СЧанки, Введенская церковь

Дата публикации или обновления 07.04.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Введения во храм Божией Матери

    Село Чанки.

    Село Чанки (или, как его называли в старину, Чаянка) получило название, вероятно, от р. Чаянки. В писцовых книгах XVI в. записано: «В Большом же стану вотчина владыки коломенского... за Москвою рекою село Чаянка, а в нём церковь Введение Пречистые Богородицы, древяна, клецки» Во владении коломенских епископов село оставалось до 1764 г., до секуляризации монастырских и архиерейских населённых вотчин. Село стало казённым. Издавна стоявшая здесь деревянная церковь сгорела весною 1817 г.

    В с. Чанках пожар уничтожил деревянную церковь Введения Пресвятой Богородицы вместе со всей церковной утварью и документами, хранившимися в ризнице. Осталась только каменная колокольня, стоявшая отдельно от деревянной церкви.

    Крестьяне решили строить новый каменный храм. 2 апреля 1817 г. они написали прошение управляющему Московской митрополией высокопреосвященнейшему Августину, архиепископу Дмитровскому, предоставив план новой церкви: «Просим вновь нам каменную церковь в селе Чанках на месте сгоревшей, по означенному плану построить дозволить, а при том приказать дать нам книгу для сбору на построение новой церкви, потому как все церковные суммы сгорели вместе с церковью».

    Прошение от имени всего прихода было подано церковным старостой Василием Тимофеевым, крестьянином с. Чанок, мирским старостой Василием Артемьевым и представителями крепостных помещика Левашова, бурмистром Миняем Ивановым и старостами сельца Хорошова и д. Амеревой Денисом Перфильевым и Миняем Лукьяновым. Практически все руководители крестьянской общины, как помещичьи, так и казённые, были неграмотны. Во всех документах, требовавших подписи, указывалось, что за них кто-либо из грамотных односельчан «руку приложил».

    В архивном деле сохранилось описание прихода церкви с. Чанок того времени, в справке из Московской Духовной консистории перед этим в последний раз сведения подавались в 1813 г. В нём было указано: «Приходских дворов 230, в том числе и священноцерковнослужительских 4 двора, в тех дворах мужеска пола 356, женска пола 337. Оный приход генерала Павла Артемьевича Левашова и экономического ведомства».

    Прошение было рассмотрено и 30 апреля от архиепископа Дмитровского Августина дана была им храмоздательная грамота: «Божией Милостию! Просили нас, Коломенской округи Парфеньевской волости, села Чанок, церкви Введения Пресвятой Богородицы прихожане, о дозволении им, вместо сгоревшей, минувшего марта 1-го числа, в показанном селе Чанках, деревянной церкви, построить вновь каменную, в том наименовании, на предназначенном месте, своим коштом. Как по учиненой в Московской Духовной Консистории справке препятствия тому не оказалось, то сего ради и благословили мы приходским людям построить в означенном селе Чанках, вместо сгоревшей, новую церковь Введения Пресвятой Богородицы, каменным зданием, алтарём на восток, по подобию прочих святых церквей, доброй и благопристойной архитектурою, по апробированному нами плану. Престол поставить в указанную меру: в вышину аршина и шести вершков и со доскою, также и жертвенника, а шириною и длинною, по мере алтаря. И по построении убрать церковь святыми иконами и прочим церковным благолепием. А когда построена и всем приличествующим удовольствована будет, тогда просить нас и о освящении оной. С приобщением именного реестра церковной утвари, яко то: ризнице; сосудам и прочему к отправлению священнослужения принадлежащим вещам, о чем им, приходским людям сия наша архиерейская грамота храмоздательная в царствующем граде Москве дана апреля 30 дня 1817 года».

    В 1870 г. рукоположен во священника к Благовещенской церкви с. Бибирево Московского уезда (ныне в границах Москвы).

    С 1888 г. вёл воскресные и праздничные собеседования в своём приходе. У о. Василия и его жены Марии Степановны было пятеро детей: Сергей (учитель в Старо-Голутвинской монастырской церковно-приходской школе), Дмитрий, Елизавета, Степан, Любовь.

    В 1915 г. был построен дом для священника, в 1903 г. для диакона, в 1912 г. для псаломщика. В церковной библиотеке находилось 80 книг. К церкви были приписаны две часовни: каменная, построенная в 1864 г. в д. Хорошово, и деревянная - в д. Амерево. Церковная школа помещалась в доме Бобренёва монастыря. В приходе церкви были три земские школы: в с. Чанках (с 1887), д. Хорошово (с 1884), и д. Амерево (с 1898).

    Здание церкви с. Чанки и колокольня взорваны в 1960-х гг., осталось только помещение трапезной. Но и уцелевшей части храма грозило уничтожение. 2 декабря 1969 г. исполкомом Мособлсовета было принято решение: «Обязать исполкомы райгорсоветов не позднее 1 июля 1970 г. снести указанные сооружения с последующим благоустройством их территорий».

    Далее в списке из 15 церковных зданий под № 3 стояла «церковь в с. Чанки Коломенского района. Но Божья воля была сохранить храм, и решение исполкома не выполнили.

    Храм был возвращён верующим, сохранившаяся его часть была приспособлена для совершения богослужений.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало ,


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос