Аверкиево, Троицкая церковь

Дата публикации или обновления 05.02.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Святой Троицы

    Село Аверкиево.

    Леса в окрестностях с. Аверкиево и ныне называются «Самаринскими». Александр Дмитриевич Самарин в 1912 г. построил в селе церковь Святой Троицы (трехпрестольную - другие престолы Благоверного князя Александра Невского и Святителя Николая) в память о безвременно умершей жене, Вере Саввичне (урожденной Мамонтовой).

    Церковь была построена по проекту архитектора Василия Николаевича Башкирова (1870 - после 1917), который выстроил также и часовню в близлежащей д. Бразуново, земли которой раньше также входили в состав имения Самариных. Василий Башкиров родился в Вятской губернии. В 1893 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и в 1897 г. - Императорскую академию художеств со званием художника архитектуры. В 1904-1907 гг. работал в службе производства тока городской железной дороги, спроектировал здание Центральной электрической станции городского трамвая, пристройку к зданию Кустарного музея, фасад Третьяковской галереи (по рисунку Васнецова), дом В.М. Васнецова и множество других построек. Церковь была украшена снаружи изразцами и майоликовыми образами святых, внутри стены церкви были побелены, были установлены три тябловых иконостаса.

    Клировая ведомость Троицкой церкви села Аверкиева 1919 г.: «Церковь построена в 1912 г. тщанием Его Высокопревосходительства Александра Димитриевича Самарина. Зданием крепка, с таковой же колокольней. Престолов в ней 3: во имя Святой Живоначальной Троицы, во имя Святого благоверного князя Александра Невского, во имя Святителя и Чудотворца Николая. По штату положены священник и псаломщик. Жалования положено в 1915 г., но не получаем. Кружечных доходов за 1919 г. - 3000 рублей. Земля не плодородна. Дома для священноцерковнослужителей на церковной усадебной земле построены тщанием А.Д. Самарина в 1913 г. и составляют собственность церкви. Другие здания, принадлежащие церкви, - каменная сторожка и деревянный сарай. Имеющиеся в приходе школы - земская при деревне Аверкиево. Церковный староста - крестьянин Андрей В. Шингарев, должность проходит с февраля 1919 г.

    Священник Александр Иванович Ильинский, 32-х лет, из духовного звания, за особые труды к храму Божию в 1917 г. был награжден набедренником, в 1918 г. за усердную ревностную пастырскую службу награжден фиолетовой скуфьею. Основного доходу в год получает 2000 рублей по теперешней дороговизне. Окончил 5 классов Вифанской Духовной семинарии и по выходе в 1909 г. состоял 3 года учителем и законоучителем в церковно-приходских школах с 1909 по 1912 г. В 1912 г. определен во диакона села Рождествена Рузского уезда, в 1915 г. определен во священника на настоящее место. С 1915 по 1918 г. проходил должность законоучителя в Аверкиевской земской школе. Жена Капитолина Петровна, 36 лет, дети - Николай, 5 лет, Зоя, 3 года, Александр, 2 года. Диакон-псаломщик Валентин Иванович Ильинский, брат священнику. Окончил 1 класс Коломенского Духовного училища. Основного доходу получает в год 1000 рублей. Жена - Евдокия Герасимова, дети -Аркадий, 2 года, Владимир 1 месяц. В приходе - с. Аверкиево, деревни Дергаева, Бразунова».

    Разрушение храма Святой Троицы началось в 1930-х гг. По воспоминаниям местной жительницы, которой в 1990 г. исполнилось 85 лет и которая венчалась в этой церкви, местный активист-комсомолец вскоре после закрытия церкви проводил атеистические занятия с населением, выносил из церкви иконы, колол их топором на глазах собравшихся и говорил: «Вот я иконы колю, а Бог мне ничего не делает, значит, его нет». По словам той же женщины, «кончил он плохо». Его «дело» продолжали пионеры из расположенного рядом лагеря.

    Восстановленный храм будет лучшим памятником А.Д. Самарину, этому выдающемуся общественному деятелю, борцу за свободу и веру. Александр Дмитриевич Самарин много сделал для развития образования в Московской губернии и в Богородском уезде в частности. Но он не забывал и о своих собственных имениях.

    В 1902 г. на свои средства он нанимает особое помещение для школы вместе с квартирой учителя в д. Аверкиевой, так как постройка здания школы должна была завершиться только к лету 1903 г.

    В 1909 г. в Аверкиево было открыто земское училище и построено деревянное здание школы.

    А.Д. Самарин (1868-1932) окончил историко-филологический факультет Московского университета, был земским начальником Бронницкого уезда Московской губернии.

    А.Д. Самарин был талантливым и разносторонне образованным человеком: не только сам пел и руководил церковным хором, но и создавал церковную музыку. Уже при советской власти в тюрьме он исполнял с собранным им из заключенных хором написанные им песнопения. У него была исключительная любовь, тонкое понимание, проникновение в глубину церковного слова, церковной поэтики, богослужения. Он умел прекрасно говорить, облекая мысль в ясную, отчетливую словесную форму, притом на подлинно русском языке. Умел живо общаться не только с людьми своего круга и уровня развития, но и с людьми простыми, неграмотными и особенно с детьми, которые очень скоро к нему привыкали и обращались с ним как со своим близким.

    После окончания университета (1891) он служил в артиллерии, с 1892 по 1899 г. был земским начальником в Бронницах, до 1907 г. богородским уездным предводителем дворянства.

    В конце 1890-х гг. он познакомился с Верой Саввичной Мамонтовой (1875-1907), позднее, после многих испытаний, ставшей его женой. Она была очаровательна, с детства ее любили и любовались ею родители, но это ее не испортило. Она просто, открыто и радостно смотрела на окружающий мир. Когда ей было 12 лет, В.А. Серов написал ее портрет «Девочка с персиками», принесший ему первую славу.

    В августе вновь арестован в связи с делом «Совета объединенных приходов г. Москвы». За Александра Дмитриевича ходатайствовали патриарх Тихон, иконописец и художник Виктор Михайлович Васнецов, будущий народный художник РСФСР Петр Петрович Кончаловский. Заявление рассматривал следователь Московской чрезвычайной комиссии, некий Синат, который постановил «ходатайство граждан Васнецова и Кончаловского об освобождении под их поручительство из-под стражи гражданина Александра Дмитриевича Самарина отклонить, о чем и объявить просителям». Тем не менее в апреле 1919 г. А.Д. Самарин был освобожден. Не исключено, что сыграло роль заступничество патриарха Тихона.

    Московский революционный трибунал в январе 1920 г. приговорил Александра Дмитриевича к высшей мере наказания, но, «приняв во внимание мощь и силу внешнего и внутреннего пролетарского фронта, героические победы рабочих и крестьян над мировой буржуазией и амнистию ВЦИК от 5 ноября 1919 г.», постановил «расстрел заменить заключением в концентрационный лагерь до окончательной победы рабоче-крестьянской власти над мировым империализмом».

    К расстрелу Александр Дмитриевич был приговорен вместе с группой видных пастырей и церковно-общественных деятелей по обвинению в распространении «клеветнических слухов» об оскорбительном поведении лиц, участвовавших во вскрытии мощей преподобного Саввы Сторожевского. Группой верующих была подана жалоба в Совнарком в связи с тем, что один из членов комиссии несколько раз плюнул на мощи. Ответом на жалобу и стал судебный процесс.

    В 1922 г. Александр Дмитриевич был освобожден по амнистии. 11 ноября 1925 г. комиссия по проведению декрета об отделении церкви от государства приняла решение ускорить раскол в Русской Православной Церкви. ГПУ должно было арестовать всех, кто мог деятельно воспротивиться проводимой государством антицерковной политике.

    Аресты проходили с 20 ноября до 2 декабря (в одном только Московском Даниловском монастыре 30 ноября чекисты забрали семь епископов).

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало ,


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос