Трудные времена

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Храмы Московской области

Храм Архангела Михаила в Коломне

  • Михаило-Архангельская церковь в Коломне в разделе Храмы Московской области.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2009 году.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2011 году.
  • Трудные времена

    1917 год стал для России временем бедствий и трагических ошибок. В феврале значительная часть народа отреклась от своего государя. Сколько было мечтаний по поводу демократической республики! Однако очень скоро в стране начался политический и экономический хаос, и Временное правительство показало свою неспособность навести порядок в стране. В результате к власти пришли большевики, и положение стало ещё более ужасающим. Начался голод, развал городского хозяйства, чудовищное моральное падение, страшная междоусобица.

    Ни городское население, ни Церковь не могли мириться с беззаконным господством. 28 декабря 1917 года в городе вспыхнуло народное восстание. Однако оно было зверски подавлено большевиками. Лидер восставших, Семён Нестеров, был арестован и казнён. Всего в результате бессудных расправ погибло 40 коломенцев...

    Затем последовали реквизиции якобы «для помощи голодающим», разгон монастырей. В 1918 году закрыли Духовное училище, упраздняются церковно-приходские школы. Прекратила существование и школа, которая столько лет была образцовой в городе.

    К середине 1920-х гг. внешние гонения несколько ослабли. Однако скрытая борьба продолжилась с ещё большим ожесточением. Возник обновленческий раскол. Обновленцы декларировали свою лояльность советской власти, и это привлекало к ним некоторых священников. Кто-то надеялся, что таким способом сможет вывести из-под удара себя и своих прихожан. Хотя многие из мирян не вникали в эти «подводные течения». Внешне церковная жизнь шла своим чередом. В памяти некоторых старожилов сохранились характерные детали местного быта. В частности, в качестве основного входа в храм Архангела Михаила г.Коломны использовался западный, под колокольней. Южный, за колоннадой, открывали в особых случаях, во время венчания или крестин.

    Валентина Ивановна Борисова поделилась воспоминаниями детства, что сохранились в её памяти с 1920-х гг.: «С волнением смотрю на этот храм. Хорошо помню, как мама брала меня с собой на богослужения. Эта церковь считалась приходом для жителей Гранатной и прилегающих улиц. Мне запомнилось, как крестили детей в этом храме. Любопытствующего народа собиралось много. К назначенному времени к воротам подъезжали пролётки с родными и близкими, все нарядно одетые. По толпе пробегал шёпот: «Мальчика принесли». А ребёнка на руках несли запеленатого, попробуй разберись, какого он пола. Определяли по ленточкам, которые были повязаны на будущих крёстных матери и отце. Если мальчика крестили, то на рукаве были повязаны голубые ленты, если девочку — розовые. Народ не зря теснился к церкви, особенно дети. Появлявшиеся из храма радостные крёстные, родители и близкие одаривали всех стоящих конфетами, пряниками, другими сладостями. В ответ слышались слова благодарности ». Увы, немного оставалось времени для этих милых обычаев...

    В 1929 году началась новая волна гонений на Церковь. Был арестован не только владыка Феодосии (Ганицкий), но и многие священники. Их ожидала ссылка; некоторые из них, в том числе и последний коломенский епископ, умерли в узилищах и ссылках... Одна за другой закрываются святыни. Со звонниц сбрасывают колокола — на цветной лом для треста «Рудметаллторг». У писателя Бориса Пильняка в одной из книг звучит зловещий рефрен: «Над Коломной умирали колокола...». В эти дни погибли и бронзовые кампаны церкви Архангела Михаила.

    По рассказам старожилов, местные священники после закрытия храма перешли на службу в храм Троицы на Репне, который находился по соседству, на окраине Коломны — в Ямской слободе. А судьба церкви Архангела Михаила стала одной из самых печальных в мартирологе коломенской культуры.

    По рассказам местных жителей известно, что одно время храм стал темницей. В соседней тюрьме не хватало помещений, и заключённых отправляли в церковь. Говорили, что монахини Брусенского монастыря тоже находились тут и через витые решётки церковных окон подавали о себе весть...

    Потом здесь устроили склад... Надо было придать зданию «гражданский вид». Вот что вспоминает об этом В.И. Борисова: «В сентябре 1934 года мне пришло время идти в школу учиться — тогда с восьми лет за парту сажали. По окончании уроков я вышла на Гранатную улицу и увидела большую толпу, стоявшую вдоль ограды храма. Подошла поближе и разглядела снующих у здания мужиков. Несколько человек с верёвками в руках забрались на крышу. В толпе заметила маму, она была верующая.

    Подошла к ней, она прижала меня к себе. Раздалась какая-то команда. Народ ахнул. Большой крест наклонился. Мама взяла меня за руку и увлекла домой.

    К вечеру на Репенке пошли разговоры, что кресты с храма и небольшой колокольни сбросили. Уже будучи взрослой, я узнала от мамы, что снятием крестов руководил Павел Фёдорович Былкин, работавший тогда заместителем директора Коломзавода. Его тёща жила недалеко от нашего дома».

    А вскоре исчезла и сама колокольня. Рассказывали, что её кирпич был использован при строительстве соседнего хлебозавода...

    Красивая кованая ограда тоже не сохранилась. Её перенесли к зданию Банка на Житной площади. До недавнего времени она оставалась там, но недавно её заменили новой, по другому рисунку, а прежние ворота и прясла ограды исчезли.

    Церковному зданию нашли новое применение. В 1936 году здесь открылся Краеведческий музей. Таким образом, храм Архангела Михаила стал единственным помещением для учреждения культуры. Как правило, все церкви отнимались у верующих для «использования в культурно-просветительских целях». Однако почти все они стали складами, цехами, спортзалами... И лишь храм Архангела Михаила формально соответствовал «культурному назначению». Теперь здесь показывали чучела животных, археологическую коллекцию, экспонаты по истории революционного движения и «социалистическому строительству».

    Трагически сложилась судьба последнего Михайловского священника. Отец Виктор Соловьёв был арестован по сфабрикованному делу о «контрреволюционной организации» 25 августа 1937 года и заключён в Коломенскую тюрьму. В качестве «главы» этой «организации» выбрали благочинного, протоиерея Александра Флёрина. Вместе с ним арестовали и других священников. 26 августа отец Виктор был допрошен. Под давлением следователей И.С. Галкина и С.Н. Терновского он признал, что являлся членом «контрреволюционной организации».

    Священника трудно упрекать в этом. Известно, что заключённых подвергали пыткам, издевательствам, «конвейерным допросам», при которых людей мучили по нескольку суток подряд. Кто мог выдержать такое? Только святые...

    Как говорится в исследовании священника Кирилла Сладкова, все арестованные по этому делу «были переведены в Таганскую тюрьму, где 4 сентября каждого из арестованных ещё раз допросили. Спустя пять дней, 9 сентября 1937 года, Тройка при управлении НКВД СССР по Московской области постановили: А.А. Флёрина, Е.И. Сердобольского, А.П. Миролюбова, Н.И. Руднева — расстрелять. Диакон Григорий Самарин был приговорён к заключению на десять лет в исправительно-трудовой колонии, откуда он не вернулся». Отец Григорий был единственным из этой группы, который не признал за собой мнимых преступлений и никого не оговорил. Ныне он прославлен в лике новомучеников Российских.

    Необходимо сказать, что судьба палачей-следователей была не лучше, чем у их жертв. В 1940 году и И.С. Галкин и С.Н. Терновский были арестованы и разделили участь тех, кого сами терзали. 1 марта 1958 года, спустя более двадцати лет, представители коломенского духовенства, проходившие по этому делу, были реабилитированы тем же политическим строем, который их уничтожил. Что же до храма Архангела Михаила, то он не был «реабилитирован». Здесь по-прежнему рассказывали о «тяжелой судьбе трудящихся при царизме» и об успехах строительства коммунизма. Для одной из выставок вытесали из дерева статую В.И. Ленина и установили её... в алтаре. А в середине века в летнем храме установили перекрытия, и таким образом получился второй этаж, где разместили отдел природы и музейные фонды.

    Снаружи здание периодически поновляли. В 70 — 80-е гг. XX века застройку вокруг храма снесли. Открылся великолепный вид на лучший коломенский архитектурный памятник эпохи ампира. Замысел, который лелеяли ещё в XIX веке, парадоксальным образом осуществился при советской власти.

    И всё же внешняя красота не радовала сердца православных. Святыня оставалась осквернённой. И ощущение внутренней неправды лишь усилилось в 1990-е гг., когда храмы Коломны один за другим стали возвращаться верующим. Каждый год оживало несколько святынь. Но в стенах храма Архангела Михаила по-прежнему оставался краеведческий музей.

    Далее: Воскресение.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос