Николочасовенская церковь

Дата публикации или обновления 04.11.2017
  • Храмы Тульской области
  • Не сохранившиеся храмы города Тулы

    Находилась на улице Советской (до 1918 года — Посольской).

    Николочасовенская церковь, г. Тула. Находилась на улице Советской (до 1918 года — Посольской).

    Туляки-старожилы помнят этот храм, стоявший на улице Советской (до 1918 года — Посольской) до конца 1930-х годов. Сегодня на месте храма — пятиэтажный жилой дом, на первом этаже которого раньше находился «Дом обуви», а теперь - магазин бытовой техники.

    Рядом с храмом на Посольскую выходил Ломовский (ныне Денисовский) переулок. В XVI - первой половине XVIII вв. примерно на линии улицы Советской был земляной вал и стена острожной крепости. Приблизительно там, где сегодня переулок пересекается с улицей, в стене острога имелись небольшие ворота - так называемый Абрамов пролаз.

    По преданию, рядом с острожной стеной здесь стояла келья блаженного Абрама; при ней - маленькая деревянная часовня с иконой святого Николая. По часовне и была названа построенная здесь позже церковь.

    В 1740 году земляной вал срыли.

    Деревянная часовня нередко страдала от пожаров, и в 1745 году ее заменили каменной.

    А в 1804 году возвели каменный храм, вначале однопрестольный, который затем неоднократно перестраивался и расширялся. При храме была часовня над колодцем, известным с летописных времен. Колодец засыпали при разрушении храма в конце 1930-х гг.

    После нескольких перестроек Николочасовенская церковь (в народе ее назвали «Николо-часовня», а также, вследствие архитектурных особенностей, «Никола Толстый») стала четырехпрестольной. Первый освятили во имя святителя Николая, второй — во имя равноапостольной Ольги и преподобного Серафима, третий - Казанской иконы Божией Матери, четвертый - Тихвинской иконы Божией Матери.

    Интересна история возникновения четвертого престола. У тульского купца Костина была Тихвинская икона Богоматери. Рассказывают, что многие туляки видели во сне, будто их призывают посетить дом Костина и присутствовать на молебне перед этим образом.

    Люди стали это исполнять. Монаху, приглашенному из Нико-лочасовенского храма для отправления служб, приходилось даже жить в доме у купца — настолько много было желающих помолиться перед иконой. Епископ Тульский и Белевский Димитрий счёл такое положение неудобным и предложил Костину пожертвовать образ храму. Купец не только преподнёс в дар икону, но и выделил деньги, на которые и построили Тихвинский придел Николочасовенской церкви.

    Архитектурное решение церкви было необычным, нетипичным не только для Тулы, но и, пожалуй, для России.

    Храм имел два купола — один на круглом световом барабане, другой - на восьмерике с неравными гранями.

    В центре здания, выступая за красную линию улицы, находилась западная паперть, на нее вели с двух сторон лестницы, расположенные вдоль фасадов. Паперть была увенчана колокольней с 7-ю колоколами, самый большой из которых весил больше тонны.

    Николочасовенский храм не являлся приходским. Он входил в состав иноческой обители, приписанной к Архиерейскому дому и имевшей в конце XIX века более 10 келий.

    Особенность Николочасовенской церкви состояла в том, что она была открыта для молящихся с раннего утра до 9 часов вечера.

    Говоря о Николочасовенской церкви, невозможно не вспомнить о блаженном Иоанне Тульском, чья судьба тесно связана с этим храмом.

    Иван Степанович Котельников родился 23 сентября 1773 года в семье знатного тульского купца, дом которого стоял на Посольской улице недалеко от Николочасовенского храма. Еще подростком он начал помогать отцу вести дела по купле-продаже леса, часто бывал в Серпухове, где закупал лес, который сплавляли по Оке. Недалеко от серпуховского Владычного монастыря жила блаженная старица Евфросиния, урожденная княжна Вяземская. Она, по преданию, и благословила Иоанна на путь юродивого Христа ради.

    Иоанн стал проявлять аскетизм, воздерживаться в пище, отказываться от помощи слуг, а в 17 лет решился на подвиг юродства.

    Умный и образованный богатый человек покинул родной дом и ушел скитаться по тульским улицам. Зимой и летом ходил босой, с непокрытой головой, питался подаянием. Во все времена года ночевал на паперти Николочасовенской церкви, правда, спал недолго, больше молился. В это время случайные прохожие видели его в светлом сиянии и приподнятым над землей. Родные много раз пытались забрать Иоанна домой, но он снова уходил.

    Иоанн Котельников предвестил страшный пожар, случившийся в Туле 29 июня 1834 года. Незадолго до этого бедствия он ходил по улицам, которые потом были уничтожены огнем, и дул во все стороны, как бы раздувая тлеющие головешки. В некоторых домах просил воды, но не пил ее, а, выйдя на улицу, поливал ею дом. Все строения, с которыми так поступил Иоанн, уцелели, хотя соседние с ними дома сгорели.

    Придя на базар, юродивый как бы видел весь товар насквозь. Однажды прогневил торговца, опрокинув его бочку с квасом. На дне бочки оказалась дохлая крыса.

    В разоренные пьянством дома Иоанн приносил подаренные ему вещи и деньги. За исцелением обращались к нему пьяницы и их родные. После смерти юродивого исцеления от пьянства происходили на его могиле. Именно при Николочасовенском храме, где был похоронен Иоанн, действовало общество трезвости.

    Как-то раз Иоанн пришел к своим родственникам и сказал, что через два дня у них будет пир. Это было последнее предсказание блаженного - поминки по самому себе.

    Иоанна Котельникова похоронили на наружной паперти храма, где он еженощно молился. Над его захоронением была чугунная плита с надписью: «Тульский купецъ Иванъ Степановичъ Котельниковъ, скончался 12 января 1849 года» (по метрической книге — в 1850-м). Впоследствии, при расширении храма, его захоронение оказалось внутри церкви, в юго-западной ее части, и над могилой блаженного почти непрерывно служили панихиды.

    В 1920-х годах верующие, не желая, чтобы захоронение Иоанна подвергалось осквернению, тайно перенесли его останки на Всехсвятское кладбище. К его могиле никогда не зарастала тропинка.

    В 1988 году блаженный Иоанн был сопричислен к Собору святых, в земле Тульской просиявших. В 1990 г. раку с его мощами установили в соборе Всех Святых. В том же году во имя блаженного Иоанна Тульского освящен придел в Свято-Покровском (Феодосиев-ском) храме. В 2007 году мощи блаженного Иоанна Тульского перенесены в Свято-Успенский кафедральный собор (что на площади).

    Всеградское общество трезвости действовало при Николочасовенской церкви с осени 1911 года. В это время подобные общества создавались при храмах в уездных городах Тульской губернии и даже при сельских церквях.

    Почетным покровителем Всеградского общества трезвости в Туле стал архиепископ Тульский и Белевский Парфений. Делами общества заведовал смотритель Николочасовенской церкви игумен Филодельф.

    Общество ставило своей задачей «при помощи Божией искоренять, по возможности, пристрастие ко всякого рода спиртным напиткам среди населения граждан г. Тулы».

    Вступление новых членов в общество проводилось после вечернего богослужения. Они выслушивали пастырское наставление о вреде спиртных напитков и гибельных последствиях пьянства, а затем происходил молебен Спасителю, Божией Матери и Николаю Чудотворцу, как небесному покровителю общества трезвости. Потом было моление о страждущих поименно. Читалась особая молитва о том, чтобы Бог помог «одержимым пьянственной страстью» избавиться от этого порока и нерушимо выполнять обет воздержания от спиртного. Далее следовала панихида по Иоанну Котельникову.

    Затем священник разъяснял важность данного Богу обещания, говорил о том, как опасно и страшно нарушить его.

    После этого священник читал само обещание, а новый член общества повторял за ним этот текст и прикладывался к Святому Кресту, Евангелию и иконе Николая Чудотворца.

    Каждый новый член общества записывался в специальную справочную книгу, вносил посильное пожертвование на нужды общества и получал для назидания книжечки о вреде пьянства. Имя трезвенника записывалось в особый синодик и поминалось о здравии на литургии по воскресеньям в течение года.

    Устав общества его члены соблюдали по доброй воле. Главных правил было два:

    - не пить никаких спиртных напитков в течение данного по обету срока;

    - стараться располагать и убеждать к этому других.

    За год в общество вступили 302 члена. Их сословный состав таков: крестьян 58 %, мещан 23 %, почетных граждан 10 %, ремесленников 7 %, купцов и дворян по 1 %.

    Профессиональный состав общества был следующим. Более всего — рабочих разных строительных специальностей (маляров, плотников, штукатуров, кровельщиков) - 92 человека. Извозчиков, кучеров, швейцаров, поваров - 76. Цеховых ремесленников (столяров, сапожников, портных, токарей) — 64. Мелких торговцев и служащих торговых заведений - 23. Технических мастеровых и служащих на фабриках и заводах - 34. Канцелярских служащих (телеграфистов, железнодорожников) - 11. Не имеющих занятий - двое.

    Сила данного Богу обета — не употреблять спиртного в течение определенного срока - была, видимо, велика. Обет нарушали чуть более 10 % давших его. Срывы в подавляющем большинстве происходили «по слабости воли» из-за семейных неприятностей, смерти близкого человека, встречи с «добрым товарищем», поездки по железной дороге.

    Архиепископ Тульский и Белевский Парфений был не только номинальным почетным покровителем общества трезвости. Каждое воскресенье он совершал в Николочасовенском храме вечерний молебен, во время которого происходило чтение и всенародное пение акафиста Спасителю или Пресвятой Богородице. Опытные ораторы вели религиозно-нравственные беседы на разные темы. Каждый прихожанин напутствовался благословением Архипастыря и получал назидательный листок о вреде пьянства. За год было роздано много тысяч таких листков.

    С 1 августа 1912 года при обществе работала библиотека-читальня, имевшая два отдела: религиозно-нравственный и противоалкогольный. В первый отдел поступили более трех тысяч книг и журналов домашней библиотеки покойного архиепископа Никандра. Второй состоял из четырехсот книг духовного и светского содержания, преимущественно антиалкогольного содержания, приобретенных на скудные средства общества и пожертвованных добрыми людьми. Выписывались журналы «Воскресный день», «Странник», «Вера и жизнь», «Церковный вестник», «Русский инок», «Колокол», «Трезвая жизнь», «В борьбе за трезвость» и другие. Книги и журналы отпускались на дом с залогом от 50 копеек до двух рублей. Плата за чтение не взималась.

    Была организована и «уличная библиотека» - в картинах, листках и плакатах, вывешиваемых прямо на наружных стенах храма. По свидетельству очевидцев, почитать и посмотреть останавливалось довольно много народу. Иногда после прочитанного люди заходили в храм и просили записать их в члены общества трезвости.

    В октябре 1913 года в Туле побывал обер-прокурор Святейшего Синода действительный тайный советник В.К. Саблер. Всеградское общество трезвости к этому времени насчитывало в своих рядах уже 600 человек. В.К. Саблер подробно ознакомился с работой общества и оценил его работу: «Вот как прекрасно поставлено у вас дело просвещения народа! Это очень и очень хорошо!»

    В 1898 году при храме открылась церковноприходская школа.

    В первые годы советской власти Николочасовенская церковь разделила судьбу многих тульских храмов.

    Впервые ее попытались закрыть 25 октября 1921 года. Здание предполагалось передать для нужд отдела народного образования. Верующие, приходившие в Николочасовенский храм даже из отдаленных частей Тулы, обратились к местным властям с просьбой не закрывать его. В ноябре 1921 года Николочасовенский храм обследовала комиссия Главмузея (Москва) и предписала взять церковь под охрану «ввиду ее художественного значения и целостно-сохранившегося стиля».

    Предметы из храма также не подлежали реквизиции без разрешения Главмузея.

    Однако эта «охранная грамота» действовала недолго. Весной 1922 года, во время кампании помощи голодающим Поволжья, церковную утварь из Николо-часовенской церкви изъяли. Особо ценные предметы передали в Тульский художественно-краеведческий музей. Среди них была, например, серебряная золоченая звездица 1-й половины XVII в., напрестольный крест начала XVII в., напрестольное Евангелие 1681 года.

    1 августа 1922 года храм был отдан обновленцам - священникам, сотрудничавшим с советской властью; храм стал резиденцией тульских обновленцев.

    Николочасовенская церковь оказалась в списке тульских храмов, подлежащих закрытию согласно постановлению президиума Мособлисполкома от 16 февраля 1930 года. В ней планировали разместить Центральный дом пионеров. Однако закрытие храма было отсрочено.

    Летом 1934 года по просьбам верующих в Николочасовенскую церковь были переданы некоторые иконы и облачения из закрываемого Успенского кафедрального собора.

    Николочасовенскую церковь закрыли на основании постановления президиума Тульского горсовета от 5 октября 1935 года, утвержденного постановлением президиума Мособлисполкома от 26 ноября 1935 года.

    31 января 1936 года «было приступлено» к ликвидации церкви. В архивных документах говорится, что возражений верующих не было. Община Николочасовенской церкви переместилась во Всехсвятскую церковь, которую обновленцы объявили своим кафедральным собором.

    В здании Николочасовенской церкви вначале хотели разместить детскую библиотеку. Потом были другие проекты: снести бывший храм и построить на его месте кинотеатр с концертным залом и кафе. Помешало отсутствие на это денег. Храм разрушили, и на его месте свыше 20 лет был пустырь, поросший бурьяном и огороженный забором.

    В начале 1960-х гг. здесь построили пятиэтажный жилой дом с магазином «Дом обуви».

    Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы.

  • Казанская церковь, г. Тула
  • Крестовоздвиженская церковь, г. Тула
  • Спасо-Преображенский храм, г. Тула
  • Храм Воскресения Христова на Старом городище, г. Тула
  • Сретенская церковь, г. Тула
  • Николочасовенская церковь, г. Тула
  • Троицкая церковь, г. Тула
  • Храм Рождества Богородицы (Военная церковь), г. Тула
  • Спасо-Преображенский храм в селе Рогожня, г. Тула
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Мяснове, г. Тула
  • Церковь Николая Чудотворца в Глухих Полянах, г. Тула
  • Домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Прежде Рождества Дево»
    при богадельне Тульского купеческого общества
  • Домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины
    при Мариинском детском приюте, г. Тула
  • Домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
    при доме призрения бедных, г. Тула

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100