Заведенье

Церковноприходская школа

Дата публикации или обновления 26.02.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Православная церковноприходская школа

    Д. Заведенье.

    Из Куровского дорога идёт на Заволенье, Тереньково и в Смолёво.

    В 1891 г. в д. Заволенье по ходатайству миссионера-слепца А.Е. Шашина открыта школа. Алексей Егорович Шашин родился в 1851 г. в Нижегородской губернии. Уже в ранней молодости он имел сильную склонность к изучению Священного Писания. В 19 лет он уходит из православия в раскол в спасово согласие, но через три года снова переходит в православие. На его решение повлияла встреча с архимандритом Павлом Прусским, под руководством которого Алексей Шашин изучает приёмы полемики и становится миссионером. Некоторые из его сочинений были напечатаны (например «О двух беседах со старообрядцами в с. Зуеве»).

    Школа в Заволенье помещалась в собственном двухэтажном деревянном здании, пожертвованном павловопосадским купцом, благотворителем, потомственным почётным гражданином Василием Никифоровичем Грязновым.

    В 1920 г. в Павловском Посаде был закрыт Покровско-Васильевский монастырь. Над настоятельницей игуменьей Алевтиной (Овчинниковой) и попечителями монастыря О.Я. Лабзиной и В.Н. Грязновым, строителем школы в Заволенье, был назначен суд. Их обвиняли в «духовном одурманивании и экономическом угнетении трудящихся масс». В.Н. Грязнову и О.А. Лабзиной удалось скрыться. О дальнейшей их судьбе ничего не известно.

    В 1909 г. в школе д. Заволенье обучался 71 человек. Заведовал школой священник А. Некрасов, попечителем был потомственный почётный гражданин Л.Г. Мойкин.

    Заволенье (или, как раньше её называли, д. Завольная) была родиной, как некоторые считали, гуслицкого фальшивомонетничества. Газета «Московский листок» в 1883 г. писала о зарождении делания фальшивых денег в 1850-х гг., то есть с опозданием более чем на 30 лет.

    «Московский листок» в сентябре 1883 г. писал: «Первые монетчики в Гуслицах появились в 1850-х годах. Родоначальником их, без сомнения, может назваться Михаил Терентьевич Пуговкин, крестьянин д. Завольной. Это очень предприимчивый старик. В былое время, когда старообрядцы не имели собственных попов и вынуждены были сманивать последних от церкви, М.Т. Пуговкин, в качестве выдающегося в Гуслицах древлеправославного ревнителя, часто отправлялся в дальние степные губернии и здесь впервые начал сбывать мелкие кредитки известной в то время "нахичеванской" подделки.

    Но провоз последних в Гуслицы сопряжён был с некоторым затруднением, и в д. Завольной открыта была собственная фабрикация фальшивых ассигнаций. С этого времени фамилия Пуговкиных постоянно фигурирует в уголовных процессах то там, то здесь - одни за подделку кредитных билетов, другие за сбыт этих фабрикации. Крестьянскому обществу д. Завольной до того надоели наезды полиции и чинов судебного ведомства, привлечение к делам, обычные судебно-полицейские проволочки, всё из-за Пуговкиных, что общество, наконец, вынуждено было многих членов обширного семейства Пуговкиных удалить из своей деревни по увольнительным приговорам. Дети М.Т. Пуговкина - Родион, Елисей и Исаак - уже специально занялись фальшивомо-нетным ремеслом. Выдержав ряд острожных заключений и будучи привлечены по делу отца, они в силу старинного судебного обычая, хотя и оставлены в подозрении, но были выпущены на свободу.

    Рассевшись по разным сторонам, они продолжали своё дело. Родион Михайлов Пуговкин стал практиковать фальшивомонетные дела в самой Москве, нажил этим путём порядочные деньжонки, но всё-таки не избежал злачных мест, и жизнь свою окончил в московском тюремном замке. Вдова Родиона Пуговкина, Анна Осиповна, с детьми, ещё малолетними, не бросила занятий мужа.

    Проживая то в Москве, то в Гуслицах, она вошла в сношения с другими гуслицкими монетчиками, участвовала также в подделке ассигнаций, была арестована и по суду сослана на житьё в Сибирь. Елисей и Исаак Пуговкины, следуя семейным наклонностям, занялись также теми же делами и считались в Гуслицах искуснейшими монетчиками. Исаак, выпутавшись неоднократно из-под следствия и суда, поселился в последнее время в Павловском Посаде, где сделался домовладельцем и зажил на широкую ногу. Все давно говорили, что он по-прежнему занимается подделкой, и билеты его фабрикации были замечательно искусно подделаны; существовавший за ним полицейский надзор оказывался бессильным.

    Агенты сыскной полиции очень долго ухаживали за ним, выследили наконец, и он был снова арестован; но уличить в подделке его опять было невозможно, потому что все принадлежности подделки, составлявшие собственность И. Пуговкина, найдены были у третьего. Все-таки Исаак на суде приговорён был на поселение в Сибирь. Народная молва гласит, что с братом Елисеем и другими представителями знаменитой фамилии он преспокойно проживает в настоящее время в Минусинском округе Енисейской губернии, где все они занялись, по примеру своего отца, распространением раскольничьей иерархии и староверческого учения. Об этом были даже газетные известия, где говорилось, что братья Пуговкины, миссионерствуя в сибирских тундрах, обратили в раскол до четырёхсот душ.

    С лёгкой руки Пуговкиных подделка ассигнаций распространилась по всем Гуслицам. Не было такой деревушки, в которой не появились бы монетчики. Разнокалиберные подпольные печатники с лихорадочной поспешностью изготовляли свои бумажные изделия и сбывали на ближайших ярмарках и базарах. Более крупные и осторожные сбывали мелкие кредитки в дальних сторонах: в Астрахани, Саратове. Ростове-на-Дону и даже в Одессе, не говоря уже о Петербурге. Москве и Нижнем, куда фальшивые ассигнации возили наряду с бумажными тканями, нанкою и сарпинкою, запаковывая нередко то и другое вместе. Полиция того простейшего доброго времени смотрела на всё это дело сквозь пальцы...»

    В Заволенье сохранилась каменная кладовая. В д. Тереньково с незапамятных времен была молельня старообрядцев-неокружников. 15 февраля 1908 г. близ д. Тереньково в снегу был найден замёрзшим, с котомкой на плечах, местный крестьянин-старообрядец Марк Цветаев. «Последние годы он вынужден был жить подаянием. Раньше же он занимался письмом певческих крюковых книг. Но грошовый заработок заставил покойного обратиться к такому роду существования. Этот человек, принёсший так много пользы старообрядцам как писец, погиб среди вьюги, вынужденный идти в непогоду за подаянием. Такова же почти участь постигла и многих других писцов певчих крюковых книг в Гуслицах».

    В 1916 г. в д. ЕфимовоТеренинской волости была бумаготкацкая фабрика Н.П. Тарасовой с 31 рабочим. На фабрике стоял нефтяной двигатель, выпускались: рубчик, репс, сатин, бязь и другие ткани.

    В Смолёве в 1912 г. освятили старообрядческий неокружнический храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный на свои средства местной прихожанкой Матрёной Родионовной Елисеевой. В советское время храм был разрушен. Он стоял против большого дома Елисеевых. Матрёна Родионовна и её муж похоронены на кладбище в Смолёве.

    В наше время старообрядческая моленная возрождена в Смолёве, она помещается в обычном доме.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100