской Академии художеств (на фотографии 1902 г. изображен скульптор, тогда еще студент Академии, со своей работой - бюстом A.M. Горького).

    У алтаря церкви с. Устье похоронен протоиерей Сергий Евгеньевич Андреев (1902-1991). Он родился в г. Владимире. Отец его был полковником Царской армии. У Сергея были старшие братья Иван и Евгений. Евгений ~ поручик 10-го Гренадерского малороссийского полка, погиб в 1915 г. До революции Сергей учился в классической гимназии, окончил 5 классов, после революции доучивался в советской школе. С 1919 г. работал во Владимире в Губсовнархозе, в 1920-1921 гг. учился в военной радиошколе, в 1922-1923 гг. работал в Губпросветсовете. Женился на Зинаиде Алексеевне Крыловой.

    В конце 1923 г. был посвящен в священники обновленческим еписопом Лавровым. С1924 по 1925 г. служил вс. Оликове, с 1925 по 1929 г. - в с. Кистыш, с 1929 по 1932 г. - в Волосове, с 1932 по 1940 - в Ставрове.

    В мае 1940 г. ушел за штат. В 1943-1945 гг. был на трудовом фронте и в Красной армии.

    В 1945 г. принят в общение Русской Православной Церковью и назначен священником к церкви с. Снегирево, где служил до 1980 г. В 1933 г. награжден набедренником, в 1936 г. - скуфьей, в 1950 г. - наперсным крестом, в 1970 г. - крестом с украшениями, в 1975 г. -- митрой. В 1980 г. вышел за штат и переехал к дочери в д. Рукав, где и жил до своей кончины в 1991 г.

    Поблизости от Устья, в д. Хрястово, сохранилась каменная часовня конца XIX, начала XX в. По другую сторону от Устья, на берегу р.Клязьмы, сохранилась каменная часовня того же времени. Вторая каменная часовня, необычной треугольной формы, сохранилась в д. Угор, при впадении р. Колокши в Клязьму.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос