Сергиев Посад, Ильинская церковь

Дата публикации или обновления 05.03.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Храм Илии Пророка

    Г. Сергиев Посад.

    Ныне существующий каменный храм Пророка Божия Илии поставлен на вершине высокого холма. На этом месте храм Илии Пророка стоит уже более 360 лет.

    Инок Симон Азарьин, старец Троицкого монастыря, ученик преподобного Дионисия Радонежского, свидетельствовал, что одним из самых заветных желаний его великого наставника, «как много раз слышали из собственных его уст», было построение вблизи стен Сергиевой обители храма во имя пророка Илии. «Согретый верою и молитвою и будучи ревностен в подвигах, преподобный Дионисий часто совершал соборне крестные ходы то о ниспослании дождя, то о вёдре, творя молебствия за всех православных христиан и об умножении плодов земных. Он имел сильное желание построить церковь во имя пророка Илии, но не случилось ему при себе устроить её».

    В канун праздника в честь святого великомученика Димитрия Солунского он тяжело заболел. Смерть казалась неминуемой. «В три часа ночи, - писал священник, - явился мне архимандрит Дионисий в полном облачении, а перед ним шёл инок с зажжённой свечой.

    Описание внешнего вида храма того времени находятся в писцовой книге 1684 г.: «Церковь... вверх Шатрова, а в церкви образа и книги, и на колокольнице колокола - мирское строение». К началу XVIII в. храм сильно обветшал и «в трапезе потолок и стены опали». Поэтому в 1726 г. священники Григорий Васильев и Косма Гаврилов «с приходскими людьми» просили Святейший Синод разрешить им разобрать придел пророка Илии, а вместо него построить отдельную церковь «во имя тот же престол».

    Строительство каменной ныне существующей церкви Пророка Илии было начато в конце 1760-х гг. на месте деревянной церкви 1747 г. Церковь построена в стиле барокко. Храм с приделом в трапезной в честь митрополита Дмитрия Ростовского освятил в 1773 г. наместник Лавры иеромонах Павел (Пётр Сергеевич Зернов, 1742-1815).

    В 1770 г. Павел Зернов был возведён в сан архимандрита и назначен наместником Лавры и ректором Троицкой семинарии, в 1775 г. назначен настоятелем Спасского монастыря в Ярославле, ректором Ярославской семинарии, в том же году переведён в Саввин-Сторожевский монастырь, с 1776 г. управлял Московским Донским монастырём, с 1778 г. - епископ Костромской, в 1801 г. архиепископ Тверской. Скончался в Казани в 1815 г. архиепископом Казанским. Преосвященный Павел был приветлив и добр, некоторые даже обвиняли его в слабохарактерности, в Казани долго сохранялась память о совершённых им делах благотворительности.

    Сын священника Ильинской церкви Михаил Иванович Ильинский в 1759 г. закончил Троицкую семинарию, с 1765 г. был учителем в ней, с 1779 г. - секретарём Духовной консистории, а позднее Синодальной конторы в Москве.

    В 1878 г. в трапезной появился ещё один придел, во имя Иверской иконы Божией Матери. В конце XIX в. к колокольне пристроено помещение библиотеки. Она никогда не закрывалась, это единственный в городе храм, переживший советское время без серьёзных потерь (постановление о закрытии было принято, но его осуществлению помешала начавшаяся 22 июня 1941 г. война, а после, в связи с изменением отношения государства к Церкви, о постановлении не вспоминали).

    В храме сохранился пятиярусный иконостас, большинство икон выполнено в 1855 г. руководителем лаврской иконописной мастерской, ктитором Иваном Матвеевичем Малышевым. Он же расписал стены и своды. Иконы его письма были и в столицах, и в самых отдалённых концах России.

    В 1883 г. назначен приводить к присяге в уездном съезде земских начальников и у городского судьи, и депутатом по благочинию («депутатов призывали для заседания в общих судах, в их обязанности входило снятие показаний с духовных лиц, уличённых в уголовных преступлениях; депутаты присутствовали при следствии о лицах духовного звания, в качестве членов избирались на училищные и епархиальные съезды духовенства и на заседания земств и городских дум»). В 1894 г. утверждён преподавателем Закона Божьего в Московском епархиальном училище иконописания при Троице-Сергиевой Лавре и членом совета училища.

    В 1945 г. Ильинский храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

    Пастырский авторитет о. Тихона ценила и братия Троице-Сергиевой Лавры: духовники присылали к нему людей за советом, молодые монахи и послушники обращались за наставлениями....

    В Ильинском храме о. Тихону сослужил протодиакон Сергий Боскин (1907-1992) оставивший воспоминания о церковной жизни Сергиева Посада в 1920-х -1940-х гг. Он родился в Сергиевом Посаде в семье художника-передвижника М.В. Боскина, посвятившего много картин Троице-Сергиевой Лавре и её насельникам, в 1918-1920 гг. входившего в комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. После закрытия Лавры (1919) Сергей Боскин часто посещал Гефсиманский скит, Зосимову пустынь. По благословению последнего перед закрытием монастыря наместника Троице-Сергиевой Лавры священномученика архимандрита Кронида (Любимова) Сергей Михайлович Боскин в течение двух с половиной лет вместе с Серафимом Голубцовым читал келейное правило у преподобного Алексия (Соловьёва). Впоследствии Сергей Михайлович Боскин женился на А.Н. Беневоленской, дочери священномученика Николая Беневоленского, племянника преподобного Алексия (Зосимовского).

    В сентябре 1961 г. по требованию гражданских властей Троице-Сергиева Лавра расторгла договор с С.М. Боскиным, до 1968 г. художник выполнял светские заказы.

    В 1968 г. Патриархом Алексием I С.М. Боскин был рукоположен во диакона к Ильинскому храму Загорска.

    Последнее служение о. Сергия Боскина совершилось в навечерие Богоявления 18 января 1992 г. в Черниговском скиту, за несколько часов до смерти. Протодиакон Сергий Боскин погребён на Северном кладбище Сергиева Посада.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало ,


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос