Новомученик священник Сергий Бажанов

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

Церковь зачатия Иоанна Предтечи в Городищах

Новомученик священник Сергий Бажанов

В 1923 году в храм Иоанна Предтечи был переведён Сергий Бажанов — будущий священномученик. Отец Сергий родился 3 февраля 1883 года в селе Сандыри Коломенского уезда Московской губернии, в семье псаломщика Петра Бажанова. Он окончил три класса Московской Духовной семинарии и был рукоположен в сан диакона к коломенскому Успенскому собору. В 1918 году диакон Сергий был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви села Троицкие Озерки Коломенского уезда. В 1923 году он был переведён в Иоанно-Предтеченскую церковь села Городищ, а с 1930 года стал служить в Никольской церкви в селе Городня Луховицкого района. Отец Сергий был награждён набедренником, скуфьёй, а в 1928 году епископ Коломенский Феодосии (Ганицкий) наградил его камилавкой.

В конце 20 — начале 30-х гг. XX века власти усилили гонения на Русскую Православную Церковь. В марте 1930 года начальник районного отдела ОГПУ допросил крестьянина из села Городня с той целью, чтобы получить показания против священника, но тот не обмолвился о священнике ни словом. Тогда же был допрошен сторож церкви. Он сообщил: «Признаю свою вину в том, что я во время проведения сельсоветом работы по засыпке в общие амбары семфонда выступил на собрании 3 марта против этой засыпки... Я признаю, что дня за два до собрания на квартире у священника вечером собрались отец Сергий, Василий Ефимович Карпухин и его жена Марья, я — Михаил Хренкин. Мы разговаривали по поводу сбора семян и о колхозах. Отец Сергий говорил, что советская власть обдирает и душит крестьян, что семена засыпать в общественные амбары не нужно, таким способом советская власть хочет загнать крестьян в колхозы. Мы поддерживали священника, я и Карпухин тоже говорили, что нужно не давать семян. Священник Сергий — личность явно противосоветская, и всегда в разговоре с Карпухиным, у которого он живёт на квартире, а также и со мной, когда я прихожу к ним, выявляет своё недовольство тем, что на него наложили 500 рублей налога и 300 рублей самообложения, и по этому поводу он говорит, что советская власть душит не только попов, но и крестьян, облагая их непосильными налогами».

В тот же день был допрошен и отец Сергий. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «За собой вины против советской власти никакой не знаю, антисоветской агитации не вёл, церковников, антисоветски настроенных, вокруг себя не группировал, никакой работы по разложению колхозов не вёл, внушением населению мысли о незасыпке семян в общественные амбары не занимался. Я выражал недовольство лишь тем, что мне тяжело платить налоги».

Через два дня, 8 марта 1930 года, власти арестовали священника. Первое время он содержался под стражей в районном отделении НКВД, а с 24 марта — в тюрьме города Коломны.

18 марта следователь допросил Карпухина, хозяина дома, где жил священник, и тот сказал:

«Чистосердечно признаю свою вину в том, что в связи со сбором семенного фонда я действительно говорил, что у нас нет столько земли, сколько спустил сельсовет собрать семян в своих контрольных цифрах. Также подтверждаю показания Хренкина о том, что перед общим собранием по поводу ссыпки семян в общие амбары у меня в доме были гражданин Хренкин, священник Сергий Бажанов, я и моя жена Марья; разговаривали о ссыпке семян и о колхозах. Священник Бажанов говорил: «Налоги тяжёлые, не только попов, но и вас, крестьян, душат».

В отношении семян он говорил: «Семена ссыпать не стоит, и вы от ссыпки воздержитесь, семенами коммунисты хотят вас загнать в колхозы. Вы семян не ссыпайте и предупредите других». Хренкин, поддерживая священника, говорил, что «эти семена пахнут колхозами».

Кроме крестьян, которые не ходили в храм, были допрошены и верующие крестьяне. Старушка Анна Ивановна Журавлёва, отвечая на вопросы следователя, сказала: «Несколько дней тому назад, число и день не помню, гражданка нашей деревни Прасковья Демова, живущая напротив моего дома, увидев меня на крыльце, позвала к себе и сказала, что нашего батюшку забрали, пойдём к Медведевой и узнаем, за что его взяли. По пути следования к нам примкнуло ещё несколько женщин, и мы, пригласив Медведеву, церковную старосту, пошли в сельсовет узнать о причине ареста. В сельсовет мы пришли, но нам там ничего не сказали, и мы ушли по домам, погоревав о батюшке.

Батюшку нам было жаль, потому что некому будет нас схоронить». Вслед за этим была допрошена Мария Кузьминична Медведева, и она, отвечая на вопросы следователя, сказала: «Я состою членом церковного совета со времени открытия церкви в селе Городня около двух лет тому назад. Со священником Бажановым жила всегда дружно. Недовольств с его стороны на советскую власть никогда не слышала.

Обычно он всегда советовал нам подчиняться власти, заявлял, что в такое время живём и надо терпеть. Когда батюшку забрали, я его очень жалела, думая, что его напрасно арестовали. Дня четыре или три тому назад ко мне в дом пришли Лукерья Кузьминична Зимина и Анна Журавлёва и стали посылать меня в совет узнать, за что взяли нашего батюшку. Я идти одна отказалась, и мы все трое пошли в совет, а в пути к нам присоединилось ещё около семи женщин, и мы, придя в совет, хотели узнать причину его ареста, но нам этого не сказали, и мы разошлись по домам».

Фельдшер, которого обвинили в знакомстве со священником, ответил следователю: «Личного знакомства со священником Бажановым я никогда не имел. О его антисоветской агитации против засыпки семян ничего не знаю. Больше показать ничего не могу».

После допросов свидетелей отец Сергий вновь был допрошен, и он сказал: «Виновным себя ни в чём не признаю, никакой антисоветской и антиколхозной агитацией не занимался... Когда я был на квартире у себя и разговаривал с квартирным хозяином, я действительно жаловался на большие налоги, наложенные на меня, но о налогах вообще, и о колхозах, и о жизни крестьян я не говорил, и никаких советов я никому не давал».

После всех этих допросов следователь составил обвинительное заключение, в котором писал, что священник будто бы «с 1930 года вёл систематическую агитацию, направленную на срыв проводимых партией и советской властью мероприятий в деревне, благодаря его внушению в селе Городня было сорвано создание семенного фонда к весенней посевной кампании 1932 года».

3 июня 1932 года «тройка» ОГПУ приговорила отца Сергия к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала в Медвежьегорск. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в том же храме. 14 октября 1937 года отец Сергий был снова арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве.

Следователь на допросе стал спрашивать об аресте священника в 1932 году.

— В 1932 году вы вели контрреволюционную агитацию против колхозного строительства? — спросил он. — Подтверждаете ли это?

— Этого я не подтверждаю, — ответил священник.

— В 1936 году среди колхозников вы вели контрреволюционную агитацию?

— Этого я не признаю.

— В мае 1937 года вы среди колхозников вели контрреволюционную агитацию на религиозные темы?

— Этого я не подтверждаю.

25 октября 1937 года «тройка» НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Бажанов был расстрелян 31 октября 1937 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Далее: Святыни храма.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос