Староникитская церковь в Туле
Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы
Адрес: г.Тула, ул. Никитская, 6, лит. А.
Староникитской эту церковь стали называть после того, как в Туле появилась еще одна церковь во имя великомученика Никиты.
Староникитскую церковь называли еще и Алексеевской, потому что в ней был также алтарь во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В писцовой книге 1629 года она значится как «церковь Никиты Христова мученика и Алексия митрополита». Иногда к ее наименованию прибавлялись уточнения: «что у Дедиловских ворот» (имеются в виду ворота острога) или «что на посаде». В XVIII веке она называлась церковью великомученика Никиты, «что слывет старою», в отличие от Новоникитской, или Сретенской, церкви на углу улиц Пятницкой (ныне Металлистов) и Посольской (ныне Советская).
К середине XVIII века храм сильно обветшал. Были перестроены трапезная, колокольня и придел Алексия митрополита. В 1758 году купец Иван Фомич Лугинин устроил с правой стороны трапезной еще один придел — во имя священномученика Харлампия. В 1779 году церковь «в стенах, окнах и дверях была поправлена» и освящена в 1789 году.
В 1820 году одноэтажную Староникитскую церковь разобрали до основания и выстроили вновь — уже в два этаже. Нижний храм был освящен в 1821 году, верхний - в 1827-м, во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
В 1850—1851 гг. усердием церковного старосты А.И. Жданова был изготовлен новый главный иконостас во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».
В 1852 году в трапезной на втором этаже по завещанию купца Михаила Ивановича Струкова был выстроен придел во имя Архистратига Михаила.
Колокольню же построили вполне качественно еще в 1755 году. Правда, через сто лет с ее шпиля, главки и креста «от продолжительного времени» исчезла позолота. Прихожане решили возобновить ее, а также позолотить большой купол над основным объемом храма и два малых - над приделами. Все это было сделано в 1863 году тщанием церковного старосты купеческого сына Михаила Михайловича Струкова и «первостатейных прихожан». На колокольне имелось 7 колоколов.
Иконостасы верхнего и нижнего храма были позолочены на деньги того же М. М. Струкова и еще нескольких купцов. Жертвователи потратили на благое дело более пяти тысяч рублей.
Из всех образов церкви наиболее чтимой была икона Божией Матери «Живоносный Источник». По преданию, она висела когда-то на воротах дома купцов Лугининых (потом им владели купцы Плаховы, позже там находилась мужская гимназия; ныне это один из корпусов Тульского государственного педагогического университета). Эта икона прославилась в городе своими чудесами. В начале XIX века она находилась в доме купцов, а впоследствии мещан Ивана и Петра Алексеевичей Лугининых. К образу приходили молиться «посторонние люди». Одно из чудес того времени - исцеление от слепоты купца Якова Ивановича Бабаева. Говорили, что вследствие усердных молитв перед иконой исцелилась от водянки мать Ивана и Петра Агриппина Ивановна Лугинина. Перед смертью она завещала передать чудотворный образ в Староникитскую церковь, что и было сделано в 1818 году. Нередко эту икону целыми днями носили по домам горожан, а в праздники храм не вмещал всех желающих помолиться перед ней. Поэтому, когда церковь была возведена заново и стала двухэтажной, во имя этой иконы Божией Матери «Живоносный Источник» освятили верхний храм.
Образ святого Алексия местное предание относило к глубокой древности. Говорили, что он неизвестно кем прислан из московского Чудова монастыря.
В храме имелся серебряный вызолоченный кувшин, пожертвованный купцами Лугиниными. На нем имелась надпись по-латыни, которая в переводе звучала так: «Добрый Пастырь, Хлеб Истинный, Иисусе Христе, помилуй, упаси нас, защити, сподоби нас видеть блага на земле живых».
Староникитская церковь славилась своей библиотекой. Вот что рассказывал о ней протоиерей Г. Панов в «Тульских епархиальных ведомостях» в 1862 году:
«Староникитская библиотека одна из самых замечательных церковных библиотек Тульской епархии. Едва ли, даже где-нибудь, в приходской церкви можно встретить столько редких рукописей и старопечатных книг, как в Староникитской. Своими библиографическими редкостями библиотека этой церкви более всего обязана просвещенному усердию её духовных пастырей, в особенности же протоиерею Гавриилу Ивановичу Павлову. Он служил при церкви с 1768 до 1802 года. В течение своего 34-летнего служения он собрал у себя довольно значительную домашнюю библиотеку, без сомнения, по любви к чтению книг, и, еще при жизни своей, большую часть их пожертвовал в свою церковь, остальная часть их поступила в церковную библиотеку уже после его смерти. При нем же вошли в состав этой библиотеки многие другие рукописи и книги, отданные в церковь любителями духовного просвещения.
Такое соревнование в пользу Староникитской библиотеки объясняется беспримерным в свое время предположением учредить при церкви открытую для всех библиотеку. Предположение это, по всей вероятности, принадлежит одному из староникитских священников. Осуществилось ли оно в свое время и в каком виде осуществилось, мы не знаем; но памятником его осталась надпись на одной книге, пожертвованной в церковь в 1778 году староникитским священником Иоанном Петровым Зеведеевым».
Эта книга, точнее, рукопись, была, по-видимому, самой древней в фондах Староникитской библиотеки. Она представляла собой Евангелия, «расположенные для церковного употребления, по неделям, начиная с Пасхи, и на каждый день месяца, начиная с сентября». Рукопись выполнена в 1427 году, о чем говорилось в приписке на ее предпоследней странице. На последнем листе рукописи — надпись: «Сию книгу, глаголемое святое Евангелие, подал в открытую всенародно при Тульской Староникитской церкви библиотеку той же церкви Иерей Иоанн Петров сын Зеведеев 1778 г. Мая 1 дня при Губернаторе Матвее Васильевиче.
В 1894 году при храме была открыта церковноприходская школа. Вначале она существовала в доме, купленном за 950 рублей у наследников умершего протоиерея Староникитской церкви Любомудрова. Но дому этому было более ста лет, он грозил обрушиться со дня на день. В 1902 году церковноприходское попечительство приняло решение о постройке для школы нового дома. И за два следующих года двухэтажная школа была построена.
В 1903 году в ночь под храмовый праздник великомученика Никиты в Староникитской церкви случился пожар. Сгорел иконостас верхнего храма и купол. На восстановление требовалось более тысячи рублей. Денег не было ни в церкви, ни у церковноприходского попечительства.
На помощь пришли наиболее активные члены попечительства. Купец В.А. Матвеев пожертвовал все необходимые пиломатериалы со своего лесного склада. Е.Е. Крашенинников нанял за свой счет плотников для устройства купола и позолотчиков креста; для покрытия куполов на церкви и колокольне и окраске их медянкой он предоставил своих кровельщиков. И.А. Аршинов принял на свой счет вставку стекол, разбитых в верхней церкви во время пожара, а также рам на куполе церкви.
Когда же рабочие осмотрели кровли храма и колокольни, выяснилось, что они во многих местах проржавели; нуждались в замене и водосточные трубы. На это требовалось много железа, а купить его было не на что. Ремонт приостановился на полгода. Тогда член попечительства Н.А. Зубарев, человек небогатый и не имевший средств на приобретение железа для пожертвования его храму, с согласия своего хозяина Щелкина отпустил заимообразно в церковь необходимое количество железа.
По храму получили название сразу две тульские улицы, на пересечении которых он стоял. Одна из них, ведущая к Упе, называлась Никитской, другая, идущая к юго-восточной окраине города, — Староникитской.
Оба эти названия есть на плане Тулы 1891 года (позже на дореволюционных картах и в документах Старони-китская улица называлась иногда Никитской — была такая вот путаница). В1923 году Никитскую улицу переименовали в переулок Свердлова, а Староникитскую — в улицу Свердлова. В начале 1990-х годов обеим улицам были возвращены их исторические названия.
Храм был закрыт по постановлению президиума Мособлисполкома от 16 февраля 1930 года. Первоначально предполагалось использовать его здание под школу: внутри можно было разместить до восьми классных комнат, «т.е. организовать новую школьную единицу». Однако бывший храм почти сразу же после закрытия был передан создаваемому в то время и нуждавшемуся в площадях Тульскому механическому институту (впоследствии - Тульский политехнический институт, ныне Тульский государственный университет) для размещения лабораторий и учебно-производственных мастерских. Эти лаборатории находились в здании бывшей церкви почти 65 лет.
Позже появились и другие арендаторы, например, подразделение Института физики Земли, занимавшееся поверкой измерительных приборов для подводных лодок.
В 1991 году здание храма было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.
В сентябре 1994 года в газете «Молодой коммунар» была опубликована «победная» статья А. Юрьева под названием «Итог десятилетней борьбы», в которой говорилось о выдворении из здания бывшего Староникитского храма и Института физики Земли, и политеховских лабораторий. В освободившихся помещениях разместился муниципальный театр-студия «У Толстовской заставы». В будущем, по сообщению «Молодого коммунара», здесь же предполагалось открыть выставочный зал, при котором действовала бы школа иконописи. Победа оказалась пирровой: новым арендаторам не удалось сохранить бывший храм до лучших времен.
Иконописную школу так и не создали. В 1995 году рухнуло красивейшее чугунное крыльцо при входе в храм. А в 1998 году в помещении театра произошел сильный пожар. Были разрушены перекрытия и кровля здания. Ремонт бывшей церкви после пожара не проводился. Сегодня здание не используется, а время продолжает свою неумолимую работу по его разрушению.
Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы.
митрополитов Московских при Тульском уездном духовном училище
при Епархиальном женском училище
при мужской классической гимназии, г. Тула
в приюте-богадельне Л.И.Трухиной
при Дворянском пансион-приюте
царицы Александры при Николаевском детском приюте
при Кузовлевской богадельне
Михайловском детском приюте
кадетском корпусе (позже — при губернской земской больнице)
школе Щегловского монастыря