Покровская церковь в Туле

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Тульской области
  • Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы

    Адрес: г.Тула, Черниковский пер., 2-а, лит. А.

    Покровская церковь, г.Тула.

    Приход этой церкви, по предположению П.И. Малицкого, возник еще в XVI веке при церкви во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Он пишет: «На эту церковь имеется указание в грамоте царя Алексея Михайловича; из нее же видно, что церковь эта существовала еще в 1567 г.».

    В писцовой книге 1625 года говорится: «За торгом церковь древяна клецки, во имя великия мученицы Христовы Парасковеи, нарицаемыя Пятницы. А в церкви образ в киоте местной, великия Христовы мученицы Парасковеи, нарицаемыя Пятницы, облажен сребром басенным, позолочен, гривны серебреныя позалочены, у гривен шесть золотых угорских, перед образом свеча поставная в два пуда, двери царские с сенью на золоте, по другую сторону царских дверей образ местной Пресвятыя Богородицы одигитрия на золоте, деисуисы на празелени, пред ними паникодило медное невелико. <...> Другая церковь древянная, на подклете, теплая, во имя Покрова Прес. Богородицы. В церкви местной образ Покрова Прес. Богородицы на празелени, в северских дверях притвор благоразумный разбойник, деисусы, праздники и пророки на празелени. Да придел чудотворца Николы, облажен серебром басенным, позолочен, двери царские на празелени...»

    Некоторые слова в этой цитате необходимо пояснить.

    Гривна — в одном из значений — медальон, образок, ладанка, подвеска у иконы.

    Празелень - иссиня-зеленоватая, земляная краска.

    Деисус — три иконы: Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи, ставимые, по обычаю, вместе.

    Одигитрия (в переводе с греческого - «путеводительница») — один из основных типов иконографии Божией Матери. Характерная особенность - положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа. Этот жест говорит о том, что путь истинный есть путь ко Христу.

    Праздники — иконы, сюжеты которых представляют собой важнейшие православные праздники.

    Басенное (басемное) — тонкое, листовое.

    Вернемся опять к П.И. Малицкому: «Из писцовых книг 1625 года видно, что в приходе, кроме деревянной Пятницкой церкви, существовала еще такая же строением деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотоворца».

    В писцовой книге 1685 года вместо двух деревянных церквей значится одна каменная «о трех верхах» с двумя приделами, построенная в 1650 году на месте деревянной церкви Параскевы Пятницы. «О трех верхах» - значит, церковь была трехшатровой. Такие церкви строили в дониконовский период, в первой половине XVII века (пример трехшатровой церкви в Туле - церковь Похвалы Богородицы Иоанно-Предтечева монастыря; ее фото имеется в соответствующей главе). Храм был построен «вкладными деньгами думного дьяка Михаила Данилова, да той же церкви попов Кирьяка Никифорова, да Леонтия Трифонова и вкладчиков и приходских людей деньгами».

    Главный престол этой церкви - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, приделы Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы, над папертью - колокольня. Вокруг церкви находилось кладбище. На Никольскую улицу выходили святые ворота, рядом с ними стояла часовня с образом Покрова Богородицы и другими иконами. Древняя Никольская улица шла несколько ближе к Покровской церкви, чем более поздняя, конца XVIII -начала XIX века. Впоследствии Никольскую улицу переименовали в Пятницкую (ныне ул. Металлистов).

    По духовным книгам 1740-х годов при Покровском храме значилась богадельня.

    Церковь простояла без изменений 117 лет, а потом подверглась фундаментальной перестройке, после которой от прежнего здания ничего не осталось. Перестройка была вызвана несколькими причинами: во-первых, трапезная и приделы стали тесны для прихожан и обветшали, а во-вторых, в 1768 году средний шатер был разбит молнией; при этом повредились своды храма. Работы по разборке старого храма и возведению нового длились более двадцати лет. Немалые средства на строительство выделил церковный староста, купец I гильдии Гордей Иванович Черников, умерший в 1775 году.

    Новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца и колокольней освятили 28 сентября 1790 года.

    Все иконы в иконостасе храма были написаны купцом Григорием Ивановичем Белоусовым. Для двух из них — Господа Вседержителя и Божией Матери — иждивением купца Артемия Лукьяновича Сиднева в 1806 году изготовили серебряные оклады весом более 27 фунтов. Серебряный позолоченный оклад для иконы Покрова Пресвятой Богородицы был изготовлен на средства купца Ивана Ивановича Савищева. Он же пожертвовал в храм Евангелие в серебряном окладе и серебряный напрестольный крест. Оловянные сосуды прежней церкви были заменены серебряными.

    Опустошительный пожар, случившийся в Туле в июне 1834 года, не пощадил Покровскую церковь.

    Только имущественный ущерб ее составил более 55 тысяч рублей ассигнациями. Из белоусовских икон уцелело всего четыре, в том числе и те, что названы выше. Сохранились и некоторые древние святыни церкви, например, напрестольное Евангелие, пожалованное в храм царем Алексеем Михайловичем, и образ древнего письма великомученицы Параскевы, по преданию тоже являвшийся приношением Алексея Михайловича.

    Тульский губернатор генерал-майор Е.А. Зуров предложил горожанам «отстроить и украсить» Покровскую церковь. Собранной по подписке суммы хватило только на устройство главного иконостаса. В июле 1835 года отставной коллежский регистратор, временный московский купец П.З. Миронов подрядился сделать за 3500 рублей для Покровской церкви иконостас по плану архитектора Зябрева. В октябре того же года московский цеховой иконного дела художник, тульский мещанин А.К. Марахов подрядился за 1293 рубля написать 24 образа в этот иконостас «самою высокою работою, прочными красками и в лучшем виде, сколько возможно ближе к греческому письму».

    Восстановленная церковь была освящена в 1838 году. Тогда же водрузили на колокольню новый большой колокол вместо разбившегося при падении во время пожара.

    Приделы великомученицы Параскевы (устроен вчерне и освящен уже в сентябре 1834 г.) и Николая Чудотворца (освящен в 1847 г.) восстанавливались на средства самой церкви (частично их составляло серебро, добытое путем промывки пепла после пожара) и на приношения отдельных лиц (деньги и предметы церковной утвари).

    Покровская церковь имела незначительные, но постоянные источники доходов.

    В древние времена это были мельница и руга (деньги, предназначенные на жалованье причту). На речке Тулице «против города» находилась мельница. С середины XVI до начала XVIII века половина ее принадлежала Покровской церкви, половина — Предтечеву монастырю. Писцовая книга 1685 года свидетельствует: «Да им же [Покровским попам] великих государей жалованье дают на Туле с таможенного сбору ружных денег за воск, на хлеб, на просвиры... А та дача учинена им по указу блаженной памяти великого государя царя Алексея Михайловича».

    В середине XIX века постоянный доход церкви и священнослужителям доставляли земля, лавки и билеты вечных вкладов. За Покровской церковью значилось шесть лавок, выстроенных в 1808 году и выходящих на Пятницкую улицу (остатки их фасадов дошли до наших дней).

    1 сентября 1860 года были учреждены две открытые церковные библиотеки - при Троицкой и при Покровской церквях. До них имелась лишь одна церковная библиотека — при Староникитском храме. Правила пользования библиотеками были одинаковы.

    Годовая плата за чтение составляла с лиц духовного звания - 1 рубль 50 копеек, со светских - 2 рубля серебром. Каждый читатель мог увеличить эту плату в качестве пожертвования, и соразмерно увеличению платы ему предоставлялись «преимущества в очереди получения новых книжек журналов». Вместо денежной платы принимали книги, но по сниженной цене.

    Подписчику (так в те времена назывались читатели-абоненты) под расписку выдавался годовой билет, в котором он расписывался за получение издания. По этому документу и ему, и посланному от него человеку выдавались книги без всяких иных удостоверений личности.

    Сроки, на которые выдавались издания, были следующими: «а) книжки журналов текущего года, поступающие в первые, вторые и третьи руки, не более, как на одну неделю; б) те же книги, поступающие в четвертые руки и далее, не более, как на две недели; в) книги и журналы прошлых годов - на четыре недели».

    Открытые церковные библиотеки работали с 10 часов утра до 5 вечера.

    Тульские храмы отмечали свои юбилеи. Так, по сообщению «Тульских епархиальных ведомостей», к 100-летию Покровской церкви (к сентябрю 1890 года) церковный староста Павел Бреев и другие благотворители «привели церковь в приличный вид и внутри, и снаружи».

    С 1896 года при храме действовала церковноприходская школа.

    21 сентября 1914 года был освящен лазарет при Покровской церкви - первый церковный лазарет в Туле. Прихожане по подписке обязывались вносить на его содержание определенную сумму денег. Архиепископ Тульский и Белевский Парфений разрешил отдать под лазарет помещение церковноприходской школы, а учащихся перевести в соседнюю просторную школу при Казанской церкви.

    При храме имелась часовня — самая древняя в Туле, упоминавшаяся в 1685 году: «От погосту на Никольскую улицу святые ворота рубленые с кровлею, ветхи; на воротах деисус; подле тех ворот часовня, а ней образ Покрова Пресвятыя Богородицы и иных святых писаны на красках».

    В 1748 году часовня сгорела, и, вероятно, вместо нее поставлена была «у алтарной стены малая каменная кивота с образом Спасителя». К началу 1760-х годов «кивота» обветшала, и в 1766 году на ее месте стояла каменная часовня.

    В 1808 году к епископу Тульскому и Белевскому Амвросию обратились священник Никифор Ильин и церковный староста тульский купец Феодосии Киреев с прошением: с согласия прихожан на церковные деньги построить при Покровской церкви ограду вдоль Никольской улицы, состоящую из ворот, трех башенок с внутренними палатками, караулки и часовни, которая прежде выходила на улицу, а теперь отдалена от нее.

    Проект был воплощен в жизнь. О палатках (лавках) рассказано немного выше. Что же касается часовни, то из-за ежегодного перемащивания улицы и тротуара пол часовни так понизился, что во время сильных дождей в нее затекала вода.

    В 1878 году часовня была перестроена по новому проекту, составленному губернским архитектором Бетюцким. Деньги на строительство дал церковный староста купец Артемов, жертвовали средства и торговцы с Пятницкой улицы и близлежащего толкучего рынка. В1879 году в часовне был устроен ясеневый иконостас, полированный, в два яруса, с колоннами и резьбой. Переулок, в котором стоял храм, назывался Покровским. Таковым он пока еще значился в справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году. На плане города 1931 года этот переулок называется уже Союзным.

    Первая кампания по закрытию Покровской церкви была организована в конце 1929 года, когда готовилась ликвидация более десяти тульских храмов. Рабочие частных металлопредприятий г. Тулы, самоварной фабрики им. Ленина, самоварной фабрики им. Турчанинова ходатайствовали перед горсоветом о передаче храма клубу «Металлист», находившемуся неподалеку. Тогда городская власть почему-то не прислушалась к «просьбам трудящихся». Храм действовал еще более двух лет.

    26 апреля 1932 года секретариат президиума Тульского городского Совета принял решение о закрытии церкви Покрова. Решение мотивировалось острой нуждой в помещениях под учебные пункты школ и курсов Осоавиахима. О закрытии храма и использовании подобным образом ходатайствовало «рабочее население завода № 1, 10 и мелкой промышленности города». Группе верующих предлагалось перейти в церковь Благовещения, «находящуюся в 80 метрах». 14 сентября того же года президиум Мособлисполкома утвердил это решение. Однако верующие подали жалобу во ВЦИК. Вышестоящая инстанция осталась глуха к просьбам людей и 2 марта 1933 утвердила решение президиума Мособлисполкома. Церковь тут же была закрыта.

    В 1961 году в бывшем храме находилось предприятие «Красный мебельщик».

    Комплекс построек Покровской церкви (здания храма, часовни, торговых лавок) является памятником истории и культуры федерального значения. Он поставлен на госохрану в 1995 году согласно Указу Президента РФ.

    Долгое время здание Покровской церкви не использовалось и находилось в запущенном состоянии.

    4 июня 2009 года храм был передан Тульской епархии, в этот же день настоятелем храма назначен протоиерей Лев Павлович Махно. Уже 10 июня начались работы по восстановлению храма.

    В течение лета территория, прилегающая к храму, была очищена от растительных зарослей. Вывезены кучи мусора, десятилетиями копившиеся вокруг и внутри здания. Окна бывшего храма в советское время были заложены кирпичами; теперь кладка разобрана, ведется остекление окон, на них установлены решетки. Сделаны металлические двери. Проводится реставрация часовни. К празднику Покрова Пресвятой Богородицы часовню увенчала небольшая главка.

    Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы.

  • Богоявленский собор, г. Тула
  • Покровская церковь, г. Тула
  • Владимирская церковь (церковь Николы за Валом), г. Тула
  • Староникитская церковь, г. Тула
  • Церковь во имя Покрова Божией Матери на подворье Щегловского монастыря
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рудакове, г. Тула
  • Церковь Успения в Павшине, г. Тула
  • Владимирская (Георгиевская) церковь, что на Ржавце, г. Тула
  • Петропавловская церковь, г. Тула
  • Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Церковь Георгия на Хопре (Святодуховская), г. Тула
  • Церковь Рождества Христова в Чулкове, г. Тула
  • Домовая церковь во имя Трех святителей — Петра, Алексия и Ионы,
    митрополитов Московских при Тульском уездном духовном училище
  • Домовая церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы
    при Епархиальном женском училище
  • Домовая церковь во имя Александра Невского
    при мужской классической гимназии, г. Тула
  • Церковь во имя Димитрия Солунского при богадельне купца Петрова
  • Домовая церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери
    в приюте-богадельне Л.И.Трухиной
  • Домовая церковь во имя святителя и чудотворца Николая
    при Дворянском пансион-приюте
  • Домовая Покровская церковь при тюремном замке
  • Домовая Сионская церковь при епархиальном свечном заводе, г. Тула
  • Домовая церковь во имя святителя и чудотворца Николая и мученицы
    царицы Александры при Николаевском детском приюте
  • Домовая церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери
    при Кузовлевской богадельне
  • Домовая церковь во имя архангела Михаила при мещанском
    Михайловском детском приюте
  • Домовая Александро-Невская церковь при Тульском Александровском
    кадетском корпусе (позже — при губернской земской больнице)
  • Домовая церковь во имя святой мученицы Раисы при церковноприходской
    школе Щегловского монастыря
  • Предтечев монастырь (впоследствии - Архиерейское подворье)

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос