Иконы

Рождественского собора

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • К оглавлению: Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде.
  • Иконы Рождественского собора Антониева монастыря в Новгороде.

    В собрании Новгородского музея сохранилось большое количество икон, происходящих из Антониева монастыря, и, в первую очередь, из собора Рождества Богородицы. К сожалению, среди них нет древних икон, относящихся к начальному периоду истории обители, но зато до наших дней полностью дошел главный соборный иконостас XVI века, являющийся одним из центральных ансамблей новгородской живописи этого периода.

    Формирование иконостаса, вероятно, проходило в несколько этапов. К местному ряду относятся еще не раскрытая икона «Апостолы Петр и Павел», а также «О Тебе радуется», «София Премудрость Божия», «Святитель Николай Чудотворец, с житием» и храмовый образ «Рождество Богоматери, с житием». Икона «Рождество Богоматери», вероятно, была создана в 1530-1540-е годы — в период, связанный с деятельностью митрополита Макария, который еще до занятия московской кафедры был архиепископом Новгорода (1526-1542 гг.). Будучи сам иконописцем, он активно способствовал развитию новгородской живописи.

    Эта икона, вышедшая из макариевских мастерских, сохраняет черты, восходящие еще к традициям новгородской школы позднего XV века — чеканность и утонченность форм, четкость линий, плавность контуров, изысканность и идеальную выверенность рисунка, драгоценное звучание ярких цветов, сведенных в гармоничную палитру. Но главной особенностью макариевских иконописцев становится миниатюрность письма, тщательность проработки форм, подчеркивающая драгоценную фактуру живописи. Начиная с этого времени, миниатюрное письмо выходит за рамки отдельных иконных образов или книжных иллюстраций и становится массовым явлением, определяющим облик широкого стилистического направления в русской живописи.

    Основная часть иконостаса была выполнена чуть позже, уже после того, как Макарий покинул Новгород и занял московскую митрополичью кафедру. В период расцвета деятельности иконных мастерских, организованных Макарием, новгородские иконописцы исполнили целый ряд иконостасов для обновленных городских и монастырских храмов. Среди сохранившихся комплексов выделяются иконы церкви Петра и Павла в Кожевниках и собора Антониева монастыря, созданные в 550-х годах одной артелью, причем в обоих ансамблях использовались даже одинаковые прориси. Эти иконы рисуют картину широкомасштабного художественного производства, когда в мастерских новгородских художников ежегодно создавались сотни икон.

    Тем более впечатляющим оказывается качество живописи, в которой сохраняется присущая новгородскому искусству звучность образа, динамичность композиции, цветовая наполненность красок, которые не боятся контрастных сочетаний. Эти иконы наглядно демонстрируют своеобразие новгородского искусства середины XVI века, которое сохранялось, несмотря на все возраставшее влияние Москвы, диктовавшей свои художественные нормы.

    Помимо местного, в иконостас Рождественского собора входят еще три ряда: деисусный, насчитывающий девять икон; праздничный ряд, из которого сохранилось одиннадцать икон, а также пророческий ряд, состоящий из двенадцати образов. Позже, в конце XVII века, иконостас был дополнен праотеческим рядом из двенадцати ростовых изображений, а в 1716 году, когда в соборе был установлен новый резной иконостас, ансамбль получил завершение в виде шестого, страстного ряда и был увенчан «Распятием, с предстоящими».

    Все эти иконы в настоящее время хранятся в Новгородском музее-заповеднике.

    Далее: Реликвии и святыни Рождественского собора Антониева монастыря в Новгороде.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос