Храмы Тульской области

Город Тула

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Тульской области
  • Храм во имя Димитрия Солунского

    Адрес: 300001, г. Тула, ул. Бакунина, д.1.
    Телефон: (4872) 41-21-24.

    Храм во имя Димитрия Солунского, г. Тула.

    До 70-х годов XVIII века в русских городах усопших хоронили на погостах при многочисленных храмах. В конце 1771 года в связи с эпидемией чумы вышел указ Правительствующего Сената «о нехоронении в городах при церквах, об отводе для того особых кладбищ за городом на выгонных землях» не ближе 100 сажен (примерно 210 метров) от жилья.

    В феврале 1772 года Тульское Духовное правление совместно с Оружейной и Провинциальной канцеляриями и магистратом решили отвести места для двух кладбищ — на Посадской и Оружейной стороне. Так появились Всехсвятское и Спасское (Зареченское) кладбища.

    Кладбище, существовавшее в то время при Чулковой слободе, располагалось примерно на пересечении нынешних улиц Марата и Чапаева. Видимо, там тоже запретили хоронить, и чулковцы вынуждены были добираться до далекого Зареченского кладбища. К тому же территория прежнего кладбища попадала под застройку регулярного плана 1779 г. Жители Чулковой слободы и священнослужители Христорождественского храма обратились к городским властям с просьбой отвести место под новое кладбище недалеко от старого, но за границей слободы. Разрешение на это было получено в 1790 году.

    Кладбищенский храм, который предполагалось освятить во имя Сошествия Святого Духа, возводили в течение шести лет, с 1795 года. В «Тульских губернских ведомостях» рассказывается, что когда строительство было завершено, «Преосвященный Мефодий Тульский узнал, что в праздник Сошествия Святого Духа около того места бывает большое народное гуляние, так называемая тюльпа, и вследствие этого, как говорит предание, а также и «побольшему приличию» переименовал эту церковь во имя великомученика Димитрия Солунского». День памяти этого святого отмечается даже в другое время года. Здесь необходимо некоторое пояснение.

    В одной из книг Нового Завета — «Деяния апостолов» - содержится рассказ о сошествии Святого Духа на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они «заговорили на разных языках, никогда им не учившись». В богословии это событие трактуется, как указание Христа нести весть о христианстве всем народам. Этот рассказ и составляет содержание праздника Троицы - одного из главных, двунадесятых праздников в православии.

    «Тюльпа», согласно толковому словарю Даля, - тульское и сибирское название праздника семик. У древних славян-язычников существовал праздник, знаменовавший конец весны и начало лета и предусматривавший определенные обрядовые действия, связанные с верой наших» предков в духов (богов) растительности. Отсюда происходит и культ берёзки. После крещения Руси этот праздник не исчез бесследно. Название «семик» он получил уже после принятия православия, так как приходился на четверг седьмой недели после Пасхи (другое его название — «зеленые святки»). Семик слился с праздником Троицы, и возникшие в древности обрядовые действия сохранялись несмотря на то, что не имели отношения к содержанию православного праздника. Видимо, преосвященный Мефодий не желал, чтобы незадолго до престольного праздника храма вблизи него происходило народное гулянье, имеющее языческие корни.

    Храм во имя Димитрия Солунского освятили в 1801 году.

    Он был построен в упрощенных формах раннего классицизма. Одновременно с ним возведена колокольня, на которой было б колоколов. Храм Димитрия Солунского похож на храм Спаса на горе, что на Зареченском кладбище, но более прост и имеет меньшие размеры.

    До 1808 года самостоятельного причта при кладбищенском храме не было, и богослужения отправляли священники церкви Рождества Христова.

    В 1828 году стараниями священника М. Успенского и старосты Т. Плотникова на пожертвования в храме Димитрия Солунского устроены два придела — во имя Рождества Иоанна Предтечи и во имя апостолов Петра и Павла. Значительное пожертвование внесла вдова полковника артиллерии Петра Потапова, служившего при Тульском оружейном заводе помощником командира завода по хозяйственной части, — за дозволение похоронить мужа во вновь устроенном приделе Петра и Павла. Имя этой жертвовательницы неизвестно.

    В 1864 году придельные иконостасы из-за ветхости были перестроены, а в 1888 году возобновлен иконостас главного престола на средства церковного старосты Гавриила Тимофеевича Воронцова.

    Церковь Димитрия Солунского вначале была кладбищенской, бесприходной. Приходской она стала в 1866 году; к ней были причислены всего четыре ближайших к ней квартала Чулковой слободы и «зарезервированы» прихожане, расселяющиеся в новых кварталах, постепенно прирастающих к слободе.

    С 1898 года в приходе действовала церковноприходская школа.

    Интересны в архитектурном отношении кладбищенские ворота. В калитке с дореволюционных времен сохранилась металлическая решетка, ныне находящаяся на реставрации.

    С 1899 года старостой кладбищенской церкви был Анатолий Гаврилович Воронцов. Он родился в 1871 году в семье владельца одной из известнейших тульских самоварных фабрик, окончил гимназию. Вместе с братом Александром после смерти отца стал владельцем фабрики. Дела на предприятии Анатолий Гаврилович поставил так, что оно стала одним из лучших в России. Фирма братьев Воронцовых была поставщиком двора его императорского высочества Великого князя Сергея Александровича. После трагической гибели Великого князя Воронцовы стали поставщиками двора его вдовы, Великой княгини Елизаветы Федоровны. В 1900 году А.Г. Воронцов провел полный ремонт храма Димитрия Солунского, затратив 3000 рублей собственных денег, в 1903-м поставил деревянную ограду вокруг кладбища. В 1904 году приобрел за 2000 рублей усадебное место с домом для причта церкви, за что получил благословение Святейшего Синода.

    Решение о закрытии храма Димитрия Солунского было вынесено Тульским облисполкомом 4 июля 1940 года. В нем говорилось: «Вследствие ходатайства исполкома Тульского городского Совета депутатов трудящихся и принимая во внимание, что группа верующих от использования здания церкви для отправления своих религиозных потребностей отказалась, а несмотря на объявление, вывешенное в исполнение ст. 34 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8.IV - 1929 года, заявлений о желании взять здание для отправления религиозных потребностей не поступило, Исполнительный комитет Тульского областного Совета депутатов трудящихся решил: церковь «Дмитрий Салунский» закрыть, а здание разрешить использовать под культурные нужды населения гор. Тулы».

    Думается, документ этот нуждается в некоторых комментариях.

    Храм Димитрия Солунского был обновленческим. Возможно, малочисленная обновленческая община уже не могла содержать его. Возможно и другое: закрытие храма происходило по очередному взаимному соглашению властей и обновленцев.

    Объявление, о котором идет речь, могло быть формальностью (вывешено так, чтобы его никто не заметил) либо вообще фикцией. Ну кто после репрессий 1937-1938 гг. станет выяснять у властей, было объявление или нет? Да и могла ли тихоновская община закрытой три месяца назад чулковской Христорождественской церкви осмелиться на то, чтобы обратиться к властям с просьбой о передаче ей другого храма?

    «Разрешить использовать под культурные нужды населения гор. Тулы» здание, находящееся посередине действующего кладбища — это вообще верх цинизма. Видимо, так и не нашлось желающих удовлетворять свои культурные нужды в таком месте.

    А потом началась война, и стало не до церквей. Храм стоял закрытым, но он не был разграблен.

    Когда в 1946 году он начал действовать вновь и его открыли, то, по словам очевидцев, ничего не было тронуто, нужно было просто стереть пыль с икон...

    В 1991 году здание храма было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.

    При храме Димитрия Солунского действует воскресная школа с тремя классами - для детей младшего, среднего и старшего возраста. Силами творческого кружка готовятся театральные постановки к православным праздникам. Директором воскресной школы является директор музея «Тульский некрополь» И.А. Червякова. По своей инициативе она организует экскурсии по Пулковскому кладбищу.

    Проводятся катехизаторские беседы для взрослых.

    Библиотека при храме насчитывает порядка пяти тысяч томов.

    Работает просфорня.

    Храм помогает дому инвалидов вТорхово. На попечении храма находятся несколько малоимущих семей.

    С 2008 года при храме существует гостиница для паломников.

    При храме находится издательский отдел Тульской епархии, которым руководит настоятель храма протоиерей Максим Троеглазов.

    На Чулковском кладбище сохранилось семейное захоронение владельцев самоварной и гармонной фабрик Воронцовых, самоварщиков Капырзиных и И.А. Козлова.

    Здесь покоится конструктор оружия и разработчик основ взаимозаменяемости на Тульском оружейном заводе A.M. Сурнин, командиры Тульского оружейного завода А.И. Сивере и Е.Е. Штаден, знаменитый английский мастер Д. Джонс, сконструировавший штампы для изготовления деталей ружей. Здесь же были похоронены начальник первой механической мастерской на ТОЗе англичанин Ф. Дових и его преемник, механик ТОЗа П.Д. Захава, но их могилы либо утрачены, либо пока не обнаружены.

    На Чулковском кладбище есть братская могила советских воинов времен Великой Отечественной войны.

    Храмы города Тулы

  • Свято-Успенский кафедральный собор, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Храм Николая Чудотворца («Никола на площади»), г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Преображенская церковь, г. Тула
    (храм бывшего Тульского Успенского женского монастыря)
  • Всехсвятский кафедральный собор, г. Тула
  • Свято-Успенский собор в Тульском кремле
  • Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Тула
  • Храм во имя Двенадцати святых Апостолов, г. Тула
  • Храм во имя Святой Живоначальной Троицы при Тульской духовной семинарии
  • Храм во имя Воскресения Христова на Тульском оружейном заводе
  • Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, г. Тула
  • Свято-Покровский храм в поселке Южный, г. Тула
  • Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Храм во имя св. мч. Флора и Лавра (Боголюбской иконы Божией Матери), г. Тула
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Ржавце (Николы на Ржавце), г. Тула
  • Храм во имя пророка Илии, г. Тула
  • Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Серафима Саровского, г. Тула
  • Храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, г. Тула
  • Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, г. Тула
  • Храм во имя иконы Божией Матери «Державная», г. Тула
  • Свято-Казанский храм в Мяснове, г. Тула
  • Храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, г. Тула
  • Храм во имя преподобного Сергия Радонежского, г. Тула
  • Храм во имя Нерукотворного образа Спасителя, г. Тула
  • Храм во имя Вознесения Господня, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Христова (Николо-Зарецкий), г. Тула
  • Свято-Знаменский храм, г. Тула
  • Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (Пречистенский), г. Тула
  • Храм во имя Димитрия Солунского, г. Тула
  • Храм во имя Донской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Свято-Покровский храм (храм во имя Феодосия Черниговского), г. Тула
  • Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Целительница»
    при Тульской областной больнице
  • Домовый храм во имя святителя Луки при детской областной больнице, г. Тула
  • Храм во имя святителя Иоанна Златоуста, г. Тула
  • Богородичный Щегловский мужской монастырь
  • Богородице-Рождественский женский монастырь

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос