Клинский район

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Клинского района Московской области.
  • Клинский район Московской области

    Земли, на которых расположен Клинский район, в XII-XIII вв. входили во Владимиро-Суздальское княжества, из которого в середине XIII в. выделилось Тверское, в состав которого вошли клинские земли. Древний г. Клин стоит на р. Сестре. Впервые в летописи он упомянут под 1317 г. при грозных для города обстоятельствах.

    Город неоднократно разоряли татаро-монголы. 1 декабря 1408 г. войска хана Едигея появились под Москвой, поход был вызван тем, что великий князь московский Василий Дмитриевич приютил у себя бежавших из Орды сыновей свергнутого хана Тохтамыша. Едигей послал тверскому князю Ивану Михайловичу приказ «быти у Москвы... с всею ратью тверскою, и с пушками и с тюфяки (также артиллерийское орудие), и с самострелы и с всеми сосуды градобитными». «Князь же Иван не хотя сего сотворити, ни изменити крестного целования и давнего мира и любви с великим князем, но сице умысли: с Твери поиде без рати, не во мнозе дружине, и не доехав Москвы возвратися паки с Клина на Тверь...» Отряды Едигея в ту же зиму «взяша волость Клиньскую и множество людии посекоша, а иных в плен поведоша».

    В 1482 г. Клин со всем Тверским княжеством был присоединён к Москве.

    В 1569 г. Иоанн Грозный получил ложный донос, от одного бродяги, наказанного новгородцами, о том что новгородцы хотят предаться польскому королю.

    В декабре 1569 г. Грозный двинулся из Александровской слободы на Великий Новгород и начал разгром с границ тверских владений, с Клина. Клин, как и многие города Руси, сильно пострадал в Смутное время.

    В конце XVIII в. в городе с населением немногим более тысячи человек было 70 постоялых дворов, 2 харчевни, 9 кузниц, 21 торговая лавка, 3 соляных магазина, 3 винных погреба и 4 питейных дома. В рядах торговали тканями, обувью, виноградными винами, мясом и рябой, товары получались в основном из Москвы. Занятия жителей наложили отпечаток на планировку города, он стал вытягиваться вдоль самой оживлённой дороги того времени, из Москвы в Петербург. В конце XVIII в. были уничтожены древние валы кремля.

    В 1778 г. академик Герард Фридрих Миллер посетил Клин и оставил заметки о быте жителей: «Клин имеет то особливое, что, выключая церковных служителей и немногих разночинцов, весь населён ямщиками. Но не всегда так было. До Петра Великого жили в Клину купцы, ремесленники, общим именем посадские называемые, как и в других городах. Но творческий дух великого монарха мог из своих подданных всё сделать, что хотел. Купцы и ремесленники превратились в ямщики, когда то полезно и нужно было... Во окруженной земляным валом крепости... надлежало бы быть, по примеру других городов, соборной церкви. Здесь того нет. Жительство разделяется на две слободы, первая разночинская и солдатская, другая ямская. Между ними течет р. Сестра».

    В первой две церкви: бывшая прежде монастырская церковь Успения Пресвятой Богородицы, ныне приходская Преподобного Сергия Чудотворца, в другой слободе Воскресения Христова и Николая Чудотворца каменная, которая еще не отделана». Успенский девичий монастырь упразднён в 1761 г., его каменный собор, обращенный в приходскую церковь, построен в середине XVI в. В начале XIX в. храм был перестроен, к нему пристроена трёхъярусная колокольня.

    В 1992 г. колокольня возвращена верующим, и с 1994 г. в обустроенной в ней церкви Святой Троицы совершаются богослужения. В 1802-1836 гг. рядом был построен пятиглавый Троицкий собор (трёхпрестольный, приделы Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая Мирликийского). Одноярусный мраморный иконостас был сделан по рисунку архитектора Бове.

    Внутри храм сохранил свою структуру и сводчатые перекрытия. Во 2-й половине XIX в. поблизости была построена Иверская часовня, разрушенная в советское время. В Троицкий собор, где был хороший церковный хор, на богослужения ходил П.И. Чайковский. Он был дружен с псаломщиком собора И.В. Крыловым. Композитору перед собором поставлен памятник.

    На Дворянской улице стоит единственное в Подмосковье сохранившееся со столь давних времён здание больницы, выстроенное в 1830-х гг. на средства купца Лепёшкина, мещанская богадельня (2-я треть XIX в., в богадельне 20 призреваемых содержались на счет Мещанского общества, в 1911 г. их стало 60) и построенная при ней в 1890 г. по проекту архитектора Сергея Константиновича Родионова(1859-1925) часовня Фёдоровской иконы Божией Матери (закрыта в советское время, лишилась главок, в 1994 г. возвращена верующим и восстановлена), а также гимназия, построенная в 1904-1912 гг.

    Каменная церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» строилась на городском кладбище между 1847 и 1860 гг., освящена в 1861 г. Она была приписана к Троицкому собору.

    Храм стал хранилищем святынь Клина, собиравшихся здесь из закрытых церквей и часовен города. Из привокзальной часовни после её закрытия верующие перенесли чтимый образ Божией Матери. называемый Клинским. Из церкви Святителя Тихона при тюремном замке -храмовый образ этого святого. В 1947 г. с северной стороны храма Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» был освящён маленький алтарь в честь Святителя Тихона Задонского.

    На Клинском городском кладбище похоронен отец композитора М.А. Балакирева, Алексей Балакирев. У храма, с северной стороны, похоронен церковный староста 1920-х гг. Алексей Павлович Шепелев. В Клинском тюремном замке в 1864 г. была устроена церковь Святителя Тихона Задонского. В 1907 г. по инициативе её настоятеля о. Сергия Щедрова и ктитора С.М.Воронкова был заложен и в 1908 г. построен каменный храм Святителя Тихона Задонского. Он был приписан к Троицкому собору г. Клина. В 1920-е гг. храм был закрыт, разрушены его главка и верх колокольни. В 1960-е гг здание приспособили под склад. Тюремный замок использовался под жильё. В 1989 г. оба здания переданы верующим. Так как престол храма Святителя Тихона Задонского был в 1947 г. освящён в храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил освящение восстановленного храма в честь Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси. В 1995 г. в храме был освящён второй престол - в честь Святителя Филарета Митрополита Московского.

    С помощью администрации получены помещения для устройства церквей в пос. Малеевка, пос. Покровка, в д. Вертково. Устроена Петропавловская церковь в д. Павельцево. В 1998 г. совершено первое богослужение во временном храме Святой блаженной Ксении Петербургской в г. Клину, идет строительство каменного здания этого храма. В 1991 г. усилиями духовенства г. Клина и администрации при доме-интернате для престарелых и инвалидов создан домовый храм Преподобномученицы великой княгини Елизаветы.

    В 1996 г. при городской больнице открыт домовый храм Великомученицы Варвары.

    В начале XVIII в. им владел Лев Кириллович Нарышкин (1664-1705 гг.), брат царицы Натальи Кирилловны, второй жены царя Алексея Михайловича и матери императора Петра I.

    Он был женат дважды. От первой жены Прасковьи Фёдоровны (ум. 1701 г.) у него были сыновья Александр и Иван (1700-1734 гг.) и три дочери, и две дочери от второй, Анны Петровны Салтыковой (ум. 1728 г., после смерти Нарышкина царь Пётр выдал её замуж за своего фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева). У Ивана Львовича Нарышкина была только дочь Екатерина Ивановна, выданная императрицей Елизаветой за графа К. Г. Разумовского. Майданово перешло к сенатору, кавалеру ордена Святого Апостола Андрея Первозванного - высшей награды Российской империи - Александру Львовичу Нарышкину (1694-1746 гг.), двоюродному брату императора Петра I, который его любил и называл часто просто Львовичем. Нарышкин 13 лет учился в Германии, Франции, Испании и Италии. Был директором Морской академии, московской и других школ, президентом Камер-коллегии и директором артиллерийской конторы. При императоре Петре I из-за конфликта с Меншиковым был сослан в дальние деревни. При императрице Анне состоял президентом Коммерц-коллегии. У А.Л. Нарышкина от брака с графиней Еленой Александровной Апраксиной (она владела Майдановом в 1750 г.) были сыновья Александр (1726-1795 гг.), гофмаршал Петра III и обершенк Екатерины II, женатый на её приятельнице Анне Никитишне Румянцевой, статс-даме и гофмейстрине, и Лев (1733-1799), обер-шталмейстер Екатерины II, величайший шутник своего времени.

    «Он был, - писал современник,- вельможа тем более опасный, что под видом шутки, всегда острой и язвительной, умел легко и кстати высказывать самую горькую правду». Нарышкин отличался необыкновенным хлебосольством и страстью устраивать великолепные и шумные балы, маскарады и пикники. Один из маскарадов, данный им для Екатерины II в 1772 г., стоил ему 300 тысяч рублей. «С утра до вечера раздавались в доме его радостные крики, громкий хохот, шум пиршества, гром музыки, целый день тут ели, смеялись, пели, танцевали; каждый мог являться без приглашения, уезжать не прощаясь». Л.А. Нарышкин был удостоен высших российских орденов: Святой Анны 1-й степени (1757), Святого Александра Невского (1761 г.), Святого Апостола Андрея Первозванного (1762). Скончался он в Санкт-Петербурге на 67-м году жизни, похоронен в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры, на его надгробном памятнике надпись: «От племени их Пётр Великий родился».

    В 1773 г. была построена каменная церковь иконы Божией Матери Знамение, разрушенная в советское время.

    В марте 1891 г. Пётр Ильич, отправляясь в длительное заокеанское путешествие, окончательно покинул Фроловское. Так как неоднократно предпринимавшиеся ранее попытки найти в Подмосковье подходящую усадьбу (близ Звенигорода или Подольска, в Химках, в Ховрине и других местах) всегда оказывались тщетными, то Пётр Ильич решил по возвращении из Америки временно обосноваться в уже знакомом ему Майданове.

    На допросе он «чистосердечно раскаялся в своих безрассудных действиях: время, опыт и зрелое рассуждение убедили его в истине, что в отечестве нашем приведение в действие теорий, его восхищавших, по многим причинам невозможно, и что всякая перемена, не от престола истекшая, может быть пагубна». Признан виновным «на цареубийство согласием», «в умысле бунта», сослан на каторжные работы в Читу, туда в 1828 г. приехала его жена, в 1834 г. выпущен на поселение, в 1853 г. ему разрешено вернуться, и в мае он уже в своём имении Марьино (ныне в черте г. Бронницы).

    В 1826 г. в с. Спасском-Коркодинове была построена церковь Преображения Господня. В 1918 г. усадьбу национализировали, в доме устроили общежитие рабочих фабрики Каулен и Кост, располагавшейся в Спасском. Церковь и дом разрушены, от усадьбы сохранился парк, от храма - остатки фундамента.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Источник материала: книга «Город Клин и храмы Клинского района». Протоиерей Олег Пэнэжко. Владимир, 2003.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос