Храмы Тульской области

Город Тула

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Тульской области
  • Храм во имя Рождества Христова (Николо-Зарецкий)

    Адрес: г. Тула, Оружейный пер., д.12.
    Телефон: (4872) 34-57-40.

    Храм во имя Рождества Христова (Николо-Зарецкий), г. Тула.

    Кузнецкая слобода возникла в 1595 году, когда по указу царя Феодора Иоанновича тридцати кузнецам, изготавливавшим оружие и называвшимися самопальниками, была дарована земля за рекой Упой.

    В 1625 году, согласно писцовой книге, в Кузнецкой (Оружейной, Казенной) слободе имелись две деревянные церкви — летняя Никольская и зимняя, теплая во имя Рождества Христова.

    В числе прихожан этих церквей был знаменитый род Демидовых.

    По преданию, которое приводит П.И. Малицкий, в одной из деревянных церквей имелся придел во имя святого апостола Андрея Первозванного. Устройство этого придела предание связывает со случаем из семейной жизни Никиты Демидова, говорит, что он устроен «на костях» его дочери. Как сказано в предании, у Демидова были разные тайные подвалы и ходы; его дочь однажды из любопытства отперла один из подвалов, чем вызвала гнев отца. Он так сильно ударил ее ключами, что она оттого умерла. Трагедия случилась в день памяти Андрея Первозванного, потому кающийся отец и устроил придел во имя этого апостола.

    Каменный двухэтажный храм возводился с 1729 (или 1730) по 1735 гг. на средства Акинфия Никитича Демидова, сына основателя легендарной династии. В нижнем, теплом этаже находились престолы во имя святителя Николая Чудотворца (освящен в 1730 году) и апостола Андрея Первозванного (освящен в 1734 году), в верхнем, не отапливаемом - в честь Рождества Христова (освящен в 1735 году). К началу XX в. в храме появился еще один придел, посвященный святому Тихону, Калужскому чудотворцу.

    По основным алтарям церковь именовали то Никольской, то Христорождественской, «что за Упою рекою» или «что в Казенной слободе». В конце XIX — начале XX века ее официальное название - Христорождественская, что на Оружейной стороне. В народе же храм называли Николо-Зарецким, а также Николой Богатым. Историк Н.Ф. Андреев в середине XIX в. приводил две версии, объяснявшие последнее название — из-за состоятельных Демидовых, живших неподалеку от церкви, либо из-за ее великолепного убранства. Он же так оценивал ее: «Бесспорно, что одна из лучших, красивейших в архитектурном отношении церквей - это Рождество Христово,- что на Оружейной стороне». В советской краеведческой литературе 1920 — начала 1930 гг. храм именуется Николой Казенным — видимо, по наименованию Казенной слободы, в которой он находился. В одном из документов 1930 года об использовании храма после закрытия он назван Николой Зелёным - по цвету фасадов.

    В справочнике «Вся Тула и Тульская губерния» (1925 г.) в разделе «Тульские здания как исторические памятники» архитектура церкви относится к «стилю старого Петербурга».

    Изначально церковь строилась по обычному плану: по линии восток-запад располагались алтарь, основной объем, трапезная, колокольня. Но 3 октября 1730 года только что построенная колокольня, вероятно, находившаяся над демидовской усыпальницей, обрушилась. При этом пятнадцать человек погибли, девять получили увечья. Потому-то колокольню и возвели отдельно, на другой стороне Никольского (ныне Оружейного) переулка.

    Ни своими формами, ни декором демидовский храм не напоминает старинные тульские церкви. Это прямоугольное, в плане сильно удлиненное двухэтажное здание с повышенной средней частью. По архитектурной композиции, имеющей скорее дворцовый, чем культовый характер, а также по своему декоративному убранству церковь относится к петербургскому барокко конца XVII — начала XVIII вв.

    Четырехгранный изогнутый купол заканчивается нарядным фонарем с живописной главкой. Интересно, что эта главка, по форме напоминающая вазу, похожа на завершение барочной звонницы Троице-Сергиевой лавры, построенной по проекту архитектора Ухтомского незадолго до Николо-Зарецкого храма.

    Колокольня, имевшая когда-то часы-куранты, отличается по стилю от храма. Как указывалось в путеводителях по Туле, изданных в советский период, она сохранила типичную для ярославских и суздальских звонниц XVII столетия схему высокого столпообразного восьмерика на четверике основания. Отклонением от традиционной схемы авторы путеводителей считали завершение колокольни ступенчато убывающими восьмериками вместо привычного шатра.

    Возможно, не совсем верно считать такое завершение «отклонением от традиционной схемы». Даже в самом Ярославле именно ярусные колокольни в конце XVII - в начале XVIII вв. приходят на смену шатровым — вследствие влияния популярного тогда, сложившегося в Москве стиля «нарышкинского барокко». Так что это не отклонение, а, скорее, тенденция тогдашнего времени. Эти высокие, стройные колокольни состояли из водруженных друг на друга восьмериков, последовательно уменьшающихся в размерах.

    Но, возможно, не ярославские колокольни стали прототипами тульской. На мой взгляд, гораздо ближе наша звонница к иному сооружению.

    Именно такое архитектурное решение - четверик и ступенчато убывающие восьмерики - имеет знаменитая Невьянская башня, построенная Акинфием Демидовым в уральском городе в период 1721-1725 гг. Правда, в Невьянской башне иные пропорции этих частей: четверик более высокий. Можно предположить, что Невьянскую башню и колокольню тульского Николо-Зарецкого храма проектировал один и тот же архитектор, поскольку заказчик у обеих построек был единый.

    В XIX веке на звоннице было 13 колоколов, самый большой из которых весил более четырех тонн. Колокольню и второй этаж храма соединяла металлическая галерея с ажурной решеткой, существовавшая до 1779 года.

    В 1770-1780-х годах здание подвергалось ремонту и перестройкам. 2 мая 1779 года в Заречье случился большой пожар. Пострадала и Николо-Зарецкая церковь, более всего - ее кровля и верхний храм; не уцелела и галерея.

    Огонь нанес ущерб практически всем прихожанам церкви, поэтому восстановление ее растянулось на несколько лет. К 1803 году вся церковь с папертью была расписана.

    Помимо Демидовых в числе благотворителей Николо-Зарецкого храма были и представители других известных тульских родов. В частности, Андрей и Иван Родионовичи Баташевы принимали самое живое участие в изыскании средств для восстановления церкви после пожара. Свои вклады в храм делали оружейники Лялины, Коротковы, купцы Зверев, Белоусов и другие.

    В 1862 году в верхнем храме был устроен новый иконостас взамен прежнего, пришедшего в ветхость. 2300 рублей для этого пожертвовал настоятель храма протоиерей Иоанн Мясновский.

    В 1914 году вдоль улицы Демидовской и Никольского переулка, ограничивавших церковный участок с запада и юга, появилась кованая ограда на белокаменном цоколе.

    При храме имелся приют, в котором в начале XX в. проживали четыре пожилые женщины. Богадельня при Николо-Зарецкой церкви упоминалась еще в 1782 году.

    Церковноприходская школа действовала при храме с 1894 года.

    Председатель Тульского отдела Общества сохранения памятников искусства и старины в России граф Ю. Алсуфьев в 1914 году так оценивал Николо-Зарецкую церковь:

    «Она выстроена под влиянием западного стиля 17-го века, причем детали колокольни (оконные наличники), несомненно, стоят в близкой преемственной связи с русским барокко конца 17-го века. Если зайти с северной стороны храма, где не режет глаз назойливый навес над подъездом южной стороны, вас поразит стройное благородство линий общей обработки фасада. Как изящны эти легкие гирлянды над окнами и декоративные пилястры, как хороша кованая решетка двери-окна второго этажа!

    Весьма удачна и окраска церкви - зеленое с белым.

    Великолепны два бронзовых паникадила в верхней церкви».

    По храму получил свое название Никольский переулок, в 1924 году переименованный в Оружейный.

    Приведем очерк, опубликованный в 1880 году в «Русском филологическом вестнике», имеющий отношение к Николо-Зарецкой церкви. Этот рассказ был перепечатан «Тульскими епархиальными ведомостями».

    Итак:

    «Рассказ тульских оружейников и мещан о волшебнике Демиде.

    Жил-был в Туле один мещанин по имени Демид. Он любил охотиться за птицами.

    Но сначала он терпел одни только неудачи.

    Вот однажды, когда он жаловался на свою судьбу, ему является в поле один старый-престарый человек и говорит: «Демид, что ты так запечалился, загорюнился? Не печалься на свою судьбину. Исполни то, что я тебе предложу, — отдай мне свою душу, и у тебя будет много богатства и во всём успех». Демид послушался и отдал ему свою душу.

    С этих пор у него завязалась самая крепкая дружба-любовь с нечистой силою, которая научила его многим чародействам, навозила ему так много золота, что целый двор был засыпан и полон этим добром. При всем том он был так щедр и милостив, что всех и каждого наделял золотом.

    Вот однажды к нему приехал мужик попросить денег. Демид велел ему въехать во двор и сказал: «Бери, сколько хочешь, — сколько можешь насыпать на свою телегу». Мужик обрадовался такой доброте Демида и насыпал себе золота целую телегу. Но когда мужик стал погонять лошадь, то она не сдвинула телеги с места. Рассердившись, он начал бить ее палкой. От ударов палки и непосильной тяжести лошадь растянулась и околела. Мужик тогда бросился бежать. Демид велел его нацугнать (выражение тульских мещан, значит — догнать). Мужика догнали и привели к Демиду, который велел его жестоко наказать за жадность и убийство лошади.

    При конце жизни Демид построил Никольскую церковь (около Демидовской улицы) и решился построить золотую церковь, если Бог простит грехи, но Бог не простил, и ему не пришлось выстроить золотую церковь.

    После смерти его положили в большой чугунный гроб и повесили его на цепях в огромной подземной пещере под выстроенной им Никольской церковью. Этот гроб висит там и доселе.

    После смерти его некоторые будто бы отыскали подземный ход от его дома в том месте, где теперь находится Демидовская улица, хотели было туда проникнуть, но никак не могли: дул до того сильный и пронзительный ветер, что даже невозможно было стоять на ногах. Хотели было пройти туда с крестным ходом. Но и тут та же неудача. Явилось множество духов, которые совсем не допустили до этой пещеры и строго охраняли доступ в это таинственное, мрачное и чудесное место.

    Это предание о Демиде, вероятно, составилось по поводу богатства известных Демидовых.

    Христорождественская церковь в Туле, которая прежде была освящена во имя Николая Чудотворца, и теперь иногда по-старинному называется Николой Богатым. Такое название, как рассказывают, она получила оттого, что близ этой церкви жили Демидовы, которые славились своим богатством и были прихожанами этой церкви».

    Вот такое причудливое соединение действительных фактов и вымысла в городском фольклоре.

    Впервые решение о закрытии церкви тульские власти приняли в 1930 году. Здание предполагали передать Осоавиахиму - под организацию Дома химобо-роны. Но верующие обратились во ВЦИК, и президиум этой верховной инстанции отменил решение о закрытии храма.

    Николо-Зарецкую церковь закрыли после вторичного решения, 13 августа 1934 года. На дверь навесили замок и оставили здание без охраны. Вскоре замок был сорван, в течение двух дней шло открытое разграбление храма, остановленное только благодаря запоздалому вмешательству милиции.

    В церкви в разное время располагались: «Заготзерно», использовавшее это здание под зернохранилище; учебный центр Автодора; жилищные службы Зареченского района; склад базы снабжения Тульского треста столовых. Часть храма (усыпальницу Демидовых) отдали под жильё. Две семьи проживали и в нижнем ярусе колокольни.

    Естественно, арендаторы, особенно первый, вносили свою лепту в надругательство над церковью: были уничтожены иконостас верхнего храма, купол и великолепный наружный декор, закрашена настенная живопись, повреждены люстры (паникадила) работы невьянских мастеров, разбито надгробие Никиты Демидова...

    И это при том, что Николо-Зарецкий храм как бы охранялся государством. В 1924 году он был внесен в список церквей и монастырей Тульской губернии, состоящих на учете отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса). В этом списке был один собор, 18 церквей и одна часовня нашего города. К 1935 году в числе подлежащих госохране архитектурных памятников по Туле остались лишь собор и три церкви. В числе этих трех был и Николо-Зарецкий храм.

    Комплекс Николо-Зарецкой церкви является памятником истории и культуры федерального значения. Он поставлен на госохрану в 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР.

    В 1978 году в преддверии Олимпиады-80 началась «реставрация» церкви — при отсутствии проектно-технической документации. В ходе работ наружные поверхности стен лишились остатков лепного декора.

    В начале 1980-х специалисты московского института «Спецпроектреставрация» приступили к разработке проекта восстановления памятника, обследовали состояние стенописи. Но проект так и остался незавершенным.

    В 1995 году был разработан проект реставрации Николо-Зарецкой церкви. Над ним работали тульский архитектор В. Клименко, владимирский архитектор В. Фомин, инженеры и ученые Тульского государственного университета, а также специалисты из Суздаля. Первоначальные чертежи и проект храма не сохранились, поэтому разработчики проекта реставрации использовали старинные фотографии и материалы, имевшиеся в Государственном архиве Тульской области.

    В 1996 году храм наспех отреставрировали. Торопились закончить работы к празднованию 850-летия первого упоминания Тулы в летописи и 340-летия со дня рождения Никиты Демидова.

    Результаты этой спешки и недостаточного финансирования (обещали немалые средства из федерального бюджета, но так и не дали) проявились уже через год-два: со стен начала осыпаться штукатурка, цоколь местами обвалился, с крыши при сильном ветре слетали листы кровельного железа.

    По оценке заслуженного архитектора РФ В.В. Куликова, в местах примыкания нового объема (восстановленного купола) к имевшимся стенам кровля не была заделана, со всеми вытекающими последствиями. Пластиковые рамы прибили металлическими костылями к оконным проемам внахлест, и часть из них вскоре была утрачена.

    Ограду церкви так и не достроили.

    В 1999 году, под праздник Рождества Христова, храм был передан Тульской епархии. Кровлю его починили на средства прихожан и благотворителей, но устранить до конца недочеты поспешной реставрации не удалось.

    29 марта 2004 года на звонницу Николо-Зарецкой церкви подняли семь колоколов, изготовленных в Воронеже по технологии древнерусских мастеров. Колокола стоимостью около 10 тысяч долларов передал в дар храму генеральный директор «Туларегионгаза» Сергей Очаков.

    Нижний храм отреставрирован. В нем три алтаря. В 2006 году освящен алтарь во имя апостола Андрея Первозванного, в 2007-м — алтарь во имя святых царственных страстотерпцев Николая, Александры, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и Алексия, в 2008-м — главный алтарь во имя святителя Николая Чудотворца. Ведутся работы по благоустройству двух колонн - у подножия их будут установлены напольные восьмигранные киоты.

    Не забывают родовой храм потомки Демидовых. Финансовую помощь оказывает Михаил Александрович Демидов, моральную, духовную поддержку - Нина Григорьевна Демидова.

    При храме действуют воскресная школа и библиотека. По воскресеньям проводятся духовные беседы со взрослыми.

    Настоятель храма протоиерей Виктор Матвеев возглавляет отдел Тульской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Поэтому храм окормляет воинские подразделения, дислоцирующиеся в Туле. В войсковой части внутренних войск в поселке Комарки создан храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца, а в Центре профессиональной подготовки УВД по Тульской области - часовня в честь святого православного воина Федора Ушакова.

    В Николо-Зарецкой церкви, в западной части, находится родовой некрополь Демидовых. В подвале расположен склеп-усыпальница, над ним - часовня.

    Сам Никита Демидов был погребен на кладбище, существовавшем при деревянной церкви (оно находилось севернее нынешнего храма). Могила его утеряна еще в XIX веке. Надгробный памятник Никиты Демидова - саркофаг из меди с бронзовыми украшениями — установили в первой половине XIX столетия в часовне. Захоронения в склепе в советское время не однажды вскрывали, надгробия с эпитафиями были утрачены.

    В демидовском склепе, как установили исследователи в начале 1990-х годов, имелось до 20 погребений, в том числе детские. По архивным данным можно назвать точно лишь четыре имени похороненных здесь: Акинфий Никитич Демидов, его вторая жена Евфимия (урожденная Палыдова), Григорий Акинфиевич Демидов и его жена Анастасия (урожденная Сурмищева).

    В западной части часовни были еще два захоронения, обследованные в начале 1990-х годов Тульской археологической экспедицией: заводчика Мосолова и неизвестного священнослужителя.

    Предметы, найденные при этих исследованиях, а также при расчистке храма от мусора, хранятся в фондах объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» («ТОИАЛМ»). В их числе — нательные кресты, женские украшения, фрагменты гробниц (например, ручки), монеты разных лет. Интересна подвеска от невьянского паникадила - на ней сохранился вензель Акинфия Демидова.

    На месте кладбища, ставшего последним приютом для большинства казенных кузнецов, живших в Оружейной слободе, установлен памятный знак в виде креста. Кладбище это действовало до начала 1770-х годов.

    В 1996 году был открыт историко-мемориальный музей «Некрополь Демидовых» — филиал объединения «ТОИАЛМ». Он расположен в одноэтажном бывшем жилом доме, построенном в конце 1920-х годов на территории церковного сада.

    Музей включает в себя вводный зал с экспозицией «Демидовы и Тульский край» и внутрицерковную родовую усыпальницу Демидовых в Николо-Зарецком храме. Это единственное сохранившееся в России внутрицерковное захоронение представителей первых поколений Демидовых.

    Храмы города Тулы

  • Свято-Успенский кафедральный собор, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Храм Николая Чудотворца («Никола на площади»), г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Преображенская церковь, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Всехсвятский кафедральный собор, г. Тула
  • Свято-Успенский собор в Тульском кремле
  • Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Тула
  • Храм во имя Двенадцати святых Апостолов, г. Тула
  • Храм во имя Святой Живоначальной Троицы при Тульской духовной семинарии
  • Храм во имя Воскресения Христова на Тульском оружейном заводе
  • Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, г. Тула
  • Свято-Покровский храм в поселке Южный, г. Тула
  • Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Храм во имя св. мч. Флора и Лавра (Боголюбской иконы Божией Матери), г. Тула
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Ржавце (Николы на Ржавце), г. Тула
  • Храм во имя пророка Илии, г. Тула
  • Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Серафима Саровского, г. Тула
  • Храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, г. Тула
  • Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, г. Тула
  • Храм во имя иконы Божией Матери «Державная», г. Тула
  • Свято-Казанский храм в Мяснове, г. Тула
  • Храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Сергия Радонежского, г. Тула
  • Храм во имя Нерукотворного образа Спасителя, г. Тула
  • Храм во имя Вознесения Господня, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Христова (Николо-Зарецкий), г. Тула
  • Свято-Знаменский храм, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Пречистенский), г. Тула
  • Храм во имя Димитрия Солунского, г. Тула
  • Храм во имя Донской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Свято-Покровский храм (храм во имя Феодосия Черниговского), г. Тула
  • Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Целительница»
    при Тульской областной больнице
  • Домовый храм во имя святителя Луки при детской областной больнице, г. Тула
  • Храм во имя святителя Иоанна Златоуста, г. Тула
  • Богородичный Щегловский мужской монастырь
  • Богородице-Рождественский женский монастырь

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос