Волохово

Борисоглебская церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2017
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Александров и Александровский район.

    Церковь Святых благоверных князей Бориса и Глеба

    Село Волохово.

    Сайт храма: http://borisigleb.ru

    Адрес: 601602, Владимирская область, Александровский район, село Волохово, храм свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба.

    Телефоны: +7 (960) 732-41-72; +7 (963) 772-82-38 - о. Леонид, настоятель храма, председатель приходского совета; +7 (910) 967-09-32 - Бережной Д.А., председатель попечительского совета.

    Проезд: Из Москвы по ж/д: от Ярославского вокзала до станции Арсаки (около 2 часов). Далее автобус до садового товарищества «Родники», пешком около 1 км. Внимание! Автобус ходит в весенне-летне-осенний период (Вт, Чт, Вс).

    Из Москвы на машине (120 км): Федеральная трасса М-8 (Ярославское шоссе) – около 100 км, съезд направо на трассу Р-75 «Александров - Владимир», проехать до населенного пункта «Брыковы горы» (8 км), свернуть направо к д. Арсаки (5 км), повернуть налево к с. Волохово (3 км).

    Из д. Арсаки пешком: 6 км от станции Арсаки Ярославской железной дороги (между городами Сергиев Посад и Александров).


    Село Волохово названо по фамилии владельцев, дворян Волоховых - древнего рода, представители которого упоминаются в XVI—XVII вв. в Бархатной книге. Волохово именовали по церкви Борисоглебским (в XVII в. Алешково). Оно стоит на р. Горел Крест. По местному преданию, здесь был монастырь, разорённый в Смутное время. На берегу поляки сожгли храмозданный крест (утверждаемый на месте престола при закладке храма), отчего речка и получила название.

    В 1699 г. в патриарших окладных книгах записана «церковь в вотчине Ждана Васильева сына Телицина в Переславль-Залесском уезде в Гулятине стану на пустоши, что было сельцо Борисоглебское-Алешково и Волохово тож». Деревянный храм Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба освящён в 1700 г., при нём священником был Павел Исаев.

    В роде Телицыных Волохово было всю 1-ю половину XVIII в., затем перешло к Баскаковым.

    В 1752 г. владельцем села был прапорщик Смоленского пехотного полка Николай Алексеевич Баскаков.

    В 1762 г. селом владел поручик Александр Яковлевич Баскаков, женатый на Афонасье Степановне Волковой. От этого брака родились сыновья Александр, Яков, Степан, Дмитрий и дочери Анна и Наталья.

    В 1777 г. храм с. Волохово перестроен, главный престол сохранил своё наименование, в 1782 г. освящены приделы Святителя Алексия, митрополита Московского и Великомученицы Варвары.

    В 1805 г. помещик, коллежский асессор Александр Александрович Баскаков представил преосвященному Ксенофонту, епископу Владимирскому, прошение: «Владения его в с. Волохове церковь св. Бориса и Глеба с двумя приделами деревянная требует внутренних и наружных поправок, а по необширности её - некоторой и пристройки... состоят же к оному храму прихожанами его (Баскакова) три брата (поручик Дмитрий, подполковник Яков, капитан Степан Александровичи Баскаковы), и все они четверо единодушно желают соорудить храм каменный, к чему и материалы заготовлять с сего года намерены, но так, чтобы в течение такового времени и существующий деревянный храм не мог приид-ти в ветхость, а возобновлён и украшен, оставаясь цел и по сооружении каменного». Преосвященный наложил резолюцию: «Означенные ветхости церкви исправить дозволяется».

    В 1809 г. была выдана храмозданная грамота. По смерти Александра Александровича брат его, отставной полковник Яков Александрович Баскаков, при содействии братьев и их наследников, других помещиков (сельца Колычихи помещиц девиц Дарьи и Авдотьи Ступишиных, сельца Копцева - Петра Гавриловича Стромилова и его жены Дарьи Семёновны, урождённой Черевиной), прихожан Борисоглебского храма, при ревностном участии крестьян прихода, в 1815 г. завершил строительство ныне существующей каменной церкви. При рытье рвов под фундаменты были найдены могилы, в которых уцелели остатки монашеской одежды.

    В 1815 г. освящены приделы: правый Святителя Алексия Митрополита, левый Святой великомученицы Варвары.

    В 1831 г. освящён главный престол.

    Яков Александрович Баскаков не щадил средств на украшение храма, на его деньги московские живописцы Катков и Заварцев расписали стены и своды храма. Яков Александрович снабдил его роскошной по отделке утварью и в 1815 г. был избран церковным старостой. Он скончался в 1840 г. и погребён у храма.

    Ему наследовал сын Павел Яковлевич. Другой частью села владел его двоюродный брат, подполковник Владимир Сергеевич Еропкин (сын Натальи Александровны Еропкиной, урождённой Баскаковой, сестры Якова Александровича), третьей частью владела девица Афонасья Степановна Баскакова, также двоюродная сестра Павла Яковлевича (дочь Степана Александровича и Татьяны Ипполитовны Баскаковых). В начале 1870-х гг. часть села, принадлежавшую П.Я. Баскакову, приобрёл B.C. Еропкин, а часть А.С. Баскаковой с торгов купила Р.А. Попова.

    У храма стоят надгробные памятники - часовни с дверью и двумя окнами, выполненнае из чугуна, одна - поставленная над могилой владельца сельца Копцева, штаб-ротмистра Семена Петровича Стромилова (скончался 15 января 1859 г. на пути из Москвы в Копцево) его вдовой и детьми. Вторая - над могилой его сына Николая Семёновича Стромилова. Рядом стоял памятник отцу Семёна Петровича, поручику Петру Гавриловичу Стромилову (1767-1819).

    Когда деревянный храм по ветхости разобрали, то на месте его престолов, в ограде храма, поставили две каменные часовни в виде столпов, место третьего престола заняло крыльцо каменного храма. Причт издавна состоял из священника, дьячка и пономаря, с 1846 г. из священника и пономаря. При храме с. Волохова служили священник Павел Исаев (1720), в 1780-х гг. священник Николай Степанов.

    С 1805 г. в храме с. Волохово священствовал переведённый из с. Ивановского-Прозоровского Николай Васильев (ум. 1819), отец Луки Николаевича, впоследствии архиепископа Черниговского и Нежинского Лаврентия (Бакшевского, 1776-1837).

    В 1812 г. в с. Волохово в семье священника Георгия Никитича Беляева, мужа внучки о. Николая Васильева, Марины Петровны, родился сын Иван (1812-1885, в монашестве Аполлос). Иван Егорович Беляев окончил в 1835 г. Владимирскую семинарию и поступил в Киевскую Духовную академию. Во время прохождения академического курса он в 1838 г. постригся в монашество; по окончании курса в 1839 г. со степенью магистра богословия рукоположен во иеромонаха, в сентябре назначен преподавателем в Орловскую семинарию, в октябре переведён в Тверскую и в сентябре 1841 г. во Владимирскую, где преподавал богословские науки.

    В 1845 г. Аполлос причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской Лавры; в 1847 г. переведён на должность инспектора и преподавателя в Астраханскую семинарию; в 1849 г. назначен настоятелем Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря; 9 ноября 1851 г. возведён в сан архимандрита; 21 февраля 1854 г. получил должность ректора Астраханской семинарии с назначением настоятелем Астраханского Спасопреображенского монастыря, а в 1856 г. перемещён на должность ректора Псковской семинарии и настоятеля Псково-Печерского Успенского монастыря.

    В 1859 г. Аполлос был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 16 февраля 1864 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского; 22 февраля 1866 г. переименован во епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии, а 13 декабря 1866 г. назначен епископом Вятским и Слободским. Здесь в 1877 г. его заботами открыта при кафедральном соборе епархиальная библиотека. С 1879 по 1880 г. Аполлос присутствовал в Святейшем Синоде и был возведён в сан архиепископа.

    В 1885 г. вследствие болезни уволен по прошению на покой в Слободской Крестовоздвиженский монастырь, где скончался и погребен. Из печатных трудов архиепископа Аполлоса известны «Слова на церковные праздники» (1857), «Псково-Печерский монастырь и Псково-Печерского монастыря иеромонах Лазарь» (1864), «Пастырские наставления» (1867). Кроме того, им же составлены описания Астраханских Иоанно-Предтеченского, Покрово-Болдинского и Благовещенского монастырей.

    В 1831 г. священником при волоховском храме был Иоанн Прохорович Руфицкий. В 1833 г. он переведён в с. Кузьминское (Юрьев-Польского уезда).

    В том же году (1833) в с. Волохово назначен окончивший Владимирскую духовную семинарию священник Михаил Козьмич Изволенский. После 34 лет служения в Волохове он скончался на 58-м году жизни в 1867 г. и был погребён у Борисоглебского храма.

    С 1867 г. священником при храме с. Волохово состоял Василий Алексеевич Соловьёв, женатый на дочери о. Михаила Изволенского. В 1882 г. у них родился сын Михаил. В 1903 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию по 2-му разряду и был назначен законоучителем в Александровском уезде. В 1905 г. определён к Николаевской церкви погоста Заболотье (ныне в границах г. Киржача). В том же году назначен законоучителем Заболотской и Арефинской земских школ. В 1910 г. ему преподано архипастырское благословение, в 1913 г. награждён набедренником. К 1938 г. проживал в д. Корытово Киржачского района. 15 сентября 1938 г. арестован по обвинению в том, что подвергал «контрреволюционной критике политику ВКП(б) и Советского правительства и вел антисоветскую агитацию среди населения». 22 сентября 1940 г. Судебной коллегией Ивановского областного суда приговорён к 5 годам лишения свободы с поражением в правах на 3 года.

    У церкви находится могила историка, краеведа и библиографа Николая Семёновича Стромилова (ум. 1895). Он родился 1 апреля 1842 г. в версте от храма, в сельце Копцево на р. Печкуре - родовом имении отца, Семёна Петровича Стромилова (1813-1859), который до 15 лет воспитывался здесь, потом был отправлен в Дворянский полк в Петербург, в 1834 г. в звании корнета переведён в Гусарский полк великого князя Михаила Павловича, в 1837 г. стал поручиком, в 1839 г. вышел в отставку в звании штабс-ротмистра, женился и удалился в своё поместье. Он владел землями и в других местах уезда, в частности в с. Борково и д. Алёшкино, был церковным старостой Борисоглебской церкви с. Волохово, где находился большой усадебный дом Стромиловых. В Александровском уезде Семён Петрович служил капитаном-исправником. Ему было 29 лет, а его жене Анне Андреевне, урождённой Юрьевой (1822-1878)-20, когда родился Николай. Потом появились на свет братья Михаил, Пётр (1851-1879), Сергей и сестры Варвара (Никитина) и Александра.

    В четыре года Николая отдали на воспитание немке Анне Ивановне Румме, и он очень рано начал говорить по-немецки. Когда ему исполнилось пять лет, мать заказала маленький столик и указку, и ежедневно в 8 утра он садился учить буквы. Но часто бывал невнимателен, что пугало мать, беспокоившуюся за его будущее. Мальчику нравилось рисовать. Вознаграждением за успехи в учении были прогулки в сад Александровского Успенского женского монастыря. Игуменья Елизавета и монахини любили мальчика, и он всегда был рад встрече с ними.

    Вскоре немка-воспитательница возвратилась на родину, выписав взамен себя из Риги свою дочь Матильду, х>т которой Николай узнал, что её отец - садовник и в науках она несведуща. Обучение ограничилось повторением пройденного ранее и разговорной практикой немецкого языка. В 1854 г. Стромилов поступил в землемерные классы Константиновского межевого института, который потом назвал в своих воспоминаниях «святилищем межевых наук». Институт, основанный при Министерстве юстиции в 1799 г., имел статус среднего учебного заведения, в него принимались 12-16-летние дети землемеров, чиновников межевого управления, канцелярских служителей, дворян и художников. Специальными предметами были геодезия, межевание, тригонометрия, межевые законы и делопроизводство, физика, основы механики, агрономии, минералогии, составление межевых планов, астрономия, начальные основания гражданской архитектуры и мостовых строений. Имелись обсерватория и геодезический музей. Летом воспитанники проходили практику в лагерях близ Москвы. Обучение велось как за счёт казны, так и за плату - 200 рублей в год. Николай Семёнович был в числе платных учеников. Вступительные экзамены он сдал лучше всех, и его фамилия была первой в списке поступивших «своекоштных» студентов.

    С 1853 по 1871 г. лекции по археологии, русской истории и палеографии в институте читал Иван Егорович Забелин. Вероятно, благодаря ему зародился у Николая Семёновича интерес к родному краю и его древностям. Позднее он переписывался с Забелиным, называл его «другом-наставником» и, подобно ему, собрал обширные коллекции разнообразных старинных документов, карт, планов и атласов. Курса в институте он не окончил, выйдя из 5-го класса со свидетельством о том, что приобретённые им знания вполне достаточны для производства его в первый классный чин. По-видимому, причиной ухода стала смерть отца 15 января 1859 г. Позднее он выдержал испытание на землемерного помощника и Указом сената по 1-му департаменту от 17 февраля 1876 г. был причислен к окончившим курс по 2-му разряду, то есть в среднем учебном заведении. Потом Николай Семёнович некоторое время был вольнослушателем Московского университета по юридическому факультету.

    Уйдя из института, он возвратился в Александров и в 1861 г., в возрасте 18 лет, был выбран в члены совета Александровского женского училища (в этой должности оставался с 1 мая 1861 г. по 8 августа 1865 г.). Тогда же, в 1861-1862 гг., он состоял землемером при Александровском мировом суде и занимался межевыми работами по крестьянским делам. Одновременно был секретарём Юрьевского общества сельского хозяйства (квартиру в Юрьеве-Польском снял ещё 15 мая 1857 г.). 9 августа 1865 г. был назначен почётным смотрителем Суздальского уездного училища, 20 мая 1867 г. перемещён на такую же должность в Александровское уездное училище и занимал её до декабря 1867 г. Помимо поместья в Копцеве, ему принадлежал дом во Владимире на Никитской улице. Но, достаточно состоятельный, по-видимому, он жил в деревне, где (по словам краеведа А.В. Хмирнова, земского врача, впоследствии активно работавшего во Владимирской учёной архивной комиссии) образованное общество состояло из сельского батюшки, учителя, фельдшера, лесничего.

    Занимаясь краеведением (в Отделе письменных источников Государственного исторического музея хранятся рукописи Стромилова, он писал бисерным почерком, на полях рукописи указывал многочисленные архивные источники, из которых делал выписки), участвуя в научной и общественной жизни, работая в земстве, Николай Семёнович находил ощущение полноты жизни. Живой голос литературно одарённого, тонко чувствующего природу человека слышится в небольшом этюде «Размышления белой ночью», написанном им в дневниках во время пребывания во Владимире. Николай Семёнович пишет о том, что нет ему покоя белыми ночами, вспоминает о мечтах и стремлениях своей молодости, о том, как хорошо встречать рассвет на лодке посередине озера, «отовсюду замкнутого тёмными стенами лесов», когда «светлый, золотистый колорит лежит на всей природе, почти не знающей сумерек в светлые майские ночи» и «белый туман, поднимающийся над водою, пронизывается "лучами солнца и тонет в прозрачном воздухе». Он стремился обустроить свою копцевскую усадьбу, создать собственное хозяйство, с этой целью составил проект будущего цветника, мечтал перепланировать дом, сменить мебель, перестроить печи, устроить канализацию и водопровод. Мечтал купить иконы и украсить ими комнаты, проектировал выделение комнат для библиотеки, физического кабинета, у него были намерения вести широкую светскую жизнь: собирался купить столовые приборы на 200 человек, устроить спальни с большим количеством кроватей, увеличить число вешалок в прихожей. Большая часть этих планов так и не была осуществлена, Стромилов всегда очень много работал, много путешествовал и до конца своей жизни оставался холостяком.

    В 1864 г. в редакцию «Русского архива» он сообщил «Список в 1815-1817 гг. членов масонской ложи Святого Георгия Победоносца на востоке Мобёжа», который был напечатан далеко не сразу, в № 4 журнала за 1868 г. Эта статья явилась первой его публикацией на историческую тему. В том же 1868 г. Стромилов издал небольшую работу о Лукиановой пустыни. Описания монастырей, церквей и находящихся в них предметов древности стали излюбленным жанром учёного.

    1860-е гг. были временем реформ. Николай Семёнович активно включился в работу Владимирского земства: собирал статистические данные о крестьянских хозяйствах и писал программы их сбора для Александровского уезда. Тогда образовывалось много научных обществ: в 1864 г. возникло Московское археологическое, в 1886 г. - Русское историческое, повсеместно появлялись учёные архивные комиссии, сельскохозяйственные и научно-технические общества. Николай Семёнович был действительным членом Московского, Юрьевского, Кавказского, Тверского (с января 1869 г.), Рязанского сельскохозяйственных обществ, Русского общества акклиматизации животных, Нижегородской учёной архивной комиссии, Владимирского православного братства Александра Невского, членом-корреспондентом Петербургского собрания земельных хозяйств, Вольного экономического общества (с января 1870 г.), членом комитета Ростовского музея церковных древностей. Он участвовал в работе 2-го (1871), 7-го (1887), 8-го (1890) и 9-го (1893) археологических съездов. Рязанское общество сельского хозяйства избирало его в декабре 1870 г. делегатом на празднование юбилея Московского общества сельского хозяйства и съезд сельских хозяйств, в июне 1871 г. - представителем общества на сельскохозяйственной выставке и на съезде естествоиспытателей в Киеве.

    В 1878 г. Московское общество улучшения пород скота предложило ему участвовать в первой выставке молочного хозяйства и публиковаться в газете «Скотоводство»: Стромилов проводил сельскохозяйственные опыты, в частности скрещивание отечественных и иностранных пород. Он покупал иностранных (голландских, саксонских, дурганских) бычков и коров на ферме Петровской земледельческой и лесной академии в Петровско-Разумовском, у рязанского губернатора Н. Крузенштерна и волостного старосты деревни Павлович Павловичевской волости Кузьмы Тулупова. На выставку телят, организованную Императорским Московским обществом сельского хозяйства (17 мая 1871 г., Москва), он представил бычка Беляка, родившегося января 1871 г. от дурганского быка Джентельмена и русской коровы Мраморной, за что получил премию в размере 25 рублей. Кроме научных обществ, Николай Семёнович участвовал в делах различных организаций и объединений, таких как Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних преступников и беспризорных детей, Общество оказания помощи беднейшим жителям Владимирской губернии; Российское общество покровительства животным, Общество взаимного страхования посевов от градобития, Владимирское благотворительное общество, Общество Красного креста, Общество потребителей города Владимира.

    5 августа 1867 г. последовало сенатское утверждение Николая Семёновича кандидатом в мировые посредники по Александровскому уезду. По постановлению мирового съезда по крестьянским делам, он занял место мирового посредника 2-го участка и состоял в этой должности с 1868 по 1870 г. В награду «по засвидетельствовании начальства об отличном усердии и особых трудах» ему пожалован в 1872 г. орден Святого Станислава 2-й степени, а в августе 1873 г. он получил и высочайше утверждённые знаки 1865-1866 гг. за поземельное устройство крестьян, как «водворённых» на дворцовых и удельных землях, так и государственных. 23 августа 1869 г. избран секретарём Юрьевского общества сельского хозяйства и оставался в этой должности до 1878 г. В «Земледельческой газете» он помещал отчёты о заседаниях и свои первые статьи по сельскому хозяйству. Следил за проводившимися тогда выставками, которым посвятил статьи «Описание выставки сельского хозяйства и промышленности в Киеве в 1871 г.», «Вторая Всероссийская выставка рогатого скота в Москве в 1872 г.». Эта деятельность Стромилова обратила на себя внимание учёного комитета Министерства государственных имуществ, которое избрало его в 1872 г. своим членом-корреспондентом. 25 июня 1875 г. Министерство внутренних дел утвердило его совещательным членом своего ветеринарного комитета. К1869-1876 гг. относится большая часть его работ по сельскому хозяйству.

    С середины 1870-х гг. предметами исследований Стромилова стали почти исключительно церкви и монастыри. В 1884 г. во «Владимирских епархиальных ведомостях», в части неофициальной, опубликована его статья «Преображенская/Богоявленская церковь». Во «Владимирских губернских ведомостях», также в части неофициальной, в 1861 г. появилась статья «Богословский погост Борково», в 1883 г. там же «Покровский мужской монастырь» (был в Александровском уезде), в 1882 г. «Симеоновский монастырь» (близ Александровской Слободы), «Лу-кианова пустынь» опубликована в журнале «Странник» за 1877 г. А первой статьёй по краеведению явилась «Александровская земская школа в селе Бектышеве в память 4-го апреля 1866 г.», опубликованная в 1870 г. в неофициальной части «Владимирских губернских ведомостей».

    Начиная с 1877 г. Стромилов всё свободное время посвящал изучению родного уезда, дело это было чрезвычайно интересное и трудное. При написании статей его прежде всего интересовали место, где находится селение, предания, связанные с ним, его история, храм и находящиеся в нём предметы, современное состояние селения (число душ, дворов, занятия населения). В краеведческих изысканиях Николай Семёнович использовал разнообразные источники и собственные наблюдения, делал копии с церковных летописей, тщательно осматривал интересовавшие его местности и памятники. При написании статьи о Зосимовой пустыни, расположенной у р. Молокчи в районе Сергиева Посада, Стромилов, узнав о том, что плита с могилы основателя пустыни схимонаха Зосимы была в 1822 г. перевезена священником церкви с. Слотино Иаковом Богословским к себе в село, что с неё была стёсана надпись, и что она была положена на могилу супруги священника, учёный отправился исследовать камень на месте.

    Существует его собственное высказывание о краеведении: «Посвятив себя изучению Александровского уезда в отношении историко-археологическом, я счел не лишним (изучить) уезд в его отношении к этнографии источника предполагаемого: найти в преданиях народа какие-нибудь изустные материалы для истории уезда, преимущественно для времени пребывания Грозного в Александровой Слободе, столь бедного источниками» - и он добавил, что «собирание фольклорного материала очень сложно... поскольку наш крестьянин крайне недоверчив и его очень трудно заставить пересказать, например, песню».

    Особенно внимательно Николай Семёнович Стромилов изучал Александрову Слободу. Он посвятил ей много работ, которые в конце жизни намеревался собрать воедино и издать отдельной книгой. Учёный писал об её истории, о г. Александрове, об отдельных лицах, связанных с городом и его монастырём, - царевне Марфе, заключённой Петром I в Успенский девичий монастырь, о самом Петре Великом, проводившем экзерциции на Немецких горах, об Александре I и др. Одна из последних работ - «Александрова Слобода до Грозного» (1884), имевшая подзаголовок «сочинение». Это попытка воссоздания облика Слободы и жизни вокруг неё в начале XVI в., когда здесь жил великий князь Василий III. 17 июля 1875 г. Калязинское уездное собрание (в Калязинском уезде Тверской губернии Стромилову принадлежало 527 десятин . 2309 саженей - 580 гектаров), а в 1877 г. Александровское избрали Николая Семёновича почётным мировым судьёй. 17 ноября 1876 г. за выслугу лет сенатским указом он был произведён в коллежские регистраторы, 24 января 1879 г. - в коллежские секретари. С 15 декабря 1878 г. до января 1895 г. он был членом губернской земской управы, при этом (заведуя страховым отделом) несколько лет был членом от земства в губернском училищном совете, в декабре 1894 г. избран в члены губернской оценочной комиссии.

    В 1893 г., в сентябре, посетил сельскохозяйственную и промышленную выставки в Ярославле, в том же месяце участвовал в праздновании 300-летия обретения иконы Рождества Богородицы в Лукиановой пустыни, заседал в комитете выставки лошадей, съездил в Вильно на 9-й археологический съезд (кроме него, в состав делегации Владимирского статистического комитета входили Н.Г Добрынкин и И.А. Голышев), устраивал обеды для дворян уезда и побывал с владимирским губернатором и его семьёй в Троице-Сергиевой Лавре. Кроме перечисленного, Стромилов был членом Владимирской губернской земской управы, непременным членом владимирского губернского по крестьянским делам присутствия, уездным александровским предводителем дворянства. Самым известными его трудами являются «Володимирщина. Роспись печатного и изданного о Владимирской епархии и губернии» (1884), опубликованное в том же году исследование «Александрова Слобода», «Святой преподобный Стефан, игумен Махрищский» (1890), «Лукианова пустынь» (1894). У Стромилова было единственное по своей полноте собрание книг и статей о Владимирской губернии.

    До 1917 г. труды Стромилова широко печатались, после - не было ни одной публикации. По неизвестной причине он не имел семьи. Его посещала мысль о монашестве (он любил Лукианову пустынь и думал закончить в ней дни). В 1894 г. отмечалось 25-летие литературной деятельности Николая Семёновича. Общество хоругвеносцев г. Александрова поздравило его с юбилеем, избрало своим почётным членом и подарило икону Иверской Богоматери. 7 января 1895 г. он в составе делегации дворян губернии, посланных в Петербург для поздравления Николая II и Александры Феодоровны с бракосочетанием, был лично им представлен. В планах на 1895 г. вычеркнуты карандашом даты намеченных празднований именин и визитов, оставлены лишь церковные праздники и именины А.Н. Красюка (старейшего из дворян Александровского уезда) и А.П. Коробова. Очевидно, учёный отказался от посещений из-за резкого ухудшения здоровья. С осени 1894 г. началось расстройство функции дыхательных органов и в конце концов образовалась чахотка. По настоянию знакомых в сентябре он отправился в Крым, но южный климат уже не помог справиться с болезнью, и 11 октября в 3 часа дня 1895 г. Николай Семёнович умер. Согласно его воле погребён в с. Волохово Александровского уезда, где покоятся его дед и отец.

    Храм закрыт, в 1960-х гг. частично разрушен. Могилы Стромиловых были разорены и долго оставались в запустении. В наше время храм возвращен верующим и восстанавливается.

    В храме совершаются богослужения.

    Реставрированы и часовни над могилами Стромиловых.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос