Сергиев Посад, Успенская церковь

Дата публикации или обновления 05.03.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы

    Г. Сергиев Посад.

    Церковь расположена к югу от обители Преподобного Сергия в бывшем подмонастырском с. Клементьево (древнейшем из подмонастыских сёл). В 1504 г. в Клементьеве уже 134 двора. Это поселение, находившееся на важном торговом пути, ведущем из Москвы в северные города, имело свою церковь, вероятно, ещё в XV в.

    Первое достоверное известие о ней относится к 1513 г.

    Супруга великого князя московского Иоанна III (1440-1505), Софья Палеолог (ум. 1503), долго и тщетно желая даровать наследника престолу, молилась преподобному Сергию. С тёплой верой пошла она молиться преподобному, и вот, не доходя обители, на Клементьевском поле, встречает она светлого старца, подобного образом святому Сергию, который внезапно бросил ей в лоно младенца. Объятая ужасом, она упала и, принесённая в обитель, поверила предзнаменованию, пролив благодарные слёзы над ракой святого. Через год над той же ракой крещён был обетованный сын Василий, рождённый в самый день Благовещения.

    Летом 1608 г. отряд пана Лисовского сжёг «посад Клемянтеево и во округ ту жилища человеческа в воздух дымом разлиа», - писал келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын. При осаде Лавры поляками в 1608-1610 гг. крестьяне с. Клементьево Шилов и Слота ценою собственной жизни уничтожили подкоп, сделанный поляками под Пятницкую башню Троице-Сергиева монастыря.

    В 1594 г. он был рукоположен во диакона, в 1608 г. во священника ко храму своего села. Отправившись в Москву для рукоположения во иерея, Иван Наседка пробыл там до весны 1611 г. и был очевидцем ужасов Смутного времени, которые мастерски описал в приложениях к житию преподобного Дионисия. По разорении Москвы он возвратился на родину; его дом и храм были разрушены, и он, не имея крова и ради безопасности жил в Троице-Сергиевом монастыре, где ему было поручено отправление треб для мирян в Церкви Преподобного Сергия над воротами обители и погребение умерших.

    Наседка дополнил уже написанное им из полемических сочинений, обращавшихся в то время в московской литературе («О образех», Просветитель Иосифа Волоцкого, собственное сочинение на Антона Подольского и др.), и представил патриарху Филарету.

    В конце 1627 г. Наседка, вместе с игуменом Московского Богоявленского монастыря Илиею, по поручению царя и патриарха, рассматривает уже дважды осуждённое (на киевском соборе 1621-1622 гг. и в октябре 1627 г. в Москве) Евангелие учительное Кирилла Транквиллиона Ставровецкого и составляет «Свиток укоризнен Кириллу Транквиллиону погрешительным его словесем, блужения его ересем... » в 49-ти главах.

    С 10 августа 1641 г. Иоанн Наседка по приказу царя Михаила Федоровича составляет опровержение на журнал июньских прений, составленный пастором.

    В сентябре 1651 г. он оставляет должность главного справщика, а в конце года совершенно увольняется с печатного двора. Несомненно, что им был заявлен патриарху Никону протест против исправления книг и притом заточение в Кожеозерский монастырь; в розыске, начатом по поводу смуты среди московского духовенства, о нем совершенно не упоминается, из чего можно заключить, что он в это время уже был выслан из Москвы. В июне 1651 г. инок Иосиф (Наседка) и его товарищ справщик инок Савватий, вместе с ним уволенный Никоном с печатного двора, вызывались из Кожеозерского монастыря в Москву, для дачи показаний по делу но; вероятно, он вскоре после того скончался.

    В 1678 г. в слободе «всех иконников 24 двора, людей в них 50 человек». Сохранились иконы работы климентовских иконописцев «Преподобный Сергий Радонежский» (1-я четверть XVII в.), иконы из деисусного чина (1-я половина XVII в.).

    После опустошительного пожара 1746 г. было начато в 1757 г. на средства прихожан строительство ныне существующей каменной церкви. «Троицкого Сергиева монастыря подмонастырского села Клементьева церкви Успения Пресвятой Богородицы священники Александр и Григорий Никитины с прихожанами в 1757 г. 5 мая челобитьем объявили: означенная церковь имелась издревле деревянная и 17 мая 1746 г. в пожар, учинившийся в Свято-Троицкой Лавре, сгорела до основания, почему они с общего согласия решили на прежнем месте построить "за многослучающимися пожарами" каменную церковь с двумя приделами во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца, потому что "от таковых пожаров на пятидесяти годах сгорело седмь церквей и с церковным украшением".

    Синодальная контора 5 же мая дала дозволение на построение каменной церкви». Строительство было закончено в 1769 г. Новый храм имел четыре престола: в честь Успения Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Рождества Иоанна Предтечи и Святителя Николая, по приделу церковь называли ещё и Никольской.

    В 1814 г. определён бакалавром исторических наук Московской Духовной академии и членом академического цензурного комитета. С том же году, через два месяца, назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры и 31 октября 1814 г. возведён в сан архимандрита, одновременно назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря. Никанор в 1818 г. был определён профессором богословия и ректором Вифанской семинарии, с назначением в члены Московской Духовной консистории и перемещён в Коломенский Голутвин монастырь. 19 апреля 1819 г. переведён в Московский Высоко-Петровский монастырь.

    С 1894 г. состоял директором Сергиево-Посадского отделения вспомогательного о тюрьмах комитета. Имел общий бронзовый наперсный крест в память войны 1853-1856 гг. и серебряную медаль в память императора Александра II.

    Трёхъярусная колокольня была разрушена в конце 1930-х гг.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало ,


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос