Жемчужина древнерусского зодчества

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

Церковь зачатия Иоанна Предтечи в Городищах

Жемчужина древнерусского зодчества

Лежит пред нашими глазами... несказанное сокровище:
придите и удостоверьтесь, что это сокровище есть свет мира...

Симеон Новый Богослов,
«Божественные гимны»

Коломна расположена примерно в 100 км к юго-востоку от Москвы. Первое летописное упоминание о городе относится к 1177 году, когда он был крепостью Рязанского княжества, и за него вели длительную борьбу сначала владимирские, а потом и московские князья.

Земля эта была обжита нашими предками ещё в древности (что подтверждается археологическими раскопками). Существует версия, согласно которой город возник на берегу реки Коломенки, где сейчас расположено село Городищи. Ранее там существовало укрепление, включавшее ров, земляной вал и частокол. Как считают некоторые исследователи, после Батыева нашествия город был перенесён из Городищ в устье Коломенки, на территорию современного кремля.

В 1306 году, при святом благоверном князе Данииле Московском, Коломна одной из первых вошла в состав Московского княжества, положив тем самым начало собиранию русских земель в единое государство. Примерно к этому времени относится и появление в Коломне храма Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах. Архиерейское подворье находилось в кремле (сейчас это территория Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря), а загородный двор епископов был в селе Городищи. Интересно, что в те времена городом называли территорию, ограниченную крепостной стеной; территорию за кремлём называли посадом. Такие «вотчины» поблизости от города, с церковью и размеренно налаженным бытом, служили летним местом пребывания архиереев. Недалёкое расстояние от кафедры давало возможность постоянно следить за церковной жизнью в городе и вместе с тем в летнее время жить на лоне природы. Писцовая книга («Книга Коломенского уезда, письма и меры Данила Петровича Житова да Фёдора Комынина со товарищи лета 7086») 1577 — 1578 гг. называет село Городищи вотчиной «владыки Коломенского» и отмечает там «храм Зачатия Иоанна Предотечи каменно, да тёплый храм Николы Чудотворца, да предел Димитрий Чудотворец Прилуцкой, древена, клетцки…».

В Средние века Коломна представляла собой хорошо укреплённый, многолюдный и богатый город, с большим числом церквей и монастырей. Московские князья, начиная с Ивана Калиты, передавали Коломну в удел старшим сыновьям.

В развитии Коломны значительную роль сыграла епархия, существовавшая здесь на протяжении почти 450 лет. Это был ближайший к Москве епархиальный центр. Время учреждения Коломенской епархии неизвестно. Дело в том, что до нашего времени сохранилось малое количество источников по русской средневековой истории. Вражеские нашествия и частые пожары безжалостно уничтожили древние рукописи и грамоты. Предположительно, Коломенская епархия была основана в середине XIV века. Впервые Коломенский епископ Афанасий упомянут среди присутствующих иерархов на погребении митрополита Московского Феогноста 11 марта 1353 года. Поэтому можно предполагать, что Коломенская епархия была учреждена при митрополите Феогносте (1328 — 1353). В раннее время положение епархии было очень высоким. Как правило, на Коломенскую кафедру возводились игумены и архимандриты известнейших монастырей. Особенность кафедре придавала тесная связь с великокняжеской властью. Коломенский владыка всегда принимал участие в церковных соборах, архиерейских хиротониях и важнейших церемониях общегосударственного значения. Одно время на Коломенской кафедре находился святой Митрополит Иов, ставший первым Российским Патриархом.

После учреждения патриаршества в 1589 году положение Коломенской епархии ухудшилось. В XVII веке Патриарх Никон решил взять Коломенскую епархию в патриаршее управление. После Петровских реформ начала работать Коломенская духовная консистория. Многие епископы из Коломны в XVIII веке являлись членами Священного Синода и напрямую участвовали в управлении Русской Православной Церковью, находясь в Санкт-Петербурге. В XVI — первой трети XVIII вв. экономическая база Коломенской епархии была довольно солидной. Треть населения города составляло духовенство.

В 1764 году правительство Екатерины II провело изъятие части церковных земель в пользу государства. Епархии и монастыри были разделены на классы. Коломенская епархия была отнесена к третьему (низшему) классу. 16 октября 1799 годаПавел I принял решение об упразднении епархиального центра в Коломне и переводе его в Тулу. Коломну включили в состав Московской епархии, а к титулу её главы — митрополита Московского — было добавлено «и Коломенский».

6 октября 2008 года, в день Зачатия пророка и крестителя Иоанна Предтечи, состоялось торжественное празднование юбилейной даты — 700 лет со дня основания храма.

Городищенская церковь является образцом так называемой «послемонгольской» архитектуры. Храм Зачатия Иоанна Предтечи — не только один из старейших коломенских памятников, но и одно из самых древних культовых сооружений во всём Подмосковье. Сегодня достоверно известно, по меньшей мере, пять храмов с аналогичным принципиальным решением планов: Никольская церковь в селе Каменском Наро-Фоминского района, церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Городне Тверской области; и три из них находятся в Коломне: Коломенский Успенский кафедральный собор, собор Рождества Пресвятой Богородицы (Богородице-Рождественский Бобренев монастырь) и Богоявленский собор (Богоявленский Старо-Голутвин монастырь). Многочисленные архитектурные сходства этих храмов позволяют исследователям относить их к единой классификационной категории.

Первоначально храм Зачатия Иоанна Предтечи был одноглавым и имел угловые пилоны, на которых покоились подпружные арки. Церковь имела крестообразное внутреннее пространство.

Обследование фасадов Предтеченского храма позволяет установить, что он подвергся перестройке в начале XVI века, причём мастерами была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее. После перестройки верха (возведения крещатого свода) и демонтажа угловых пилонов храм фактически превратился в бесстолпный, типичный для московского зодчества XVI века.

Стены церкви Зачатия Иоанна Предтечи в древности не имели окон. Свет попадал внутри через узкие щелевидные отверстия в барабане под куполом - царил полумрак, мерцали свечи... Человек, заходя под своды, полностью отрешался от внешнего мира, оставался в полном сосредоточении, один на один с Богом, перед иконами, иконостасом, постигая в молитве то, что с наибольшей полнотой выразил святой Кирилл Белозерский: «Посмотри на себя и задумайся над внутренним твоим сокровенным миром...». Организация внутреннего пространства храма представляет интерес как образец мировоззрения, исполненного духовного аскетизма

Преобразования коснулись и основного объёма храма. В настоящее время он завершён трёхлопастным покрытием, кокошниками и увенчан тремя главами. Центральный барабан является световым, а два боковых, расположенные на восточной стене над жертвенником и диаконником алтаря — глухими. От древней постройки XVI века до нашего времени сохранились стены четверика, наполовину высоты не имеющие наружных лопаток, и алтарные апсиды, сложенные из грубо отёсанных блоков известняка. Известняк для храма добывался («ломался») в Коломне на берегу реки Оки. Такая техника кладки называлась «полубутовой» и была характерна для архитектуры Московского княжества XIV — XV вв. Сложенные из белокаменных блоков стенки облицовки заполнялись известковым раствором. При этом образовывались щели, которые заливались другим, густо замешанным раствором с добавлением щебня.

В XVII — XVIII вв. возводится шатровая звонница, а к западной стороне храма пристраивается трапезная часть. Колокольня имеет двухэтажное квадратное основание, восьмерик звона и шатёр с окошками-слухами. Звонница отличается полным отсутствием декора и упрощённостью форм. Колокольня, по традиции, опирается на стену трапезной и два пилона, в одном из которых устроена лестница для звонаря. Трапезная часть, которая соединяет храм с колокольней, трёхчастная с крестовыми сводами. В результате реконструкции в XIX веке она была значительно расширена.

В настоящее время Иоанно-Предтеченский храм представляет собой интересное архитектурное явление: результатом многочисленных перестроек явилось в целом гармоничное, неповторимое сочетание стилей разных эпох.

Церковь имеет три престола. Один, главный — в честь Зачатия Иоанна Предтечи; два в трапезной части: в честь святителя Николая и апостола Иакова. Во время археологических работ при раскопках в храме найдена закладная доска, надпись на которой указывает на происхождение названия одного из престолов: «1876 мая 2 дня была совершена закладка двум престолам: святителя Николая и апостола Иакова. При священнике Иоанне Попове. При старосте ц. Василье... Строитель был коломенский купец Я.Г. Буфеев».

Яков Буфеев принадлежал к известной в Коломне купеческой семье. В те годы он был ктитором храма. По традиции, должность старосты при многих храмах была наследственной, и многие купеческие семьи опекали «свои» храмы из поколения в поколение. Престол храма был освящён в честь небесного покровителя Я.Г. Буфеева — святого апостола Иакова, брата Господня.

Впоследствии могила благотворителя располагалась возле храма, надгробие с которой было утрачено в 60-е гг. XX века. Есть предположение, что и другие представители семейства Буфеевых также были благотворителями храма Иоанна Предтечи в Городищах.

Храм Зачатия Иоанна Предтечи упоминается в русской литературе более 100 лет назад — в книге Н.Д. Иванчина-Писарева «Прогулки по древнему Коломенскому уезду» : «Храм, без всякого сомнения, стоял здесь ещё несколько столетий до Междуцарственной невзгоды: он построен из белого камня, и, по преданию, существует около семи веков, — итак мог быть построен Всеволодом Великим. Всё ручается за его глубокую древность: грубая массивность всего здания, составленного из неправильно тёсаных камней, скреплённых цементом, как строились первые храмы в России...

Замечательно высеченное на наружной стене, при входной двери, изображение дракона. Этот храм претерпел некоторые поновления...». Тот же автор ввёл в научное обращение и только что упомянутый рельеф храма, названный им изображением «дракона или грифона». Н.Д. Иванчин-Писарев выдвинул фантастическую гипотезу о том, что это изображение «дракона» принадлежало татаро-монголам, оставившим его «в память их владычества на стене храма каменного...». Отсюда пошла «народная» версия у местных жителей, что камень является «печатью Батыя». В основу легенды действительно легли исторические события: 1 января 1238 года под Коломной в битве с татаро-монголами погиб князь Роман Ингорович Рязанский. Предание гласит, что хан Батый настолько был восхищён мужеством князя, что повелел похоронить его по православному обряду со всеми почестями. А храму и могиле героя дал свой охранный знак.

Церковь зачатия Иоанна Предтечи в Городищах в Коломне.

Большой белый камень с рельефом (размер по лицевой стороне 32 х 44 см), изображающий диковинного зверя, вставлен в северную стену храма слева от входа. Рельеф высечен на поверхности правильно обтёсанного блока плотного известняка. Высота рельефа 2-2,5 см. Фигура почти лишена дополнительной разделки и своей ровной округлостью напоминает народную деревянную резьбу. Зверь, высеченный в камне, изображён в движении. Одна из передних лап поднята. Хорошо сохранившийся так называемый зооморфный барельеф является не только уникальным по своей архаичной форме памятником каменного декора, но и косвенным свидетельством принадлежности храма Зачатия Иоанна Предтечи к началу XIV века.

Откуда происходит этот барельеф и какова его дата? Раствор, на котором рельеф был вставлен в нишу стены, тождественен раствору кладки самой стены. Следовательно, он был вставлен при постройке храма. В настоящее время оригинал блока находится в Коломенском краеведческом музее, а на храме — гипсовая копия. Современные исследователи расходятся в трактовке изображения. Б.Л. Альтшуллер называет изображённое существо единорогом. По его мнению, об этом говорит острый отросток на носу и хорошо переданные копыта. СВ. Заграевский3 считает, что это не что иное, как василиск — чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом. Изображений подобных существ в декоре домонгольских храмов достаточно много, например, во владимиро-суздальских храмах. Н.Н. Воронин говорит о том, что, на первый взгляд, рельеф напоминает собаку. Но, возможно, на городищенском рельефе изображен волк, барс или даже лев, выполненный в несколько наивном стиле. О.П. Булич в своей книге «Коломна. Пути исторического развития города» приводит предположение профессора А.И. Некрасова о том, что резные плиты с изображением драконов типа городищенского и владимирского являются гербами суздальских князей. Г.К. Вагнер и СВ. Чугунов в книге «По Оке от Коломны до Мурома» говорят о том, что рельеф церкви правильнее связывать с московской эмблематикой. Они вспоминают личную печать Ивана Грозного, где был изображён единорог, и связывают рельеф с коломенскими событиями 1552 — 1553 гг. — походом на Казань. При этом рассказывается о миниатюрах Радзивилловской летописи (XV век), где есть единорог, но там он выступает как символ смерти. В «Изборнике Святослава» (1073 год) единорог — это знак зодиакального круга. Таким образом, вопрос о трактовке изображения на храме Иоанна Предтечи остаётся открытым.

Городищенская церковь была предметом особого внимания и заботы Коломенских архиереев. Ярким свидетельством такого к ней отношения является предписание Коломенского епископа Вениамина (Сахновского) в 1735 году в ответ на прошение посадского жителя Стасова о постройке у Предтеченской церкви деревянной паперти. В предписании указывается: «Позволяется строить только хорошим бы строением и света бы в церкви не отнять, и паперть светлая быть могла».

Именно епископ Вениамин «завёл в Коломне вместо архиерейской школы Семинарию или Славяно-Латинскую школу». Известно, что в 1755 году другим епископом была заведена книга сбора пожертвований для восстановления в церкви иконостаса, образов, икон и утвари. Было предписано: «Возобновить церковные ветхости».

В 1780 году было дозволено вновь перекрыть церковь железом и сложить новую каменную колокольню. В предписании на строительство дополнительно указывалось, что землю, отмежёванную для кладбища, следует «по надлежащему огородить». Поскольку крестьяне села Городищ этого предписания не выполнили и три года спустя (в 1783 году) кладбище так и оставалось неогороженным, из консистории был послан указ Коломенскому нижнему земскому суду с требованием, чтобы крестьяне «сделали ограду оного кладбища из оставшегося от колокольни подвязного леса и жердей и впредь поправляли её».

С историей храма связаны имена священников, сведения о которых частью сохранились до наших дней. Известно, например, что в 1797 году в приходе храма было 130 дворов. Священником в храме в это время был Пётр Иванов, дьяконом — Михаил Прокопиев, пономарём — Иоаким Яковлев. В 1887 году составляется «Метрика для получения верных сведений о древне-православных храмов Божиих зданий и художественных предметов». Именно из неё мы узнаём, что в то время священником при храме был Иоанн Амкиевич Попов, который «воспитывался в Спасо-Вифанской семинарии». Отцу Иоанну на тот момент было 75 лет. 49 лет и 8 месяцев из них он служил Богу в священном сане. Вероятно, в год составления метрики отец Иоанн отошёл ко Господу, и на его место назначили священника Василия Платоновича Покровского в возрасте 51 года (родился в 1836 году).

Отец Василий Покровский в 1860 году окончил, как и отец Иоанн, Спасо-Вифанскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда и в 1861 году был рукоположен в священника к церкви Святого мученика Иоанна Воина в селе Куркино Коломенского уезда (ныне это Ступинский район). Там он открыл школу и безвозмездно обучал прихожан, за что ему было даже преподано благословение Святейшего Синода. В 1872 году он был награждён набедренником, в 1875 году — скуфьёй, а в 1879 году — камилавкой . В 1883 году священник Василий Покровский по состоянию здоровья был уволен за штат, а через год определён к Воскресенской церкви села Воловичи Коломенского уезда, где позже при храме тоже открывается школа. В 1887 году отец Василий был перемещён в село Городищи. Ему сослужили дьакон Георгий Михайлович Величкин и псаломщик Алексей Павлович Озерецковский. В том же году при храме учреждается церковно-приходская школа, разместившаяся в наёмном доме. Заведующим школой до 1909 года был сам отец Василий, который безвозмездно обучал детей и прихожан.

Последние 7 лет (с 1902 года) попечительницей школы была жена коломенского купца I гильдии, владельца типографии-литографии, фабрики конторских книг, писчебумажного магазина и художественной фотографии — А. Тембурская. В 1888 году священник Василий Покровский был награждён орденом Святой Анны 3-й степени за труды по народному образованию. Известно, что в школе к 1916 году обучалось 46 мальчиков и 38 девочек, а в церковной библиотеке было около 60 книг. Надо отметить, что книга в те времена была необычайной роскошью — далеко не каждая богатая семья могла иметь домашнюю библиотеку. В 1891 году священник Василий Попов утверждён благочинным. С 1891 по 1896 гг. он был наблюдателем приходских школ благочиния. А в 1895 году — утверждён членом Правления Коломенского духовного училища. Известно, что протоиерей Василий Покровский овдовел. На его попечении остались три дочери и сын: Анна, Серафима, Зоя (род. в 1867 году, была замужем за священником Сергием Никольским церкви села Куркино), Александр (род. в 1873 году, был священником Покровской церкви села Покровского Бронницкого уезда).

С 1905 года в Предтеченском храме служил протоиерей Родион Иванович Смирнов. На тот момент отцу Родиону было 39 лет. В 1886 году он окончил Московскую духовную семинарию. Известно, что у отца Родиона и его супруги Елены было пятеро детей. В 1887 году определён во священника к Воскресенской церкви села Воскресенского Коломенского уезда. В 1891 — 1901 гг. священник Родион Смирнов состоял ведомственным духовником, с 1892 по 1896 гг. — ведомственным следователем.

В 1892 году отец Родион был награждён набедренником, а в 1898 году — скуфьёй. Имел медаль в память царствования императора Александра III.

В 1899 году им была получена письменная благодарность от Московского учебного округа за труды по народному образованию. В 1901 - 1905 гг. был заведующим и законоучителем воскресного женского церковноприходского училища, на построение и дальнейшее содержание которого потратил собственные средства. В 1902 году получил Архипастырское благодарение за внимание к делу преподавания Закона Божия в школах благочиния. В 1901 — 1905 гг. был благочинным. В 1905 году отец Родион переведён к Иоанно-Предтеченской церкви города Коломны. В 1908 году он утверждён кандидатом в члены правления Коломенского духовного училища. В 1908 году священник Родион Смирнов был награждён наперсным крестом. В 1911 году отец Родион перемещён по прошению в Спасо-Бородинский монастырь, а затем к Троицкой церкви села Раменское. Имел серебряную медаль в память 25-летия церковноприходских школ, награждён орденом Святой Анны 3-й степени и медалью в память Отечественной войны 1812 года. Имел юбилейные знаки отличия в память 300-летия Дома Романовых.

В 1912 году в священники храма рукоположен Василий Сергеевич Соболев, которому было 29 лет. Псаломщиком при храме в это время был Алексей Павлович Озерецковский. Отец Василий в 1908 году окончил Московскую духовную семинарию с аттестатом первого разряда. В 1908 — 1912 гг. был учителем в Дорковско-Архангельской церкви Бронницкого уезда и преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе села Городищи. У отца Василия и его супруги Анны Алексеевны родилось двое детей: Мария и Георгий. Известно, что с 1914 года церковным старостой был крестьянин Павел Степанович Воронков.

Далее: Новомученик священник Сергий Бажанов.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос