Антоний Римлянин и

Антониев монастырь

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • К оглавлению: Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде.
  • Преподобный Антоний Римлянин и история основания Антониева монастыря в Новгороде.

    На северной окраине Новгорода, на правом берегу Волхова, располагается ансамбль Антониева монастыря, с древнейших времен являвшийся северным форпостом города. История этой обители восходит к началу XII столетия и связана с именем ее основателя — преподобного Антония, получившего впоследствии прозвище Римлянина.

    В отличие от многих новгородских памятников, история монастыря и его собора, посвященного празднику Рождества Богородицы, довольно подробно освещена в различных документах. Основными источниками являются новгородские летописи, прежде всего, самая ранняя из них — Новгородская Первая летопись старшего извода и Житие преподобного Антония Римлянина, а также два документа, часто приписываемые самому Антонию,- его Духовная грамота и Купчая на монастырскую землю, на которой Антонием и была основана обитель.

    Житие преподобного Антония было составлено иноком Антониева монастыря Нифонтом в 1597 году и приурочено к обретению мощей святого, но в его основе лежит оригинал XII века, автором которого являлся инок Андрей, ученик Антония, принявший игуменство после смерти преподобного (1147-1157). Об этом под 1147 годом свидетельствует Новгородская Первая летопись: «...умре Онтон игумен. В то же лето вдаша игуменьство Андрееви по Онтоне». Духовная грамота Антония сохранилась в списке XVI века, но ее текст точно воспроизводит утраченный оригинал, который, наиболее вероятно, датируется временем новгородского епископа Иоанна Попьяна (1100-1130). Что касается так называемой Купчей Антония Римлянина, которая сохранилась в списке при судном деле 1573 года о земельных владениях Антониева монастыря, то сомнения в ее подлинности были высказаны еще в конце XIX века русскими историками В.О. Ключевским и Е.Е. Голубинским, а в современном источниковедении документ единодушно признан поздней фальсификацией.

    Икона «Преподобный Антоний Римлянин». XVII в. Реклингхаузен (Германия), Музей икон.
    Икона «Преподобный Антоний Римлянин». XVII в. Реклингхаузен (Германия), Музей икон.

    Согласно Житию, Антоний родился в Риме, в семье, придерживавшейся греческого вероисповедания. Судя по тому, что в год его прибытия в Новгород ему было около 40 лет, он родился в конце 1060-х годов, т. е. вскоре после великой схизмы (1054 г.), разъединившей Вселенскую Церковь на католиков и православных. После смерти родителей юный Андрей — таково было мирское имя святого — раздал часть денег и имущества бедным, а другую часть замуровал в бочку и бросил ее в море, после чего удалился к монахам и около 20 лет провел в уединении и молитве. Когда, по сведениям Жития, в Италии начались гонения на христиан восточного обряда, Антоний, как и другие иноки, покинул монастырь, в котором он в это время пребывал, и удалился на пустынный берег моря, где, стоя на скале, он, как столпник, провел год и два месяца.

    5 сентября 1106 года разыгралась страшная буря, и волны оторвали скалу, на которой молился Антоний, от берега и чудесным образом понесли ее «от римские страны по теплому морю, из него же в реку Неву, и из Невы реки в Нево езеро, из Нева же езера вверх по реце Волхову противу быстрин неизреченных, даж и до Великого Новаграда». На рассвете 8 сентября камень прибило к берегу Волхова на место будущего монастыря, и Антоний очнулся от звуков церковного колокола, созывавшего к богослужению на праздник Рождества Богородицы. Так свыше было определено место будущего монастыря и его посвящение.

    Слух о чужестранце, загадочным образом оказавшемся в Новгороде и не понимавшем русского языка, вскоре достиг епископа Никиты, который выведал у Антония тайну его чудесного путешествия. Вскоре владыка благословил Антония на создание обители, и на берегу Волхова была поставлена небольшая деревянная церковь, посвященная Рождеству Богородицы. Через год после прибытия происходит еще одно чудо: рыбаки, забрасывавшие сети по заказу Антония, выловили бочку с драгоценностями, которую юный Антоний утопил в море еще в Италии, уходя в монастырь. На найденные богатства Антоний покупает землю с селом Волховским и строит каменную церковь, а затем обстраивает обитель другими каменными храмами и постройками. В 1147 году преподобный Антоний умирает, завещав игуменство своему ученику Андрею, будущему первому составителю его Жития.

    Позднейшая Новгородская Третья летопись (XVII в.) сообщает о прибытии Антония в Новгород в 1106 году, и эта же дата присутствует в Житии и в Похвальном слове преподобному, составленном в середине XVI века. Эта дата не имеет древних летописных подтверждений и, по-видимому, является легендарной. Так, Житие, несмотря на упоминание 1106 года, в другом месте следует хронологии Новгородской Первой летописи, указывая, что в Новгороде преподобный Антоний пробыл «...до игуменства лет 14, в игуменстве же бысть лет 16 и всех лет поживе во обители 30». Таким образом, отсчет пребывания Антония в монастыре ведется не от легендарного 1106, а от летописного 1117 года, под которым имя Антония впервые появляется в древней летописи в связи с сообщением о закладке каменного собора. Тем не менее основываясь на подлинном тексте Духовной грамоты, где новгородский епископ Никита фигурирует как высшее духовное лицо, благословившее Антония на создание монастыря, можно утверждать, что Антоний прибыл в Новгород при жизни владыки Никиты, скончавшегося 30 января 1109 года.

    Новгородская Первая летопись с беспрецедентным для деятельности частного лица вниманием фиксирует жизнь Антония и созданного им монастыря. Так, под 1117 годом в ней говорится о том, что «игумен Антон заложи церковь камяну святыя Богородиця монастырь». В 1119 году «свершена бысть черкы Антонова святая Богородиця Новегороде», а в 1125 — «испьсаша божницю Антонову». В 1127 году Антоний строит в монастыре трапезную церковь. Тем более неожиданно сообщение летописи о поставлении Антония в настоятели созданного им монастыря, которое оказывается одним из первых деяний архиепископа Нифонта, пришедшего на новгородскую кафедру из Киева 1 января 1131 года: «...тыда же Антона игуменомъ Нифонт архепископ постави». Нифонт сменил отрекшегося от новгородского престола епископа Иоанна Попьяна — одного из самых загадочных церковных деятелей Новгорода XII века.

    Итак, Антоний Римлянин, по словам В.Л. Янина, «будучи благословен епископом Никитой и рукоположен епископом Нифонтом сразу же по занятии последним новгородской кафедры, между этими событиями находился в тяжелом и затяжном конфликте с князем Всеволодом и владыкой Иоанном Попьяном». Это противостояние недвусмысленно отражено в тексте Духовной грамоты преподобного Антония: «Се яз Антонии, хузшии во мнисех, изыдох на место сее, не приях и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа». Далее он заповедует братии об игуменстве: «А которой брат наш да от места сего начнет хотети игуменства или мздою или насилием, да будет проклят; или ото князя начнет по насилию деяти кому или по мзде, да будет проклят; или епискуп по мзде начнет кого ставити, или ин станет насильством творить на месте сем, да будет проклят».

    Причины этого конфликта, так и не разрешенного в бытность Иоанна Попьяна епископом, уходили корнями в сложные политические отношения, в основе которых лежало все более отчетливое стремление Новгорода к независимости от Киева. Политические мотивы этого противостояния, вне сомнения, теснейшим образом переплетались с церковной политикой новгородского владыки. Исследователями не раз высказывалось предположение о претензиях епископа Иоанна на автокефалию и независимость новгородской кафедры от Киева. Весьма вероятно, что категорическое неприятие владыкой Иоанном преподобного Антония было вызвано прокиев-ской позицией последнего.

    В свете высказанного предположения о противостоянии епископа Иоанна киевскому престолу особое значение приобретает вопрос об истинном происхождении Антония. Еще Е.Е. Голубинский высказывал сомнение по поводу чужеземного происхождения Антония, считая его богатым новгородцем.

    Вероятно, история необычного прибытия Антония в Новгород имела под собой определенную реальную почву, которая за века местного почитания преподобного обросла легендарными подробностями, а антилатинский пафос Жития окончательно сформулировался лишь в конце XV — первой половине XVI века, т.е. в эпоху реального противостояния католической экспансии, которую Новгород ощущал на себе более других русских земель.

    Примечательно, что и епископ Никита, благословивший Антония на создание монастыря, и новгородский владыка Нифонт, рукоположивший Антония во игумены, были выходцами из Киево-Печерской лавры. Не исключено, что поддержка, оказанная ими Антонию, была частью широкомасштабной программы монастырского освоения новгородской земли, вдохновленной иноками Киево-Печерской Лавры.

    Эта программа должна была быть известна и епископу Иоанну, что, как можно предполагать, учитывая его противостояние Киеву, и вызывало откровенно недоброжелательное отношение владыки к Антонию. Очевидно, Антоний был одним из первых монахов-миссионеров, посланных в Новгород из Киева и продолжавших исполнять свое послушание, оставаясь в юрисдикции киевского митрополита, что не исключает возможности его действительно чужеземного, скорее всего, греческого происхождения.

    Так, он мог быть выходцем из итальянской Калабрии, населенной греками и являвшейся в XI-XII веках территорией Византийской империи, что и стало причиной возникновения прозвища «Римлянин». В то же время именно поддержкой Киева может объясняться и тот беспрецедентный факт, что на протяжении 20 лет епископства Иоанна (1110- 1130) Антоний мог вести активную монашескую деятельность в самом сердце новгородской епархии, оставаясь непризнанным владыкой и практически находясь вне его юрисдикции. Как проницательно заметил Е.Е.Голубинский, «преподобный Антоний, как должно или по крайней мере можно подозревать, с великими усилиями и скорбями вводил в Новгороде монашество», и его трудный путь монастырского устроения действительно просматривается сквозь скупые слова его Духовной грамоты: «Да то все управит Мати Божия, что есмь беды принял о месте сем».

    Далее: История и архитектура Рождественского собора Антониева монастыря.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос