От князя до инока

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Храмы Московской области

  • Книга «Вероятное известие о знаменитом храме Московской губернии».
  • К оглавлению: «О Дубровицком храме и не только о нем».
  • Знаменская церковь, село Дубровицы в разделе Храмы Московской области.
  • От князя Бориса Голицына до инока Боголепа

    По преданию славный наш дубровицкий князь Борис Алексеевич Голицын, ктитор храма Знамения Пресвятой Богородицы происходил из старинного княжеского рода литовского Гедиминовичей. Один из потомков князя носил прозвище «Голица», что значит кожаная рукавица без подкладки. Со временем, с XIV века, прозвище преобразовалось в фамилию, которая стала одной из самых известных на Руси. Несколько поколений Голицыных верно служили русским самодержцам. И были с ними в родстве: сын внука Гедимина, прибывшего на царскую службу в Россию, Юрий, женат был на дочери великого князя Василия и приходился дедом великому князю Ивану Васильевичу. А у Юрия было четыре сына - четыре ветви - второй из сыновей, князь Михаил Иванович Голица, и стал родоначальником той именно ветви рода Голицыных из которой и происходит «дубровицкий» Борис Алексеевич - внук его. Среди всех Голицыных Борис Алексеевич был самым выдающимся и знаменитым. Ведь это ему принадлежит заслуга в том, что главный реформатор России Петр I стал именно таким.

    Юношей Борис Алексеевич - стольник старшего брата Петра, болезненного Феодора Алексеевича, а после - стольник у малолетнего царевича Петра Алексеевича. Царь Феодор, хоть и был физически слаб и болен, обладал высокой духовностью и был весьма образован. Тоже и Голицыны, Борис и Василий, знали несколько языков ц хорошо знакомы были с западной культурой. Братья Голицыны (двоюродные) меж собою дружили. Судьба их развела по противоборствующим партиям-кланам: Нарышкиным (за Петра) и Милославским (за Софью). Борис был бесконечно предан Петру, и мать царевича Наталья Кирилловна Нарышкина его назначила в дядьки», то есть воспитатели своему сыну. Василий же был фаворитом Софьи и все делал для ее восшествия на трон. И не сдобровать бы Василию, казнили б и его, как Шакловитого, «за измену», если б не брат Борис: сумел он царя убедить в том, что не своею волею Василий действовал. (А тайная вина Василия в том состояла, что, минуя патриарха Московского Иоакима, пытался получить от вселенских патриархов грамоту на венчание царевны Софьи царским венцом). Петр уступил просьбам своего любимца, ведь именно Борису обязан был он не только восшествием своим на престол, но, возможно, и жизнию. Узнав о готовящемся нападении на село Преображенское, где находился Петр с потешными войсками, Борис Голицын уговорил своего ученика, которого поднял с постели спящим, не медля, ночью, бежать в Троице-Сергиев монастырь. И во все три дня монастырского «сидения» Борис Алексеевич рядом был со своим воспитанником... И был главным, самым активным организатором собирания сил, необходимых для утверждения власти Петра. И все же, когда казнь Василию Голицыну заменили ссылкой, завистники сумели настроить самодержца против Бориса Алексеевича, ему была объявлена опала царская и запрет на глаза являться. Во время опалы жил князь Борис Алексеевич в Дубровицах безвыездно. Возможно, в это именно время он и начал (на бумаге, а может быть на макете, который дубровицкие древодели-искусники мастерили), обдумывать строительство славного храма в Дубровицах?

    К нему в имение иностранные гости приезжали. Знаток латыни, князь Голицын изумлял иностранцев познаниями своими в искусствах разных и науках. Однако не менее удивлялись они его несдержанной грубости. Однажды «...позвал к себе иностранцев и изумил их своим грубым обращением с музыкантами-поляками, привел в ужас выходкою против несчастного учителя детей своих, тоже поляка», — читаем у С. М. Соловьева в его «Истории государства Российского». Весьма невоздержанным он и в последующие годы был: во гневе однажды избил до смерти своего зодчего. Тоже и в вине меры не знал. Так, в одном из писем Петру, которое, как обычно, с латинских фраз начинает, оканчивает так: «Бориско, хотя бысть пьян».

    А опала с князя вскоре была снята, и Петр I сам позвал в столицу его, чтобы наградить боярским званием. И князь-боярин Голицын в знак примирения и благодарности объявил Петру, что в Дубровицах возведет храм, которому равного во всем мире не сыщется. Во все века будет храм этот славен... Может быть, слова свои подкрепил рисунками, да схемами, Да расчетами? Потому что царь тогда же ответил ему известною, уже приводимою здесь фразой: «Славное дело задумал ты, а казною и я помогу». Видимо, У Голицына были то не просто слова, а хорошо обдуманный проект...

    Возможно, и сам Петр I в планах поучаствовал?

    Годы строительства храма - годы петровских северных походов, выхода России к морям, основания столицы северной. А на князе Борисе Алексеевиче были тогда Казанский да Астраханский приказы, то есть весь юго-восток России... И в то же время в подмосковной глуши, в Дубровицах, небывалой красоты храм, созидаемый в угоду самому царю Петру, золотою царской короною восходил к небу. Храмом восхищались все, кто видел его, но тогдашний патриарх Адриан отказывался напрочь освящать его: (возможно из-за этой самой короны — символа царской власти, что высилась над символом власти церковной, куполом?). Да так, не освятив храм этот, и умер патриарх Адриан. А после смерти его царь Петр одним из первых указов отменил патриаршество, и Церковью стал править Священный Синод во главе с местоблюстителем патриаршим Стефаном Яворским.

    Наконец, свершилось торжество освящения Дубровицкого храма. Волны славы и величия вознесли тогда на самый гребень князя Бориса Голицына. Его барельеф из белого камня, вправленный в каменный медальон был расположен в самом центре несущей арки церкви, прямо над стоящими под ним, на восьмиграннике хоров, самыми именитыми гостями. А его близкие, супруга и любимый сын Алексей, подобным образом были изображены в центре двух других несущих арок Знаменской церкви.

    Но уже через несколько лет после дубровицких торжеств снова на князя пала царская немилость, и причиной тому стал бунт во вверенном Борису Голицыну Астраханском приказе. Голицын был снят с должности. Все это, однако, не повлияло на личное к нему расположение царя. «Петр до конца сохранял привязанность к человеку, который сделал для него много добра, хотя и говорили, что царь был ему обязан и некоторыми своими дурными привычками.

    А в 1713 году враз постаревший князь Голицын, страдавший подагрою и хирагрою, потерявший сына Алексея, был утешен царем: Петр прислал ему собственной работы возило, или кресла, на которых больной мог ездить». (Соловьев С. М., «История государства Российского»). В том же году князь Борис Алексеевич, собрав себе богатую церковную утварь, подаренную царем еще во время освящения храма Дубровицкого, отправился в далекую лесную глушь, монастырь Флорищеву пустынь, где и постригся в монахи под именем Боголеп. Имя такое, наверное, не случайно было выбрано: оно в себе объединяет начальные буквы имени и фамилии князя. Заметим, что еще раньше этим именем был наречен и бывший когда-то иноком Борис Годунов.

    Построена была обитель в живописнейшем месте, на пологом холме, с которого замечательный вид открывается на уходящие к далекому синеватому горизонту леса. Не долго пожил инок Боголеп в пустыни, менее года... Но и за это время его стараниями и на его средства построен был двухэтажный каменный корпус, названный потом Голицынским. И сегодня поражает Флорищева пустынь своей удаленностью от суетных мест и своею русскостью.

    Монастырь во Флорищах, как и сотни других, был закрыт в советское время, а затем приспособлен под воинскую часть. До наших дней уцелели только кирпичные скелеты зданий святой обители, но и они впечатляют. Очаровывает дивная гармония архитектуры этих построек и окружающей природы.

    Волею судеб и стараниями Константина Александровича Семенова была совершена в те места паломническая поездка прихожан Знаменской церкви и учащихся старших классов Дубровицкой общеобразовательной школы. Встретил паломников наместник монастыря иеромонах Варнава (Баранов), который помог по сохраненному плану отыскать место захоронения князя-инока. «В лето от создания мира 7222, от Рождества Христова 1713, месяца апреля 25 дня Боярин Князь Борис Алексеевич Голицын отъехал из дома своего и пришельствова в обитель сию Пресвятые Богородицы, честнаго и славного Ея Успения, нарицавшую пустыню, яко же на Флорищевых горах, и того же года месяца июля 9 дня в оной обители восприят мнишеский чин, во иноцех наречен бысть Боголеп, и живяше в монастыре того же года октября до 18 числа, и преставился в 4 часу дня, и погребен бысть того же месяца в 31 день». Такова была надпись на могильной плите, которая сохранилась только в старых документах и дореволюционных фотографиях. Сама же плита, как и каменная часовня-усыпальница князя-монаха была до основания уничтожена...

    Сняв небольшой слой грунта и приоткрыв кирпичную кладку усыпальницы, паломники подготовили место для креста, который привезли с собой из Дубровиц, и установили его на могиле инока Боголепа. Так волею судеб, а также стараниями Константина Семенова и паломников дубровицких свершилась связь времен.

    Далее: От реставрации до реставрации.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос