Тайна основания храма Иоанна Богослова в Коломне
Храмы Московской области
Церковь апостола Иоанна Богослова в Коломне
Тайна основания храма Иоанна Богослова в Коломне
Древняя Коломна славится красотою и величием своих церковных сооружений. Но есть среди них совершенно особый памятник. Это - храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Коломне. Его колокольня — самая высокая точка Старого города. Здесь, на Житной площади, находится архитектурное средоточие Коломны. И где бы мы ни были: из любой слободы, с любой улицы просматривается 67-метровый силуэт возвышенной звонницы!
Что это за памятник? Какова его история, его духовный и архитектурный смысл, его значение для жизни и облика города? Давайте вместе постараемся ответить на эти вопросы...
Издревле башни города Коломны именовались по соседним церквям. Это не просто благочестивая традиция. Окрестные храмы и монастыри составляли внешнюю, духовную броню города. И названия престолов отражались в кольце крепостных стен, словно в зеркале. Какая броня надёжнее? Каменная кольчуга кремля или священная ограда святынь? Нынешнее поколение скажет — конечно, стены крепости. Но наши предки вряд ли бы согласились с нами...

Храмовая икона св. апостола Иоанна Богослова.
Святой Георгий Победоносец, Архистратиг Михаил, святые Борис и Глеб... Они, словно стражи, прикрывали духовными щитами подступы к городу. Но была в этой оборонной цепи некая «непоследовательность». Вторые по значению ворота крепости назывались не в честь святого воителя. Почему-то в южной части кремля, «в городе», находилась церковь, наречённая в память апостола Иоанна. Казалось бы «логичнее» поставить здесь, например, храм во имя грозного Николая Можайского. Но нет — мы видим престол старца-евангелиста, единственное оружие которого — Слово Божие.
Значит, древние храмоздатели имели в виду не только защитный, но и какой-то иной, потаённый смысл... В Апокалипсисе апостол созерцал Небесный Иерусалим. Что он созерцал здесь, у коломенских врат? Может быть, одним из смыслов, который зодчие вкладывали в кольцо валов, был реальный образ крепости, как воплощение первообраза — духовного Небесного Града?
Как свидетельствуют археологические данные, деревянные ворота существовали уже в XIV веке. Можно с достаточной уверенностью предположить, что храм рядом с ними основан по меньшей мере не на рубеже XIV — XV веков, а, скорее всего, раньше. Во всяком случае Ивановские ворота деревянного кремля впервые упоминаются на страницах документов в начале XVI века, и, следовательно, храм, который дал им название, уже существовал, по крайней мере, не позднее второй половины XV столетия.
Далее: Врата храма