Храмы Пскова

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Псковской области
  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь (не сохранился), церковь действующая

    Псков

    Иоанно-Предтеченский монастырь основан в первой половине XIII века местночтимой княгиней Ефросиньей Рогволодовной, дочерью полоцкого князя, теткой князя Довмонта. Мужем Ефросиньи был Псковский князь Ярослав Владимирович, предавший Псков немцам. Ефросинья основала новый монастырь, постриглась, приняв имя Евпраксии, стала, по преданию, первой игуменьей Иоанно-Предтеченского монастыря. Князь Довмонт и его супруга Мария Дмитриевна щедро помогали монастырю.

    Ими, в частности, пожертвованы были вотчины и угодья вблизи города Гдова. Жизнь Евпраксии оборвалась трагически: князь Ярослав, бежавший из Пскова, вызвал княгиню на свидание в ливонское местечко Одемпе (Медвежья Голова), где она 8 мая 1243 года была убита своим пасынком, сыном Ярослава от первой жены-немки. Тело Ефросиньи привезли в Псков и погребли в соборе Иоанна Предтечи, с этого времени собор стал усыпальницей для псковских княгинь. Здесь покоились жена князя Довмонта-Тимофея княгиня Мария Дмитриевна, которая была внучкой Александра Невского, невестка Довмонта княгиня Наталья, жена его сына Давыда. В 1487 году здесь погребены умершие от голода жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского, прославившегося основанием Псково-Печерского монастыря.

    В 1811 году в приделе собора, снесённом в ходе реставрации после Великой Отечественной войны, был погребен Псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер, отец знаменитого героя Отечественной войны 1812 года Александра Фигнера. Вдова А. Фигнера в память о своём муже пожертвовала в монастырь потир, который в настоящее время хранится в Псковском музее-заповеднике. Надпись на потире гласит: «Подаяние вдовы л.-гв. артиллерии полковницы Ольги Михайловны Фигнер, урождённой Бибиковой, на память мужа ее, отличившегося во многих военных делах и погибшего на реке Эльбе 1 октября 1813 года, при изгнании неприятеля из отечества».

    Иоанновский монастырь много претерпел от неприятеля. Монастырь испытал все невзгоды польского нашествия в 1581 году, в 1615 году в монастыре находился «шведский магазин» (склад).

    По грамотам Великого князя Василия Иоанновича, царей Иоанна Васильевича Грозного и Михаила Федоровича Романова монастырь получил право обращаться непосредственно к ним по судебным делам. В царствование Михаила Федоровича Иоанно-Предтеченский монастырь, как наиболее пострадавший от поляков, литовцев и шведов, был возобновлен по его указу. Царь Михаил Федорович от своего имени и Патриарха Филарета дал монастырю 28 марта 1623 года грамоту на преимущества перед другими монастырями России. Подтверждение всех своих прав на владения монастырь получал от царя Алексея Михайловича, царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. После 1764 года материальное положение монастыря стало тяжелым, однако он попрежнему считался «первенствующим, первостатейным, знатнейшим из числа женских монастырей Псковской епархии», в него переводили монахинь из других упраздненных монастырей, к нему приписаны церкви, бывшие до 1764 года монастырскими: Ильинская (Илья Сухой) на Завеличье, Архидьякона Стефана с Луга. По штатам 1764 года монастырь был отнесен ко второму классу.

    12 сентября 1716 года монастырь посетили царица Прасковья Федоровна, супруга брата Петра I Иоанна, с дочерьми царевнами Анной Иоанновной, будущей Императрицей, и Прасковьей Иоанновной. 9 июля 1878 года монастырь посетили Великие князья Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Сергей и Павел Александровичи.

    В 1910 году здесь останавливалась Великая княгиня Елизавета Федоровна. Во время её визита, 8 (21) августа, игуменья Ювеналия поднесла ей икону Иоанна Предтечи и просфору. С преклонением колен Елизавета Федоровна приложилась к храмовой иконе Пророка Иоанна Предтечи и четырём гробницам местночтимых благоверных княгинь.

    Главный монастырский храм — собор Святого Пророка Иоанна Предтечи — построен в первой половине XII века. Предположительно, заложен собор был при благоверной Евпраксии. На южной стороне собора находилась двухпролётная звонница. Богослужения в храме совершались в летнее время.

    В 1845 году вместо прежнего Андреевского придела, устроенного в XVIII веке и пришедшего в ветхость, на средства псковского купца Андрея Афанасьевича Дерябина устроен новый монастырский храм Святого Апостола Андрея Первозванного. 11 октября 1908 года архиепископ Арсений освятил придел Серафима Саровского, устроенный в Андреевском храме на частные пожертвования. Все иконы в приделе представляли собой списки с икон, выполненных лучшими русскими художниками (Васнецов, Нестеров и др.). Образ Преподобного Серафима Саровского прислан Иоанновскому монастырю в благословение Саровской пустынью. Образ Печерской Богоматери был освящен в великой церкви Киево-Печерской лавры и пожертвован в Андреевский храм крестьянином Онисимовым в 1906 году. Богослужения в Андреевской церкви совершались в зимнее время.

    В 1882 году над входными монастырскими воротами была построена каменная колокольня на пожертвованную благотворителями сумму. На колокольне, кроме прежних семи колоколов, появились еще три колокола, пожертвованных благотворителями, из которых самый большой весом 145 пудов 30 фунтов с надписью: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу», был отлит в 1881 году во имя Иоанна Предтечи.

    Второй колокол весом 64 пуда 25 фунтов с аналогичной надписью был отлит на деньги благотворителей в 1882 году.

    Третий колокол весом 29 пудов 30 фунтов с такой же надписью был отлит в 1884 году. Все три колокола были отлиты в Санкт-Петербурге на заводе А.П. Васильевой.

    Четвертый колокол неизвестного веса был отлит к рождеству Иоанна Предтечи на Завеличье при Великом князе Федоре Ивановиче Афоней Панкратьевым.

    Пятый колокол, вес которого неизвестен, был отлит при царе Иване Васильевиче Грозном. После строительства новой колокольни звонница была упразднена, она осталась в прежнем виде, но без колоколов.

    В 1884 году на колокольне на средства псковской купеческой вдовы Екатерины Стехновской установили большие башенные часы с боем в малый колокол часов и получасов.

    В 1786 году архиепископом Псковским и Рижским Иннокентием к монастырю приписана церковь Святого Великомученика и Архидьякона Стефана, бывшего мужского монастыря с Луга. Стефановская церковь построена в 1546 году, каменная. В 1803 году по требованию губернатора Я.И. Аамбздорфа церковь передана консисторией в казенное ведомство. На этом месте предполагалось построить особое здание для хранения казенного пороха и селитры. В 1840 году по указу Псковской духовной консистории церковь разобрана.

    Причт монастыря до 1842 года состоял из двух священников, одного дьякона и двух причетников. Но по указу Святейшего Синода в 1842 году должность дьякона была упразднена. По штатам 1876 года в монастыре положено быть настоятелю, помощнику настоятеля и двум псаломщикам. Определением Святейшего Синода от 21 декабря 1884/25 января 1885 года разделение священников на настоятелей и помощников упразднено.

    Монастырь окружало небольшое кладбище для погребения монахинь. Кроме них на кладбище за особую плату в пользу монастыря хоронили мирян. На кладбище находились захоронения известных псковичей, в их числе три губернатора: Черкасов (1856), Прутченко (1886) и Пащенко (1900).

    Среди святынь монастыря был чудотворный образ Христа Спасителя, из которого, как видно из надписи, 18 мая 1243 г. в продолжение 12 суток истекало миро. В память об этом событии 18 мая ежегодно совершалась особая служба Всемилостивому Спасу. Икона Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона с частицей его мощей пожертвована в монастырь 20 ноября 1869 г. островской помещицей Екатериной Андреевной Симанской. В монастыре ежегодно 20 ноября совершалась служба святому Пантелеймону. Крестный ход в монастыре устраивался 24 июня (7 июля) в день храмового праздника Рождества Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 16-18 октября служили заупокойную службу по основательнице монастыря благоверной княгине Ефросиний и вместе с ней подвизавшимся благоверным княгиням Марфе, Наталии и монахине Снандулии.

    По ходатайству настоятельницы монастыря игуменьи Ювеналии, с разрешения Псковского владыки в 1898-1900 годах на территории монастыря построен каменный дом для церковной ризницы, просфорной и рукодельной. На пожертвования благотворителей в 1895 году открыта больница, в 1896 году на монастырские средства открыта церковно-приходская школа для детей. Кроме этих заведений при монастыре существовала богадельня на 5 старух.

    В 1903 году монастырь с двух сторон обнесён каменной стеной.

    С разрешения епархиального начальства в 1907 и

    1908 гг. главный храм значительно расширен, устроен новый придел во имя Святого Преподобного Серафима Саровского Чудотворца, освященный 11 сентября 1908 года епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким). В Андреевском храме заново позолочен иконостас, киоты промыты и позолочены. В Серафимовском храме иконостас, иконы и вся утварь были совершенно новые. Дорожки на монастырском кладбище в 1909 году замостили мелким булыжником.

    В 1913-1914 гг. в монастыре было 25 монахинь, 47 рясофорных послушниц и 32 послушницы-белицы.

    В 1914 году при монастыре устроен лазарет на 20 человек больных и раненых воинов, из которых пятеро содержались на средства монастыря. За неимением в монастыре свободного помещения под лазарет заняли упраздненную для этой цели монастырскую больницу. В 1915 году в кельи настоятельницы поместили воспитанниц 3-го класса Псковского епархиального женского училища с воспитательницами и служащими.

    В деревне Крестки, в трех верстах от города, находилась каменная часовня.

    Имена настоятельниц монастыря, кроме его основательницы, становятся известны только с XVII века. Все они имели сан игуменьи. Первой настоятельницей была благоверная княгиня Евпраксия (Ефросинья), затем известны следующие игуменьи: Иустина (1623), Агриппина (1626), Марфа (1640), Евфимия (1670), Ираида (1676), Анисья (1677-1685), Таисия (1688), Капито-лина (1700), Варвара (1706), Тавифа (1708), Евдокия (1712-1715), Евстолия (Ладыгина, 1716-1730, по указу Императрицы Анны Иоанновны переведена настоятельницей Московского Рождественского монастыря), Надежда (Пестрякова, 1731-1742), Павла (1743-1744, переведена в Ильинский монастырь на Запсковье), Елена (1744-1757), Ксанфиппа (1757-1764), Маргарита (1765-1778), Афанасия (1778-1780), Варвара (1780-1787), Тавифа (1787-1798), Иоанна (1798-1805), Евфросиния (1805-1821), Магдалина (1821-1838), Ангелина (1838-1893, из монахинь Тверской епархии), Агния (1863-1894, из монахинь Старо-Вознесенского монастыря), Ювеналия (Серафима Александровна Соколова, до назначения настоятельницей монастыря заведовала епархиальной общиной сестер милосердия, была начальницей епархиального женского училища. С 1894 являлась настоятельницей монастыря, скончалась 16 октября 1913), Ермиония (Евдокия Георгиевна Губанова, с 1896 по 1913 была казначеей монастыря, с 17 октября 1913 — настоятельница монастыря), Таисия (1913).

    Среди благотворителей монастыря особое место занимает царица Прасковья Федоровна. Она пожертвовала средства на устройство иконостаса. Благотворили монастырю её дочери Императрица Анна и Прасковья, Государыня Екатерина I, супруга Петра Великого. Граф Н. П. Шереметев пожертвовал в Андреевский храм плащаницу художественной работы, расшитую золотом и серебром.

    16 мая 1780 года, находясь в Пскове, Императрица Екатерина II повелела отпустить в Иоанновский монастырь 150 рублей.

    В начале XIX века выросло количество насельниц в монастыре, чему немало способствовали щедрые пожертвования А. А. Орловой-Чесменской. Не оставляла своим попечением Иоанновский монастырь и Императрица Мария Александровна, супруга Императора Александра II. Она жертвовала деньги даже на покупку чая и сахара для сестёр на праздники Рождества Христова и Святую Пасху.

    В начале XX столетия монастырь приведен в благоустроенный вид, храмы отремонтированы, построены новые жилые помещения и необходимые службы.

    В 1916 году священниками в монастыре служили Николай Карасев и Василий Холмский. Сведения о них после 1917 года не выявлены.

    После 1917 года монастырь занят красными войсками, для сестер обители оставлено только два маленьких домика, а также реквизировано все монастырское хозяйственное имущество, все продукты, керосин и вообще все, что было заготовлено, монастырь был лишен всякой возможности к существованию. Псковская духовная консистория 15 января 1919 г. просила Псковский губисполком «войти в положение насельниц монастыря и оказать им возможное снисхождение возвращением реквизированного скота и съестных припасов, а также и добавочного помещения». 27 января 1919 года Псковский губисполком в ответе Псковской духовной консистории сообщил, что «действия Советской власти по реквизициям имущества одинаковы для всех граждан и оказывать снисхождение Псковскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю нет оснований».

    В том же 1919 году в монастыре был размещен дом социального обеспечения для несовершеннолетних детей имени Карла Маркса, затем по предложению губисполкома монастырь вновь занят красными войсками. С уходом воинской части его помещения переданы в распоряжение губернского отдела социального обеспечения, там был размещен дом социального обеспечения для несовершеннолетних детей. После ухода воинской части помещения нуждались в ремонте.

    На заседании Псковского губисполкома 27 октября 1920 года рассматривался вопрос о помещениях для детских домов. Было принято постановление о размещении детского дома в Ивановском монастыре.

    1 июня 1920 года составлен акт отделом управления Псковского уездно-городского исполкома о передаче религиозному обществу «церквей Иоанно-Предтеченской, Апостола Андрея Первозванного и Серафима Саровского бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря г. Пскова». 31 марта 1922 года Псковская губернская комиссия помощи голодающим по учету и изъятию церковных ценностей во исполнение декрета Всероссийского центрального исполнительного комитета в присутствии членов церковного совета произвела учет и изъятие ценностей в Иоанно-Предтеченском женском монастыре. До 7 апреля монастырь обязывался сдать ценности в губернский финансовый отдел. 12 апреля 1922 года церковноприходской совет обратился в Псковскую комиссию по изъятию церковных ценностей с просьбой разрешить назначенные к изъятию церковные ценности заменить ложками, рублями и разным серебром, собранным прихожанами. По-видимому, это не было разрешено.

    На заседании президиума Псковского губисполкома 26 сентября 1923 года рассмотрено представление губернского отдела управления о закрытии церкви в Ивановском монастыре. Постановление губисполкома гласило: «Считаясь с фактом массового ходатайства рабочих 1-го государственного кожевенного завода «Пролетарий», церковь при Ивановском монастыре в г. Пскове закрыть.

    Проведение возложить на губернский отдел управления». Ходатайство прихожан бывшего Ивановского монастыря об оставлении церкви в их пользовании Псковским губисполкомом 10 октября 1923 года отклонено. 2 февраля 1924 года секретариат председателя ВЦИК в письме в президиум губисполкома сообщал, что «президиум ВЦИК не усмотрел в деле о закрытии Иваново-Предтеченской церкви в бывшем Ивановском монастыре достаточных оснований к пересмотру постановления президиума губисполкома от 26/IX-23 года. Об этом прошу довести до сведения заинтересованных лиц». Вместе с тем, отмечалось, что церковь является историческим памятником и находится в ведении губернского музея, средств на содержание и ремонт музей не имеет. Предлагалось передать здание церкви другой группе верующих, «которые гарантировали бы отсутствие политической борьбы (например, живоцерковники)...». По-видимому, церковь не была передана другим верующим, т.к. на заседании президиума Псковского губисполкома 25 марта 1925 года было принято постановление передать церковь заводу «Пролетарий» для устройства столовой «как закрытую и не имеющую исторической ценности».

    На заседании президиума Псковского губисполкома 10 июля 1924 года заслушан доклад о закрытии монастырского кладбища. В постановлении по этому вопросу сказано: «Ввиду закрытия Ивановского монастыря и передачи его в ведение кожзавода «Пролетарий» кладбище для похорон закрыть, запретив заводу производить какие-либо самостоятельные работы, и предложить губздравотделу рассмотреть вопрос о возможности срытия кладбища».

    8 мая 1925 года собрание союза кожевников постановило: «...ходатайствовать перед губисполкомом разрешить уничтожить бывшее монастырское кладбище и на месте такового устроить сквер для отдыха рабочих». 27 июня 1925 года президиум Псковского губисполкома принял решение о ликвидации кладбища в бывшем Ивановском монастыре: «Принимая во внимание неоднократные постановления общего собрания рабочих завода «Пролетарий», а также то, что в бывшем Ивановском монастыре находятся рабочий поселок, клуб и детская площадка, признать необходимым возбудить вопрос перед президиумом ВЦИКа о разрешении произвести срытие кладбища, предоставив заинтересованным из верующих право переноса покойников в течение месячного срока со дня разрешения и приняв все необходимые санитарные меры». 27 августа 1932 года Псковский горсовет рассмотрел ходатайство завода «Пролетарий» о передаче ему Иоанно-Предтеченской церкви, в которой к тому времени размещались столовая и клуб, для оборудования под гараж. Ходатайство было отклонено.

    Во время Великой Отечественной войны пожар и последующее запустение почти полностью разрушили поздние постройки. После войны в 1948-1949 гг. реставрирован только Иоанно-Предтеченский собор по проекту П.Н. Максимова; в 1973-1981 гг. работу продолжил С.П. Михайлов.

    Решением Псковского горисполкома от 14 ноября 1990 года собор Иоанна Предтечи бывшего Иоанновского монастыря передан общине верующих.

    В настоящее время собор бывшего Ивановского монастыря является приходской церковью.

    Адрес собора: ул. Горького, д. 1.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос