Зарайский район

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Зарайского района Московской области.
  • Зарайский район Московской области

    В современных своих границах Зарайский район Московской области образован в 1929 г. из части земель Зарайского уезда Рязанской губернии и земель Каширского уезда Тульской губернии. Территория Серебрянопрудского района Московской области ранее входила в Тульскую губернию. На северо-западной окраине Зарайска, на берегу р. Осётр, находится источник Белый Колодец.

    Здесь в 1225 г. пришедшие из Корсуни священник Евстафий, его жена Феодосия и сын Евстафий (известный в истории как Евстафий Второй, выдающийся книжник Древней Руси, автор "Повести о разорении Рязани Батыем") и клирик Апоница передали князю Фёдору Юрьевичу икону святителя Николая Чудотворца, ставшую святыней города, чудотворным образом Николы Зарайского (Заразского).

    В «Повести о перенесении иконы Николы Заразского из Корсуня» рассказывается: «В год 6733 (1225). При... рязанском великом князе Юрии Игоревиче принесен был чудотворный образ великого чудотворца Николы Корсунского Заразского из преславного города Херсонеса в пределы рязанские, в область благоверного князя Фёдора Юрьевича Рязанского. А стоял тот чудотворный образ в городе Корсуни посреди града близ церкви Апостола Якова, брата Иоанна Богослова. А в этой церкви Апостола Якова крестился самодержавный и великий князь Владимир Святославич Киевский и всея Руси.

    Великий чудотворец Никола явился Астафию и сказал ему: «Иди в устье Днепра в Понтийское море и сядь в корабль, и доплыви до моря Варяжского в Немецкой области. И оттуда пойдешь сухим путем до Великого Новгорода и далее в Рязанскую область не только беспрепятственно, но и с почетом». Астафий немедля взял чудотворный образ великого чудотворца Николы Корсунского и жену свою Феодосию, и сына своего Астафия, и одного из клириков приближенных своих... и направился в путь, как чудотворец приказал, охраняемый Богом, и чудотворец ему путь указывал. Пришел в устье Днепра... и далее пошел в Немецкую область в город Кесь... И пошел оттуда сухим путем, и пришел в Великий Новгород к великому князю Ярославу Всеволодовичу и к сыну его князю Александру, и пробыл там много дней. Великий чудотворец стал там великие чудеса творить... Астафий взял чудотворный образ Николы, отправился в путь с великою радостью и славою... И через много дней дошел до Рязанской земли...

    Чудотворный образ получил наименование после страшных событий, разразившихся над Русью в 1237 г. Об этом рассказывает «Повесть о разорении Рязани Батыем».

    Зарайская земля была постоянно разоряема набегами татар. В 1513, 1517, 1527 гг. отряды крымских татар встречала 11-башенная деревянная крепость, а в 1533 г. они наткнулись на каменную твердыню: «поставлен бысть град камен на Осетре у Николы Зарайского». Работы по её сооружению при слиянии р. Осетр и р. Монастырки начались в 1528 г. и закончились в 1531 г. Прямоугольная крепость со стенами высотой в 9 метров и толщиной в 3 метра находилась внутри острога - деревянных стен - и явилась надёжным убежищем для окрестных жителей. Она имела четыре мощных угловых башни: Караульную (северо-западную), Тайнинскую (юго-западную), Казённую и Наугольную - и три проездных: на севере Никольскую (слева щ м от её ворот стоит Никольская часовня, построенная в XIX в.), на западе Егорьевскую, на юге Спасскую. В 1533 г. Зарайск посетил великий князь Московский Василий III.

    В наградной грамоте князя сказано: «Против врагов стоял крепко и мужественно... на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякия шатости», В 1610 г. Коломна присягнула самозванцу, «тушинскому вору», и коломенцы послали грамоты в Каширу и в Зарайск, требуя и там такой же присяги.

    Патриарх Гермоген после занятия Москвы поляками благословлял всеобщий поход к Москве.

    В 1673 г. 8 июля произошло заступничество Божией Матери через её Казанскую Зарайскую икону за город при нападении крымских татар. Воевода Матвей Фёдорович Карандеев разгромил их отряд, возглавив ополчение горожан.

    Город получил регулярный план. В 1779 г. указом Екатерины II утверждён его герб: на голубом поле старая городская башня, освещенная лучами восходящего солнца, что означало, что "сей город новым учреждением паки возобновлен". И действительно, на конец XVIII - начало XIX вв. пришёлся его расцвет. Через Зарайск пролегал оживлённый Астраханский тракт. Многие купцы составили себе состояния, перегоняя гурты скота, купленные в южных губерниях, в Москву и Петербург.

    В Зарайске Бахрушины в 1868 г. основали школу, где бесплатно по программе народных училищ обучалось 150 детей, и две богадельни, при одной из которых, устроенной на северной окраине города в 1857 г., была построена церковь Казанской иконы Божией Матери (освящена в 1879 г.) В советское время храм закрыт, перестроен, в нем разместили приёмный покой больницы.

    Первый том этого труда, основного для всех краеведов, занимающихся церковной историей Рязанской земли, вышел в Зарайске в 1884 г. Смотрителем училища в последний период его существования был историк и педагог Александр Михайлович Пальмин (ум. 1931).

    Ему и ранее приходилось по просьбе командиров полков давать солдатам открытые уроки. Один из них посетили император Александр II с императрицей. Урок им понравился, и они удостоили учителя денежного вознаграждения. Столпянский разработал методику, дающую возможность в сжатые сроки (как правило, в первую зиму службы) обучить новобранцев грамоте. Он использовал так называемый словесный метод, не беря мел в руки.

    В том же 1909 г. при сельце Воронине при участии (в начальный период) епископа Арсения (Жадановского, расстрелян в 1937 г.), возникла Гефсиманская женская монашеская община. Она была известна императорской фамилии, здесь хранилась плащаница - дар императрицы Александры Фёдоровны, и иконы - дар великой княгини Елизаветы Фёдоровны (причислены к лику новомучеников и исповедников Российских).

    В районе полностью разрушены храмы: Казанский в с. Астрамьево (1826), Никольский в с. Авдееве, Никольский в с. Апоничищи, Скорбященская церковь в с. Ивановское (Любава), Казанская в с. Карташово, Знаменская в с. Макеево, Введенская церковь в с. Жилконцы (до сих пор изображаемая на картах, хотя сломана в 1940-х гг.) Кобыльский Погост со Спасской церковью (1814), церковь Рождества Божией Матери в с. Лошатово, деревянный храм Рождества Божией Матери в с. Плуталово (1751), Никольский храм в с. Столпово (1752), церковь Рождества Божией Матери в с. Старынино, Казанский храм в с. Кувшиново (1786), церковь Великомученика Димитрия Солунского в с. Троена (1823)., Тихвинский храм в с. Беззубово, Успенская церковь в с. Дудино, Никольская в с. Косяево, церковь Михаила Архангела в с. Петрово, Никольский храм в с. Узуново.

    Красивая, кирпичная с башенками ограда зарайского кладбища, расположенная на холме, построена в 1908 г. по инициативе городского головы (с 1898 по 1917 гг.) Николая Ивановича Ярцева (1854 - после 1917 г., он похоронен на кладбище, но могила его утеряна). Но уже не возвышается над оградой купол кладбищенской церкви Рождества Божией Матери с приделом Успения Пресвятой Богородицы (1809). Она стояла сразу за главными воротами. На несколько запущенном кладбище похоронены многие знаменитые жители города.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Источник материала: книга «Г. Зарайск. Храмы Зарайского и Серебрянопрудского районов». Протоиерей Олег Пэнэжко. Владимир, 2002. См. Книги протоиерея Олега Пэнежко.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос