Предтечев монастырь (впоследствии – Архиерейское подворье), г.Тула

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Тульской области
  • Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы

    Адрес: г.Тула, Садовый переулок.

    Мужской монастырь Иоанна Предтечи был основан тульскими боярами и посадскими людьми в память славной обороны Тулы в 1552 году от войск крымского хана Девлет-Гирея.

    В июне 1552 года Иван Грозный, желая обезопасить границы государства, организовал третий поход на Казанское ханство — один из осколков Золотой Орды. Крымский хан Девлет-Гирей двинулся в поход на Русь, чтобы отвлечь силы царя Ивана от Казани. 21 июня 30-тысячное войско Девлет-Гирея осадило Тульский кремль.

    Приступ 22 июня начался стрельбой раскаленными ядрами, зажигавшими деревянные строения посада и кремля. Положение было отчаянное. Гарнизон почти в полном составе ушел на Казань. Войско Ивана Грозного стояло в те дни в Коломне, туда был отправлен из Тулы гонец, но он еще не успел привести помощь. Немногочисленные воины вместе с мирным населением, укрывшимся за кремлевскими стенами, под руководством царского наместника Г.И. Темкина-Ростовского отражали натиск врага.

    И вот здесь-то проявилось превосходство тульских укреплений перед яростными атаками крымчаков. Ту-ляне мужественно отстаивали родной город, тушили возникавшие пожары. Кровопролитие длилось два дня. Ночь на 24 июня едва не стала роковой. Татары взломали одни из ворот, и Девлет-Гирей назначил на утро штурм. Но осажденные, в том числе женщины и дети, в темноте наскоро завалили проем камнями.

    А на восходе солнца защитники кремля увидели, как от Щегловской засеки поднимаются столбы пыли, предвещая приближение царского войска. Враг был обращен в беспорядочное бегство: «...побеже от града с великим срамом». Туляне даже предприняли вылазку, догнали отступающих татар и отняли часть орудий. Войско Девлет-Гирея было разбито в окрестностях Тулы московскими полками.

    Но и защитники Тульского кремля понесли немалые потери.

    29 августа 1552 года, в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи (день тезоименитства Ивана Грозного), «для памяти православных воинов, на поле брани убиенных», у места, где нашли упокоение погибшие защитники Тулы, к востоку от кремля, был основан мужской Предтечев монастырь.

    В 1555 году, идя через Тулу с войском в очередной поход, Иван Грозный посетил Предтечев монастырь и пожаловал ему в рыбный промысел реку Упу до Алек-синской границы.

    В писцовой книге, составленной в 1587-1589 гг. говорится, что в Предтечевом монастыре имелись две деревянные церкви: Третьего Обретения Главы Иоанна Предтечи и Похвалы Богородицы, причем последняя была теплой.

    В 1602 году, при царе Борисе Годунове, в монастыре над вратами была построена каменная церковь во имя святых Бориса и Глеба. При ней по велению царя ежедневно раздавали хлеб всем нуждающимся. Несколько видоизменившись, обычай этот сохранялся на протяжении последующих двухсот лет, до закрытия монастыря: хлеб раздавали нищим по праздничным дням.

    Каменная церковь Похвалы Богородицы строится взамен деревянной, видимо, в первой половине XVII века.

    Праздник Похвалы Богородицы был установлен в первой половине VII века в Константинополе в память о чудесном избавлении города от агарян, осаждавших столицу Византии. Примерно в то же время (или чуть позже) был составлен Великий акафист Божией Матери, читаемый на утрене в этот день. В Великом акафисте Божией Матери придано 145 уподоблений; он является вершиной гимнографического искусства византийских авторов.

    Для русских людей праздник Похвалы Богородицы знаменателен тем, что Царица Небесная всегда защищала землю Русскую «от всех враг, видимых и невидимых».

    К середине XVII века в монастыре имелись три каменных храма. Вот что говорится о них в монастырской описи, составленной в 1756 году, столетие спустя после их строительства: «Первая соборная во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии <...> крыта листовым железом, о пяти главах, которые <...> покрыты листовым железом, и всё расписано краскою зеленою, на них кресты железные с репьями, позолоченные. <...> Вторая церковь теплая Похвалы Пресвятой Богородицы с трапезной и приделом чудотворца Николая о трех главах, над трапезной приделана колокольня каменная же. Церковь и алтарь крыты листовым железом, а колокольня с трапезной крыты тесом, к колокольне приделана палатка деревянная, в ней железные боевые часы. <...> На святых вратах церковь каменная во имя Иоанна Предтечи с трапезной, с двух сторон трапезной паперти, всё крыто тесом, на церкви пять глав крыты черепицею каменною...»

    К 1780-м годам эти церкви обветшали, о чем игумены Предтечева монастыря не раз сообщали епископу Коломенскому. Так, в 1788 году рухнула колокольня и повредила церковь Похвалы Богородицы.

    В 1797 году игумен монастыря Галактион просил у епископа Коломенского Афанасия разрешения разобрать каменные ветхие строения и пришедшую в аварийное состояние надвратную церковь Иоанна Предтечи. Разрешение было получено, но работы не проводились из-за отсутствия средств на них.

    В 1797 году с преобразованием наместничества в губернию Тула стала губернским центром. В 1799 году по высочайшей воле императора Павла I в Тульской губернии была организована новая епархия. В связи с упразднением Коломенской епархии епископу Коломенскому Мефодию предписывалось перенести кафедру в Тулу и именоваться епископом Тульским и Белевским.

    Предтечев монастырь был упразднен, на его месте расположилось архиерейское подворье — резиденция епископа Тульского и Белевского.

    В архиерейском подворье после его основания был построен архиерейский дом, а в нем обустроена домовая Крестовая церковь во имя Иоанна Предтечи. Первый иконостас этой церкви просуществовал до конца 1850-х годов. Преосвященный Алексий заменил его новым, устроенным по образцу древнего иконостаса XVII века из деревянной церкви села Четыре Каширского уезда. Но этот иконостас не гармонировал с домовой церковью, выполненной в виде простого зала. И в 1893 году в Крестовой церкви был устроен новый иконостас из полированного дуба с золоченой резьбой, а также положен паркетный пол вместо прежнего крашеного дощатого.

    В начале XIX века был отремонтирован двухэтажный каменный корпус монастырских келий. В нем разместилась духовная консистория (управление делами епархии)и архив.

    В середине XIX века был построен двухэтажный корпус для певчих архиерейского хора, служебные помещения и вокруг всего подворья - каменная ограда.

    К середине XIX века из всех церквей бывшего Пред-течева монастыря осталась лишь одна весьма обветшавшая каменная церковь — Похвалы Богородицы. В 1864-1865 гг. по распоряжению архиепископа Тульского и Белевского Никандра она была возобновлена; при этом претерпела несколько внутренних переделок; в храме выложили «мозаический» пол. Под сводами устроены голосники (резонаторы) для усиления звука. Древний внешний вид храма был сохранен: церковь по-прежнему украшали три острых пирамидальных глухих верха (шатра), расположенных в один ряд, увенчанных небольшими луковичными главками с крестами, концы которых были прикреплены к главкам цепями. Реконструкция проводилась при содействии архитектора Тульского оружейного завода М.А. Михайлова. Работы обошлись в 13 тысяч рублей. В справочной книге 1925 года «Вся Тула и Тульская губерния» в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» церковь Похвалы Богородицы значилась как «русский трехшатровый московский тип».

    В 1887 году на нижнем этаже этой церкви, с южной стороны было устроено помещение для Тульского епархиального древлехранилища, основанного преподавателем Тульской духовной семинарии Н.И. Троицким 8 апреля 1885 года.

    Всё началось с докладной записки, поданной Н.И. Троицким на имя архиепископа Тульского Никандра. В ней, в частности, говорилось:

    «Состоя членом Императорского московского археологического общества, я несколько лет занимался разысканием памятников старины по Тульской епархии, подведомой Вашему Высокопреосвященству. И уже очень немало памятников, интересных для археологии, мне пришлось видеть и частично описать, а некоторые приобрести в собственность.

    Между прочим, мне приходилось встречать памятники, весьма интересные для науки, в числе церковной утвари.

    Эти памятники, составляя собственность храмов, не могут быть приобретены в собственность частного лица, что, впрочем, и нежелательно; а с другой стороны, они уже рекомендуются причтами, как изъятые из употребления или к тому назначенные.

    Судьба таких памятников понятна: по неведению или по небрежности, они должны исчезнуть бесследно. Весьма желая сохранить и сделать достоянием науки некоторые из таких памятников, я решаюсь просить содействия тому Вашего Высокопреосвященства и следующие свои соображения о сем предмете поверяю на ваше просвещенное и благосклонное внимание.

    1) Всяческие церковные вещи, находящиеся в храмах Тульской епархии, вышедшие из богослужебного употребления и не имеющие высокой ценности по своему материалу, но имеющие научный интерес (как-то, деревянные потиры, лубочные венцы и т.п.), по согласию с местными причтами, должно собирать в ризницу тульского архиерейского дома.

    2) К числу таких предметов следует отнести и старинные рукописи, не имеющие действительного юридического значения для храмов, в ризнице которых они хранятся (таковы: акты размежевания земель, относящиеся к прошедшим столетиям, выписи из писцовых книг и т.п.).

    3) Собранные таким образом памятники хранить в ризнице тульского архиерейского дома, в особых шкафах.

    4) Всем собранным и в хранении находящимся вещам составить официальную опись.

    5) Хранение собранных вещей поручить блюстителю ризницы тульского архиерейского дома; под контролем другого доверенного лица, сведущего в археологии или в церковной истории.

    6) Собрание наименовать «Тульским Епархиальным Древлехранилищем».

    Вполне уверенный в сочувствии Вашего Высокопреосвященства интересам русской православно-богословской науки, покорнейше прошу почтить мою надежду на Ваше содействие милостивым вниманием и сделать зависящие от Вас распоряжения к сбережению ценных для науки церковно-архитектурных памятников».

    Высокопреосвященный Никандр счел изложенное целесообразным и предложил консистории воплотить этот проект в жизнь.

    Консистория отвела в ризнице под древлехранилище две комнаты (пока не будет нужды в более обширном помещении). Заведовать древлехранилищем по ученой части — определять научную ценность предметов, вносить их в каталог, распределять по шкафам - поручили Н.И. Троицкому. Был определен и порядок осмотра собрания памятников «посторонними лицами»: по усмотрению заведующего древлехранилищем, при его непосредственном наблюдении и руководстве.

    В отчете о деятельности за два года отмечалось, что в древлехранилище сосредоточены в основном местные памятники, преимущественно церковные. Далее Н.И. Троицкий подчеркивал: «Но так как история края имела и имеет всегда тесную связь с общей историей отечества, как сама жизнь местного населения и деятельность местных учреждений имеют органическую связь с жизнью всего русского народа и государства, то для сравнения и объяснения памятников местных необходимо изучение и тех памятников, которые находятся в других губерниях и делаются известными посредством печати, литературы, фотографий, живописи и пр. А потому в древлехранилище имеют место и вообще всякие памятники старины, интересные в общенаучном отношении, тем более что такого рода учреждений в нашем отечестве еще очень немного».

    В числе поступлений за два года работы был, например, стол, принадлежавший патриарху Никону, переданный в древлехранилище архиепископом Тульским Никандром. Он же передал коллекцию медалей - в память освобождения крестьян 1861 г., в честь 200-летия со дня рождения Петра Великого 1878 г., в память тысячелетия России 1862 г., в честь 500-летия Куликовской битвы 1880 г. и другие.

    В древлехранилище передавались античные и средневековые монеты, наконечники стрел неолитической эпохи, серьги курганной эпохи, кости мамонтов, найденные в Тульской губернии, фотографии храмов...

    В августе 1887 года в Туле побывал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. В посетительской книге древлехранилища он сделал надпись: «Видел начатки тульского археологического музея с удовольствием и сердечным желанием ему обогащения и успеха».

    На 1 января 1890 года в древлехранилище насчитывалось 823 предмета.

    В 1893 году Владыка передал под размещение древлехранилища и епархиальной библиотеки двухэтажный певческий корпус. Здание было отремонтировано, приспособлено к новому назначению.

    В апреле 1898 года при древлехранилище создается Тульское епархиальное историко-археологическое товарищество - в целях изучения, описания собранных памятников и издания трудов о них. Тогда же древлехранилище было открыто для доступа публики - по праздничным дням, с 12-ти до 2-х часов дня. Тульское историко-археологическое товарищество издавало сборники трудов «Тульская старина».

    В первом десятилетии XX века Тульская городская Дума отвела на территории кремля место для строительства музея, основой которого должны были стать экспонаты древлехранилища. Петербургский художник С. Стеллецкий разработал макет здания, но начавшаяся Первая мировая война не позволила реализовать проект. После Октябрьской революции экспозиция древлехранилища стала основой организованного в Туле художественно-исторического музея.

    В 1919 году Тульская губернская ЧК, находившаяся до этого в доме Ермолаевых-Зверевых (здание облисполкома и горисполкома, снесенное в начале 1980-х годов), была переведена в архиерейское подворье под защиту его высоких крепких стен. Это сделали в связи с тем, что город стал прифронтовым: к Туле рвались деникинские войска.

    Впоследствии в бывшем архиерейском подворье размещались областные управления ОГПУ, НКВД, МГБ, КГБ, ФСК, ФСБ.

    Здания архиерейского подворья частично сохранились до наших дней в перестроенном виде на территории Управления ФСБ по Тульской области.

    Частично или полностью сохранившиеся храмы г.Тулы.

  • Богоявленский собор, г. Тула
  • Покровская церковь, г. Тула
  • Владимирская церковь (церковь Николы за Валом), г. Тула
  • Староникитская церковь, г. Тула
  • Церковь во имя Покрова Божией Матери на подворье Щегловского монастыря
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рудакове, г. Тула
  • Церковь Успения в Павшине, г. Тула
  • Владимирская (Георгиевская) церковь, что на Ржавце, г. Тула
  • Петропавловская церковь, г. Тула
  • Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, г. Тула
  • Церковь Георгия на Хопре (Святодуховская), г. Тула
  • Церковь Рождества Христова в Чулкове, г. Тула
  • Домовая церковь во имя Трех святителей — Петра, Алексия и Ионы,
    митрополитов Московских при Тульском уездном духовном училище
  • Домовая церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы
    при Епархиальном женском училище
  • Домовая церковь во имя Александра Невского
    при мужской классической гимназии, г. Тула
  • Церковь во имя Димитрия Солунского при богадельне купца Петрова
  • Домовая церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери
    в приюте-богадельне Л.И.Трухиной
  • Домовая церковь во имя святителя и чудотворца Николая
    при Дворянском пансион-приюте
  • Домовая Покровская церковь при тюремном замке
  • Домовая Сионская церковь при епархиальном свечном заводе, г. Тула
  • Домовая церковь во имя святителя и чудотворца Николая и мученицы
    царицы Александры при Николаевском детском приюте
  • Домовая церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери
    при Кузовлевской богадельне
  • Домовая церковь во имя архангела Михаила при мещанском
    Михайловском детском приюте
  • Домовая Александро-Невская церковь при Тульском Александровском
    кадетском корпусе (позже — при губернской земской больнице)
  • Домовая церковь во имя святой мученицы Раисы при церковноприходской
    школе Щегловского монастыря
  • Предтечев монастырь (впоследствии - Архиерейское подворье)

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос