Покровская церковь в Туле
Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы
Адрес: г.Тула, Черниковский пер., 2-а, лит. А.Приход этой церкви, по предположению П.И. Малицкого, возник еще в XVI веке при церкви во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Он пишет: «На эту церковь имеется указание в грамоте царя Алексея Михайловича; из нее же видно, что церковь эта существовала еще в 1567 г.».
В писцовой книге 1625 года говорится: «За торгом церковь древяна клецки, во имя великия мученицы Христовы Парасковеи, нарицаемыя Пятницы. А в церкви образ в киоте местной, великия Христовы мученицы Парасковеи, нарицаемыя Пятницы, облажен сребром басенным, позолочен, гривны серебреныя позалочены, у гривен шесть золотых угорских, перед образом свеча поставная в два пуда, двери царские с сенью на золоте, по другую сторону царских дверей образ местной Пресвятыя Богородицы одигитрия на золоте, деисуисы на празелени, пред ними паникодило медное невелико. <...> Другая церковь древянная, на подклете, теплая, во имя Покрова Прес. Богородицы. В церкви местной образ Покрова Прес. Богородицы на празелени, в северских дверях притвор благоразумный разбойник, деисусы, праздники и пророки на празелени. Да придел чудотворца Николы, облажен серебром басенным, позолочен, двери царские на празелени...»
Некоторые слова в этой цитате необходимо пояснить.
Гривна — в одном из значений — медальон, образок, ладанка, подвеска у иконы.
Празелень - иссиня-зеленоватая, земляная краска.
Деисус — три иконы: Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи, ставимые, по обычаю, вместе.
Одигитрия (в переводе с греческого - «путеводительница») — один из основных типов иконографии Божией Матери. Характерная особенность - положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа. Этот жест говорит о том, что путь истинный есть путь ко Христу.
Праздники — иконы, сюжеты которых представляют собой важнейшие православные праздники.
Басенное (басемное) — тонкое, листовое.
Вернемся опять к П.И. Малицкому: «Из писцовых книг 1625 года видно, что в приходе, кроме деревянной Пятницкой церкви, существовала еще такая же строением деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотоворца».
В писцовой книге 1685 года вместо двух деревянных церквей значится одна каменная «о трех верхах» с двумя приделами, построенная в 1650 году на месте деревянной церкви Параскевы Пятницы. «О трех верхах» - значит, церковь была трехшатровой. Такие церкви строили в дониконовский период, в первой половине XVII века (пример трехшатровой церкви в Туле - церковь Похвалы Богородицы Иоанно-Предтечева монастыря; ее фото имеется в соответствующей главе). Храм был построен «вкладными деньгами думного дьяка Михаила Данилова, да той же церкви попов Кирьяка Никифорова, да Леонтия Трифонова и вкладчиков и приходских людей деньгами».
Главный престол этой церкви - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, приделы Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы, над папертью - колокольня. Вокруг церкви находилось кладбище. На Никольскую улицу выходили святые ворота, рядом с ними стояла часовня с образом Покрова Богородицы и другими иконами. Древняя Никольская улица шла несколько ближе к Покровской церкви, чем более поздняя, конца XVIII -начала XIX века. Впоследствии Никольскую улицу переименовали в Пятницкую (ныне ул. Металлистов).
По духовным книгам 1740-х годов при Покровском храме значилась богадельня.
Церковь простояла без изменений 117 лет, а потом подверглась фундаментальной перестройке, после которой от прежнего здания ничего не осталось. Перестройка была вызвана несколькими причинами: во-первых, трапезная и приделы стали тесны для прихожан и обветшали, а во-вторых, в 1768 году средний шатер был разбит молнией; при этом повредились своды храма. Работы по разборке старого храма и возведению нового длились более двадцати лет. Немалые средства на строительство выделил церковный староста, купец I гильдии Гордей Иванович Черников, умерший в 1775 году.
Новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца и колокольней освятили 28 сентября 1790 года.
Все иконы в иконостасе храма были написаны купцом Григорием Ивановичем Белоусовым. Для двух из них — Господа Вседержителя и Божией Матери — иждивением купца Артемия Лукьяновича Сиднева в 1806 году изготовили серебряные оклады весом более 27 фунтов. Серебряный позолоченный оклад для иконы Покрова Пресвятой Богородицы был изготовлен на средства купца Ивана Ивановича Савищева. Он же пожертвовал в храм Евангелие в серебряном окладе и серебряный напрестольный крест. Оловянные сосуды прежней церкви были заменены серебряными.
Опустошительный пожар, случившийся в Туле в июне 1834 года, не пощадил Покровскую церковь.
Только имущественный ущерб ее составил более 55 тысяч рублей ассигнациями. Из белоусовских икон уцелело всего четыре, в том числе и те, что названы выше. Сохранились и некоторые древние святыни церкви, например, напрестольное Евангелие, пожалованное в храм царем Алексеем Михайловичем, и образ древнего письма великомученицы Параскевы, по преданию тоже являвшийся приношением Алексея Михайловича.
Тульский губернатор генерал-майор Е.А. Зуров предложил горожанам «отстроить и украсить» Покровскую церковь. Собранной по подписке суммы хватило только на устройство главного иконостаса. В июле 1835 года отставной коллежский регистратор, временный московский купец П.З. Миронов подрядился сделать за 3500 рублей для Покровской церкви иконостас по плану архитектора Зябрева. В октябре того же года московский цеховой иконного дела художник, тульский мещанин А.К. Марахов подрядился за 1293 рубля написать 24 образа в этот иконостас «самою высокою работою, прочными красками и в лучшем виде, сколько возможно ближе к греческому письму».
Восстановленная церковь была освящена в 1838 году. Тогда же водрузили на колокольню новый большой колокол вместо разбившегося при падении во время пожара.
Приделы великомученицы Параскевы (устроен вчерне и освящен уже в сентябре 1834 г.) и Николая Чудотворца (освящен в 1847 г.) восстанавливались на средства самой церкви (частично их составляло серебро, добытое путем промывки пепла после пожара) и на приношения отдельных лиц (деньги и предметы церковной утвари).
Покровская церковь имела незначительные, но постоянные источники доходов.
В древние времена это были мельница и руга (деньги, предназначенные на жалованье причту). На речке Тулице «против города» находилась мельница. С середины XVI до начала XVIII века половина ее принадлежала Покровской церкви, половина — Предтечеву монастырю. Писцовая книга 1685 года свидетельствует: «Да им же [Покровским попам] великих государей жалованье дают на Туле с таможенного сбору ружных денег за воск, на хлеб, на просвиры... А та дача учинена им по указу блаженной памяти великого государя царя Алексея Михайловича».
В середине XIX века постоянный доход церкви и священнослужителям доставляли земля, лавки и билеты вечных вкладов. За Покровской церковью значилось шесть лавок, выстроенных в 1808 году и выходящих на Пятницкую улицу (остатки их фасадов дошли до наших дней).
1 сентября 1860 года были учреждены две открытые церковные библиотеки - при Троицкой и при Покровской церквях. До них имелась лишь одна церковная библиотека — при Староникитском храме. Правила пользования библиотеками были одинаковы.
Годовая плата за чтение составляла с лиц духовного звания - 1 рубль 50 копеек, со светских - 2 рубля серебром. Каждый читатель мог увеличить эту плату в качестве пожертвования, и соразмерно увеличению платы ему предоставлялись «преимущества в очереди получения новых книжек журналов». Вместо денежной платы принимали книги, но по сниженной цене.
Подписчику (так в те времена назывались читатели-абоненты) под расписку выдавался годовой билет, в котором он расписывался за получение издания. По этому документу и ему, и посланному от него человеку выдавались книги без всяких иных удостоверений личности.
Сроки, на которые выдавались издания, были следующими: «а) книжки журналов текущего года, поступающие в первые, вторые и третьи руки, не более, как на одну неделю; б) те же книги, поступающие в четвертые руки и далее, не более, как на две недели; в) книги и журналы прошлых годов - на четыре недели».
Открытые церковные библиотеки работали с 10 часов утра до 5 вечера.
Тульские храмы отмечали свои юбилеи. Так, по сообщению «Тульских епархиальных ведомостей», к 100-летию Покровской церкви (к сентябрю 1890 года) церковный староста Павел Бреев и другие благотворители «привели церковь в приличный вид и внутри, и снаружи».
С 1896 года при храме действовала церковноприходская школа.
21 сентября 1914 года был освящен лазарет при Покровской церкви - первый церковный лазарет в Туле. Прихожане по подписке обязывались вносить на его содержание определенную сумму денег. Архиепископ Тульский и Белевский Парфений разрешил отдать под лазарет помещение церковноприходской школы, а учащихся перевести в соседнюю просторную школу при Казанской церкви.
При храме имелась часовня — самая древняя в Туле, упоминавшаяся в 1685 году: «От погосту на Никольскую улицу святые ворота рубленые с кровлею, ветхи; на воротах деисус; подле тех ворот часовня, а ней образ Покрова Пресвятыя Богородицы и иных святых писаны на красках».
В 1748 году часовня сгорела, и, вероятно, вместо нее поставлена была «у алтарной стены малая каменная кивота с образом Спасителя». К началу 1760-х годов «кивота» обветшала, и в 1766 году на ее месте стояла каменная часовня.
В 1808 году к епископу Тульскому и Белевскому Амвросию обратились священник Никифор Ильин и церковный староста тульский купец Феодосии Киреев с прошением: с согласия прихожан на церковные деньги построить при Покровской церкви ограду вдоль Никольской улицы, состоящую из ворот, трех башенок с внутренними палатками, караулки и часовни, которая прежде выходила на улицу, а теперь отдалена от нее.
Проект был воплощен в жизнь. О палатках (лавках) рассказано немного выше. Что же касается часовни, то из-за ежегодного перемащивания улицы и тротуара пол часовни так понизился, что во время сильных дождей в нее затекала вода.
В 1878 году часовня была перестроена по новому проекту, составленному губернским архитектором Бетюцким. Деньги на строительство дал церковный староста купец Артемов, жертвовали средства и торговцы с Пятницкой улицы и близлежащего толкучего рынка. В1879 году в часовне был устроен ясеневый иконостас, полированный, в два яруса, с колоннами и резьбой. Переулок, в котором стоял храм, назывался Покровским. Таковым он пока еще значился в справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году. На плане города 1931 года этот переулок называется уже Союзным.
Первая кампания по закрытию Покровской церкви была организована в конце 1929 года, когда готовилась ликвидация более десяти тульских храмов. Рабочие частных металлопредприятий г. Тулы, самоварной фабрики им. Ленина, самоварной фабрики им. Турчанинова ходатайствовали перед горсоветом о передаче храма клубу «Металлист», находившемуся неподалеку. Тогда городская власть почему-то не прислушалась к «просьбам трудящихся». Храм действовал еще более двух лет.
26 апреля 1932 года секретариат президиума Тульского городского Совета принял решение о закрытии церкви Покрова. Решение мотивировалось острой нуждой в помещениях под учебные пункты школ и курсов Осоавиахима. О закрытии храма и использовании подобным образом ходатайствовало «рабочее население завода № 1, 10 и мелкой промышленности города». Группе верующих предлагалось перейти в церковь Благовещения, «находящуюся в 80 метрах». 14 сентября того же года президиум Мособлисполкома утвердил это решение. Однако верующие подали жалобу во ВЦИК. Вышестоящая инстанция осталась глуха к просьбам людей и 2 марта 1933 утвердила решение президиума Мособлисполкома. Церковь тут же была закрыта.
В 1961 году в бывшем храме находилось предприятие «Красный мебельщик».
Комплекс построек Покровской церкви (здания храма, часовни, торговых лавок) является памятником истории и культуры федерального значения. Он поставлен на госохрану в 1995 году согласно Указу Президента РФ.
Долгое время здание Покровской церкви не использовалось и находилось в запущенном состоянии.
4 июня 2009 года храм был передан Тульской епархии, в этот же день настоятелем храма назначен протоиерей Лев Павлович Махно. Уже 10 июня начались работы по восстановлению храма.
В течение лета территория, прилегающая к храму, была очищена от растительных зарослей. Вывезены кучи мусора, десятилетиями копившиеся вокруг и внутри здания. Окна бывшего храма в советское время были заложены кирпичами; теперь кладка разобрана, ведется остекление окон, на них установлены решетки. Сделаны металлические двери. Проводится реставрация часовни. К празднику Покрова Пресвятой Богородицы часовню увенчала небольшая главка.
Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы.
митрополитов Московских при Тульском уездном духовном училище
при Епархиальном женском училище
при мужской классической гимназии, г. Тула
в приюте-богадельне Л.И.Трухиной
при Дворянском пансион-приюте
царицы Александры при Николаевском детском приюте
при Кузовлевской богадельне
Михайловском детском приюте
кадетском корпусе (позже — при губернской земской больнице)
школе Щегловского монастыря