Киржач, церковь

Александра Невского

при учительской семинарии

Дата публикации или обновления 14.10.2021
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Киржачский и Кольчугинский районы

    Г. Киржач.

    Церковь Благоверного князя Александра Невского при учительской семинарии

    Самым известным учебным заведением Киржача была учительская семинария с церковью Благоверного князя Александра Невского. После революции учебный корпус с храмом перестроен.

    Первая в России семинария, готовившая учителей для начальных школ, была учреждена в 1779 г. при Московском университете. Однако обычными такие учреждения (существовали ещё и учительские школы) стали лишь после отмены крепостного права. На 1 января 1917 г. их насчитывалось I 171. Они были устроены в соответствии с педагогическими принципами, высказанными Константином Дмитриевичем Ушинским в 1861 г., в статье, опубликованной в «Журнале Министерства народного просвещения» в связи о реорганизацией Гатчинского института в учительскую семинарию.

    В России, по словам К.Д. Ушинского, «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей. Недостаток этот особенно чувствуется в младших классах средних учебных заведений, в уездных и приходских училищах, в младших классах гимназий... для такого рода преподавателей в особенности необходимо специальное педагогическое подготовление». Законодательная основа была дана в «Положении об учительских семинариях» (1870 г) и в «Инструкции для учительских семинарий Министерства народного просвещения» (1875 г.).

    Право обучения предоставлялось молодым людям любого сословия, достигшим 16-летнего возраста и исповедующим православие. Кроме приёмных испытаний, поступающий должен был представить отзыв своего священника о благонравном поведении. Как правило, принимались юноши, окончившие двухклассные начальные училища Министерства народного просвещения (обучение в них длилось 5 лет). При необходимости можно было получить дополнительную подготовку к поступлению в специальных классах. Обучение в учительских семинариях было рассчитано на 3-4 года. Нуждающиеся получали стипендии, что обязывало их по окончании семинарии прослужить учителем в школах губернии не менее 4-х лет. В противном случае выпускник был обязан возместить Земству расходы на своё обучение.

    По окончании царского молебна, совершённого соборне 29 августа 1877 г. после литургии, из Благовещенского собора всё градское духовенство со святыми иконами, при колокольном звоне, сопровождаемое градским головой, виновником перемещения в город Киржач учительской семинарии, гражданами города Киржача, а также и множеством жителей окрестных селений, направило шествие своё туда, где предполагалось устроить здания для семинарии. Церковная процессия следовала до самого места построек в строгом порядке, при громогласном пении священных песней попеременно хором соборных певчих и учениками киржачских училищ, которые в сопровождении своих учителей, выстроенные рядами, шли впереди певчих. Духовенство следовало за святыми иконами: псаломщики в стихарях - за певчими, священники перед настоятелем, два диакона по сторонам его, нёсшего Святой Животворящий Крест. По пришествии на место, где приготовлен был стол для положения на нём святых Креста и Евангелия, совершён был по желанию градского головы и всего городского общества сложный молебен Спасителю, Божией Матери, святым Благоверному великому князю Александру Невскому и преподобному Сергию с водоосвящением.

    Кто же после сего может подумать, что происшедшие и происходящие в Киржаче благие и столь благодетельные перемены совершаются помимо воли Божией? Нет, на Киржаче видимо почивает благословление Божие. Угодник Божий, преподобный Сергий Радонежский, избрав сие место для своего пребывания, освятил его своими подвигами и ж молитвами, основал святую обитель на месте, им избранном и, возвращаясь в обитель Троицкую, оставил здесь Романа, ученика своего. От сего, за молитвы преподобного, и почила на Киржаче благодать Божия, - от сего и растёт и преуспевает Киржач. И теперь не по внушению ли угодника Божия устрояется на месте сем, в виду святой его обители, новый вертоград православного просвещения? И устрояемая на сем тихом месте семинария, в коей приготовляются учители и руководители для детей народа нашего, не может ли надеяться на благодатное покровительство преподобного? Не должны ли мы приветствовать совершающееся ныне событие - в той отрадной надежде, что преподобный Сергий, покровитель города и страны нашей, будет невидимым руководителем воспитываемых в семинарии в познании святой веры православной и правил жития честного и благочестивого, которое издревле любит земля русская и которого все родители ожидают от руководителей детей своих?

    Под псевдонимом «А. Грузинский» Лазарев печатался в журналах «Осколки», «Будильник», «Сверчок», в «Петербургской газете», «Новом времени». Знакомство А.С. Лазарева с А.П. Чеховым началось в новогодний праздник, в январе 1887 г. Вскоре Антон Павлович писал: «Между прочим, был у меня А. Грузинский. По-видимому, это очень порядочный человек. Он молчалив... но и сквозь молчание иногда можно бывает разглядеть человека». А.С. Лазарев был приглашён на именины Чехова, однако в связи с окончанием каникул был вынужден явиться на службу в Киржач. Александр Семёнович часто бывал в московском доме писателя на Садовой-Кудринской, а также в усадьбах Мелихово и Бабкино. В становлении литературного мастерства Лазарев был очень многим обязан Чехову, который не раз отмечал остроумие, талант и порядочность «киржачского учителя».

    Псевдоним Лазарева объясни ют его проживанием в 1880-е гг. на Большой Грузинской улице в Москве.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос