Московский Кремль
Спасские ворота

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Эта дата знаменательна тем, что в 1658 г. по Указу царя Алексея Михайловича главные ворота Московского Кремля и башня над ними были названы Спасскими. Спасские ворота особо почитались в народе. Перед входом мужчины обязательно снимали головные уборы, и было запрещено проезжать верхом через них. Осквернение святых врат строго осуждалось, и ослушников даже наказывали. Святыми ворота считались, потому что на башне и со стороны Кремля, и со стороны Красной площади были размещены иконы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского, в честь которых и было дано новое имя башне и воротам Московского Кремля. Постепенно Спасская башня Московского Кремля стала главным символом Москвы. Недаром разозлённый Наполеон, покидая Москву, решил её взорвать. Но вовремя подоспевшее казачье войско нарушило злодейские планы французских захватчиков. Это не единственная легенда, связанная со Спасской башней. Не менее интересна и её история, как всемирно известного памятника Московского зодчества.

Построенная по указу Ивана III в 1491 г. итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари башня представляла собой сооружение приблизительно вдвое ниже современного (т.н. «шатёр» над ней был надстроен около двух столетий спустя). Прототипом соларевской башни служили северо-итальянские крепостные сооружения. Явное сходство видно в оформлении крепостной стены в виде зубцов, представляющих собой форму «ласточкиного хвоста».

Тогда ворота Кремля и башня над ними именовались Фроловскими. Связано это было с тем, что дорога, проходящая от башни, вела к церкви Флора и Лавра на Мясницкой улице.

При царе Михаиле Фёдоровиче в 1620-е гг. над башней надстроили «шатёр». Автором этого необычного проекта оказался английский зодчий Христофор Галовей. Известно, что помогал ему русский мастер Важен Огурцов. На башне, следуя европейской моде, установили обнажённые фигуры или, как их называли тогда, «болваны», что в свою очередь эпатировало народ. Фигуры пришлось наряжать в одежды, а вскоре их и вовсе убрали.

В середине XVII в. в Московском государстве началась страшная эпидемия чумы, захватившая многие города. Единственный город, который чума прошла стороной, оказался Хлынов. Говорили, что город хранит от бедствий образ Спаса Нерукотворного. Слухи о чудотворной иконе дошли и до самого царя Алексея Михайловича. Не медля, он издал Указ о доставлении иконы в Москву. Образ Спасителя был провезён через ворота Фроловской башни. Вскоре здесь над воротами был размещён его список, обращенный к Кремлю. Оригинал же был оставлен в Москве и хранился в Новоспасском монастыре. Обратно в Хлынов отправили другой список.

После Октябрьской революции Москва утратила свои главнейшие святыни, столько веков хранивших её от разных бед. И оригинал, и список с иконы бесследно исчезли.

Более благосклонна судьба отнеслась ко второму надвратному образу Спаса, обращенному к Красной площади. Долгие годы икона считалась утраченной, и единственным грустным напоминанием о ней служил белый прямоугольник над воротами Спасской башни. И только в наши дни после тщательного обследования икона была обнаружена под слоем штукатурки на прежнем месте. Как оказалось, в послереволюционные годы работники мастерской Игоря Грабаря, рискуя собственной жизнью, сохранили её, как и многие другие памятники древнерусского искусства.

Образ Спаса Смоленского появился над воротами башни в 1514 г. в честь победы московского княжества в битве за Смоленск. А в 1521 г. икона была заменена на фреску, чудом сохранившуюся с небольшими изменениями до наших дней. 28 августа прошлого года состоялось торжественное освещение возвращённой святыни при участии Святейшего Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла и Президента РФ Дмитрия Медведева.

Анастасия Зарецкая


Источник информации: газета «Русская береза», № 4 (22) апрель 2011 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос