Бавлены.

Богоявления церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2021
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Клиника коррекции фигуры
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Киржачский и Кольчугинский районы

    С. Бавлены.

    Церковь Богоявления

    Село Бавлены (Богоявленское тож) расположено при р. Бавленке.

    В первый раз оно упоминается в писанной в 1410 г. духовной грамоте серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго (1353-1410, в 1380 г. на Куликовом поле засадный полк, которым командовали он и Боброк Волынский, своевременным натиском на татар решил исход битвы в пользу русских). Он отказал село сыну Семёну (1372-1426), удельному князю боровскому.

    В конце XVI и в течение XVII в. Богоявленское было вотчиной Московского патриарха; с упразднением же патриаршества перешло в ведение Синодального Приказа. В книгах Патриаршего казённого приказа о селе находим следующие сведения: «1594 года генваря 7 Иов патриарх московский и всея Руси пожаловал своих детей боярских Семёна да Михаила Петровых детей Свинского в Юрьевском уезде Польского в селе Богоявленском на 150 чети в поле, а в дву по тому ж по 75 чети человеку»; в том же году марта 22 патриарх Иов пожаловал «своего сына боярского Ивана Васильевича сына Селезнёва в селе Богоявленском на 80 чети в поле...».

    В Смутное время село было уничтожено, в патриарших книгах 1645 г. записана «в вотчине святейшего патриарха пустошь, что было село Богоявленское, на р. на Богоявленке», вероятно, село обратилось в пустошь после разорения г. Юрьева и окрестных селений поляками и литовцами в начале XVII в., и целых три десятилетия здесь не было жителей. Пустошь вновь заселена лишь в 1646 г., в книгах Патриаршего казённого приказа под этим годом отмечено: «деревня, что была пустошь Богоявленская, поставлена вновь, а в ней 8 дворов крестьян и бобыльских, в них 14 человек».

    Название села Богоявленским дает основание предполагать, что первоначальная церковь здесь была основана в честь Богоявления Господня, а из вышеупомянутого духовного завещания князя Владимира Андреевича видно, что она существовала здесь уже в начале XV в. Точные исторические свидетельства о ней относятся к XVII в.; в книгах Патриаршего казённого приказа 1645-1647 гг. показано: «в пустоши, что было село Богоявленское, на речке Богоявленке, место церковное что была церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, а на церковной земле место попово, место дьячково, место пономарёво, место просвирницыно, пашни церковные лесом поросло добрыя земли 20 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 10 копен, да пашни перелогом добрыя земли 270 чети, да лесом поросло 250 чети, сена 250 копен, лесу непашенного 50 десятин». Время построения новой церкви неизвестно.

    К началу XIX в. стоявшая в селе деревянная церковь пришла в ветхость, и в 1803 г. священник Богоявленского храма с. Бавлены Иоанн Матвеев подал прошение епископу Владимирсклму и Суздальскому Ксенофонту о разрешении на строительство каменного храма и о выдаче сборной книги для сбора недостающих средств. В том же году выдана храмозданная грамота, подписанная владыкой, и сборная книга, по которой сбор был разрешён в течение двух лет.

    Ныне существующая каменная церковь построена усердием прихожан в 1810 г., каменная с каменной же колокольней. Престолов в ней два: в холодной - Богоявления Господня, в тёплом приделе - Рождества Пресвятой Богородицы. Священник Иоанн Матвеев залез в долги и безвестно пропал, вероятно сбежал к старообрядцам. Он был весёлым батюшкой и во хмелю любил «водить хороводы», что и было зафиксировано в его личном деле.

    В сентябре 1810 г. от священника Богоявленского храма Михаила Андреева, церковного старосты Якова Климова и всех прихожан владыке Ксенофонту был подан рапорт о готовности церкви к освящению («Построена церковь каменная, которая всем церковным благолепием и утварью снабжена»).

    В 1 -й трети XIX в. в селе было 65 дворов и 230 ревизских душ населения (в ревизские души записывалось только взрослое мужское население податного сословия, внесённое в ревизские сказки и облагавшееся подушной податью. Ревизские сказки - документ переписи, которая производилась в соответствии с указом, назначавшим ревизию. Во Владимирской губернии V ревизия проходила в 1795 г., VI ревизия в 1811 г., VIII - в 1834 г., в ревизских сказках указывалось число мужчин в семье, на обороте - число женщин, а также сведения о родившихся и умерших в период между ревизиями.

    Причта при Богоявленской церкви было положено - священник и псаломщик. На содержание причт получал; пособия от казны 392 руб., от земли 150 руб., от сбора хлебом 10 руб., и за требоисправления до 70 руб., а всего до 622 руб. в год. Причт жил в церковно-общественных домах, построенных для причта на церковной земле прихожанами в 1895 г.

    Приход состоял из с. Бавленье и д. Ежовой, в них числилось в 1890-х гг. 72 двора, душ мужского пола 219, женского 267. В 1911 г. только в с. Бавленье было 52 двора и 329 прихожан. В 1898 г. в селе была открыта церковноприходская школа, в которой обучались 39 мальчиков и 27 девочек. При храме была библиотека церковных книг.

    Почти до самой революции 1917 г. в с. Бавлены служил древний, долгие годы служивший на этом приходе, почти 90-летний, очень уважаемый прихожанами священник Павел Кудрявцев. К церкви с. Бавленья был приписан приход с. Калмань. Это село древнего происхождения, в советское время в нём уничтожена церковь Преображения Господня.

    В советское время в храме долго не совершались богослужения. Последняя служба проведена 7 сентября 1938 г. Настоятель храма священник Василий Виноградов был вынужден оставить служение в Бавленском приходе из-за невозможности для прихожан выплачивать огромные налоги, которыми облагались церковная община и священнослужители. Районные власти запрещали священнику ходить в пасхальные дни по приходу с молебнами, то есть, исполнять древний обычай, дававший причту средства к существованию. Уступая требованиям возмущённых верующих, молебны разрешили, но в сентябре снова запретили якобы из-за возможности распространения заразных болезней.

    Во время войны, при ослаблении гонений, стали кое-где открываться храмы. В списках районных властей церковь с. Бавлены не считалась закрытой. На многочисленные обращения верующих власти обосновывали невозможность возобновления богослужений то отсутствием священника, то аварийным состоянием храма. 15 апреля 1943 г. общее собрание жителей села и окрестных деревень выбрало орган церковного самоуправления - двадцатку. Председателем церковного совета был избран Михаил Иванович Муратов, до революции урядник (нижний чин уездной полиции), поэтому при советской власти лишённый права голоса на выборах. Весь церковный доход прихожане обязались пересылать в фонд обороны.

    Они договорились о совершении богослужений в своём храме с заштатным священником, протоиереем Константином Миловским, проживавшим в с. Беречино. Но власти сопротивлялись открытию храма. В январе 1944 г. районными властями был составлен документ, подписанный секретарём исполкома Кольчугинского райсовета А.А. Абрамовым, председателем исполкома Бавленского сельсовета Д.И. Сумарёвым, секретарём парторганизации М.В. Климовым, председателем и членами двадцатки (их подписи, вероятно, были получены под давлением), в котором практически не разорённый, имевший всё необходимое для совершения богослужений храм назван непригодным для совершения богослужений.

    В 1945 г. наконец была получена от властей правдивая информация о состоянии храма. Он признан пригодным. М.И. Муратов подал прошение во Владимирское епархиальное управление об открытии храма и назначении священника. К прошению прилагались документы, в том числе квитанции об уплате налога за многие годы за недействующий храм. В ответ областной Совет депутатов трудящихся Владимирской области прислал председателю Кольчугинского исполкома райсовета Рогову резолюцию: «Прошу сообщить гр. Муратову М.И. о том, что его просьба в открытии церкви в с. Бавлены отклонена». Долго боролись верующие с решением властей о переоборудовании храма в склад.

    Секретаря двадцатки Валентину Михайловну Буланову за отказ отдать ключи от храма увозили на милицейском «газике», имитируя арест с целью запугать, но стойкая женщина ключей не отдавала. Но храм всё-таки был разорён, и при открытии Богоявленского прихода в с. Бавленах в 1991 г. оказалось, что внутреннее убранство полностью уничтожено и нужно восстанавливать уже стены, вставлять окна и двери, заново делать кровлю. (Краткое изложение истории прихода храма Богоявления с. Бавлены составлено по статье второго настоятеля и восстановителя храма священника Аркадия Готова.)

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос