Вышгород

Успенская церковь

Дата публикации или обновления 01.09.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы

    С. Вышгород (Набережная Слобода).

    В 1351 г. в Вышгороде стоял с войском и с братьями Иваном и Андреем, "и с прочими князьи", собираясь идти на Смоленск, великий князь Московский Семён Иванович, прозванный Гордым. Здесь он принимал послов великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича "со многими дары о миру, он же (Семён Иванович)... мир взя и послы отпусти с миром". Вышгород сильно пострадал в Смутное время. Церкви были сожжены. Соборная церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на городище построена вновь в 1628 г. на прежнем месте.

    На посаде в 1662 г. восстановлена деревянная церковь Пречистой Богородицы Положения Честной Ея Ризы с приделом Козьмы и Дамиана.

    Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Набережной слободе на р. Протве восстановлена в 1659 г.

    Сохранилось описание 1677 г.: дворцовая Вышегородская волость на р. Протве, "а в ней осыпь (вал) на Пыченской горе с двух сторон... а кто тое осыпь делал и для чего и в которых годех того сказали старожильцы не ведают. А в осыпи соборная церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста, в соборе образ Вознесения на золоте (развалины собора уничтожены в 1960-х гг.)

    В Вышгородской же волости Посад на р. Протве. А на Посаде церковь Богородицы Положения Честныя Ея Ризы с приделом Козьмы и Дамиана деревяна клецки с трапезою. Слободка Бережная на р. Поротве, а в Слободке церковь Успения с приделом великомученицы Параскевы нарицаемой Пятницы деревяная клецки с трапезою и папертью у церкви два колокола".

    В 1693 г. по именному высочайшему указу "даны иноземцам Вахромею и Петру Меллер с материю их вдовою Анною Вахромеевою женою Меллер после иноземца Ивана Акемы в Малоярославецком уезде железные заводы Угоцкие и Истицкие и к ним в Верейском уезде дворцовая Вышегородская волость с селами и деревнями на урочные года". При Петре I Вышгород утратил статус города.

    В 1725 г. построена по прошению священника Казанской церкви Филиппа Ефимова, взамен сгоревшей, и в 1727 г. освящена деревянная церковь Успения в Набережной Слободе Вышегородского стана в вотчине иноземцев Вахромея и Петра Вахромеевых Миллер.13 февраля 1751 г. именным высочайшим указом пожалованы генерал-поручику, графу Александру Ивановичу Шувалову (1710-04.01.1771) "за верную его службу в вечное и потомственное владение Истицкие и Угоцкие железные заводы в Ярославецком и Боровском уездах и в Верейском уезде дворцовая Вышегородская волость с крестьянами и со всеми угодьями".

    В 1775 г. имение умершего генерал-фельдмаршала А.И. Шувалова перешло к его вдове Екатерине Ивановне и дочери Екатерине, жене действительного тайного советника, президента Мануфактур-коллегии, графа Гавриила Ивановича Головкина. В 1797 г. по заказу владелицы с. Набережная Слобода графини Е.А. Головкиной построена ныне существующая двухэтажная церковь (вверху престол был освящён во имя празднования Успения Пресвятой Богородицы, внизу - во имя мученицы Параскевы). Колокольня пристроена в XIX в.

    Поблизости от с. Набережная Слобода в с. Вышгород стояли два храма Крестовоздвиженский и Косьмы и Дамиана (полностью разрушены в советское время), в которых до 1918 г. служили священномученики о. Александр Смирнов и о.Феодор Ремизов. Будущий священномученик о. Александр Смирнов родился в 1877 г. в с. Вышгород и служил в Крестовоздвиженской церкви села до своей мученической кончины в 1918 г.. За простоту в обращении и милосердие был любим прихожанами. Когда кому-нибудь требовалась помощь, он оказывал её просто и без сомнений. Исполнял церковный устав, не допуская сокращений или отступлений в службах. Был наделён от Бога красивым и сильным голосом, так что церковное начальство не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов.

    В 1918 г. советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, запретив любую форму пропаганды религии, в том числе даже ношение священником рясы вне храма. Кое-где угрозами принуждали священников изменить свой облик и, бывало, за неподчинение убивали. Местные власти потребовали от о. Александра, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы. После совета со своим старцем-священником о. Александр сказал, что никогда не подчинится беззаконному распоряжению и не откажется от облика православного пастыря.

    В Верейском районе особой жестокостью отличался милиционер Мужеров из с. Вышгород. Возмущённые его злодействами крестьяне, не найдя на него управы у местных начальников, убили его. Из Москвы был послан отряд карателей-латышей - 50 всадников, которые должны были устрашить население. Они собирались казнить не только крестьян убивших милиционера, но и всех священников, которых удастся захватить. В храме Космы и Дамиана, расположенном неподалёку (в с. Вышгорода в сторону д. Ново-Борисовка), служил о. Феодор Ремизов. 14 ноября здесь был престольный праздник, на который собралось духовенство и миряне со всей округи. После литургии, молебна и общей трапезы священники разъехались по приходам. В тот же день, ближе к вечеру, в расположенную рядом с Вышго-родом деревню Новая Борисовка вступил вооружённый отряд латышей. Им повстречался церковный сторож, и они зарубили его. Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера, были без всякого суда казнены.

    Каратели послали за о. Александром. Его жена со старшей дочерью Еленой решили сами пойти к сельсовету, чтобы посмотреть, что там происходит. В доме остались лишь священник и его четырёхлетний сын. Раздался громкий стук в дверь. О. Александр открыл, и сразу же вооружёнными карателями наполнился дом; они требовали: "Собирайтесь". Помолившись, о. Александр надел новую тёплую рясу, шапку и вышел на улицу. На пути они встретили идущего под конвоем о. Феодора. Священникам объявили, что они будут сейчас казнены. «Надо помолиться», -сказал о. Александр. - «Молись», - разрешил начальник отряда. Священники, преклонив колена, стали молиться. Получив уверение свыше о том, что душа его будет удостоена мученического венца, и даже о ближайшей участи палачей, о. Александр сказал: «Я готов. Теперь делайте со мной что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете».

    Только лишь он это сказал, палач взмахнул шашкой и рассек ему голову от правого виска до темени. Священник упал на колени и поднял руку для крестного знамения. Последовал второй удар шашкой, отсекший затылок. Но священник был жив. Палачи выстрелили в голову и в шею и дважды проткнули живот штыком до спины и единожды поперёк от бока до бока. Но диво! Священник был силою Божией жив. Страх напал на мучителей. И тогда один из них ударом в сердце его умертвил. Палачи приступили к о. Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. О. Феодор был ещё жив, но они не стали его добивать: таково было впечатление от убийства безвинных священников, что каратели спешили покинуть место казни. Крестьянам в деревне они говорили: "Ну и поп этот Александр, никогда ещё таких мы не видели", - и рассказали об участи, которую он им предвозвестил (слова о. Александра исполнились в точности, через несколько дней отряд был уничтожен под с. Балабаново).

    Назавтра рано утром один из местных жителей при въезде в Новую Борисовку услышал стоны. Он слез с лошади и увидел лежавшего на снегу о. Феодора. Неподалёку обнаружил тело о. Александра. Он объявил об этом крестьянам, но когда они пришли, о. Феодор уже скончался. На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти, боясь народа, поспешили признать священников невиновными и в знак этого прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан. На девятый день после кончины о. Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшиеся на месте убиения косточки, указав ей и само место. Примерно через год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепительной белизны.

    В 1920-х гг. дом священника был сожжён.

    Среди пепелища уцелела лишь фотография о. Александра, обгоревшая по краям.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100